30 November 2024, 13:04

Author Topic: Исчезнут ли в 2014-м MMO по подписке?

RPG diary

  • Sysop-In-A-Box
  • ***
  • Posts: 1996
    • RPG diary

Исчезнут ли в 2014-м MMO по подписке?

В 2012-м казалось, что модель доступа к MMO по подписке теряет жизнеспособность. Три крупные MMO, стартовавшие в то время (Tera, The Secret World и SWTOR), не смогли и года продержаться с абонентской платой: перешли на free-to-play. Но в 2013-м разработчики горой встали за подписку. Несмотря на рыночные тенденции, и The Elder Scrolls Online, и WildStar будут придерживаться абонентской модели. С учетом того, как нелегко пришлось тем (играм), которые пытались идти этим же путем годом ранее, таким поступком индустрия красноречиво заявляет о своих намерениях. Вопреки предположениям, что «абонентка» вот-вот накроется медным тазом, мы, возможно, увидим возрождение бизнес-модели, которую многие были готовы списать со счетов.

В прошедшем 2013 году многие крупные игроки – включая Bethesda, Carbine и Square Enix – поддержали модель абонентской платы, гарантировав, что мы не увидим ее исчезновение в этом году, хоть многие геймеры на это и надеялись. Carbine хотя бы готова поэкспериментировать: Wildstar работает по подписке, но можно оплатить месяц игры с помощью предмета под названием C.R.E.E.D, и один из способов его приобрести – купить за игровую валюту у других пользователей (также C.R.E.E.D предлагают приобретать за реальные деньги на сайте компании). Но и The Elder Scrolls Online, и Final Fantasy XIV не стали стартовать без «абонентки», пускай их за это сильно критиковали. Так откуда у них такая смелость?

В случае с Final Fantasy XIV причину разъяснил продюсер Наоки Ёсида. По его утверждению, подписка свидетельствует, что разработчики уверены в качестве продукта. И если учесть, каким провалом была оригинальная FF XIV,  компании явно было важно создать новой игре позитивный имидж.

Также подписка позволяет разработчикам строить планы на будущее, поскольку дает уверенность в том, что у них хватит средств на новые серверы и их поддержку в ближайшем будущем (именно этот аргумент привели разработчики The Elder Scrolls Online, когда их стали настойчиво расспрашивать о причинах выбора). Когда Ёсида сделал заявление, его слова вызвали поток протестов, и все подряд пророчили крах и самой MMO, и Square Enix. Но в реальности дела разворачивались совсем иначе.

В августе 2013-го Final Fantasy XIV стартовала заново, с абонентской платой, и ее ждал успех. Настолько ошеломительный, что цифровые продажи игры были временно приостановлены, пока компания добавляла новые серверы и стабилизировала работу существующих. Хотя многие критиковали компанию за решение оставить подписку, то, что этот план удался, доказывает: спрос будет, если игра достаточно хороша. Когда я не так давно беседовал с креативным директором WildStar Маттом Мокарски, он подвердил, что это действительно так и привел следующий пример: когда каждая новая MMO выходит, ее активно покупают, но число подписчиков быстро сокращается. По его мнению (и я склонен с ним согласиться), это объясняется тем, что сами игры не оправдывают подписку, а не тем, что люди не готовы платить в принципе. Но если существование подписки расценивается покупателями как своеобразная гарантия качества, означает ли это, что игры без нее – гарантированно всякий треш, который выпустили на рынок только для того, чтобы нажиться на покупателях? Ответ, очевидно, – нет. Хороший пример тому – Guild Wars 2.

Хотя сама игра вышла в 2012-м, именно в 2013-м Guild Wars 2 укрепилась на рынке, когда ArenaNet взяла за правило каждые две недели выпускать весомое обновление для нее. Когда компания анонсировала это решение, оно воспринималось не просто смелым, а практически неправдопобным. Люди радостно хмыкали, что вот, мол, со стороны ArenaNet безрассудно делать настолько громкие заявления и строили предположения насчет того же, как скоро выяснится, что компания больше не может выполнять свое обещание. Но ArenaNet слово сдержала. Соответственно, многие стали озвучивать следующее мнение: дескать, раз ММO ААА-уровня может существовать без подписки и добавлять новый контент быстрее, чем те, кто каждый месяц получает от пользователей деньги, то наверняка это означает, что единственные, кому выгодна абонентка, – жадные издатели?

Вообще-то нет, но необязательно по тем причинам, которые вы предполагаете. Хотя опыт Guild Wars 2 свидетельствует, что игра может предлагать регулярные апдейты и одновременно не требовать абонентскую плату, минус в том, что это расхолаживает играть постоянно. Это как ходить в спортзал – если оплачиваешь абонемент, то мотивация не пропускать занятия сильнее. В отличие от многих других MMO, тут я ничего не теряю если не логинюсь. Конечно, на словах звучит прекрасно, но так ли уж это хорошо? Если я сейчас залогинюсь в Guild Wars 2 после шести месяцев перерыва, то выяснится, что я упустил 13 апдейтов, благодаря которым развились и сюжет, и мир. И в результате мне нужно заново вникать в происходящее. Вероятный сценарий развития событий: я отсоединюсь и забуду об игре насовсем, тем более, что меня не удерживает оплаченный абонемент. MMO сильно зависят от коммьюнити, так что если я оставлю друзей и соратников по серверу, вырастает вероятность, что и они последуют моему примеру. И не пройдет много времени, как этот «эффект домино» больно ударит по всей игре. Пока у Guild Wars 2 все обстоит неплохо, но, несомненно, этот сценарий стоит учитывать.

Самое главное, впрочем, в том, что успех Guild Wars связан с одной немаловажной деталью. Безусловно, ключевую роль играет то, как ArenaNet соблюдает обязательства по предоставлению свежего контента. Но принципиально и то, что игру всегда задумывали как существующую за счет микротранзакций и сразу делали такой, чтобы она могла выжить без предсказуемого дохода в виде абонентской платы. В результате получилась новинка, в которой монетизация реализована так, что воспринимается менее навязчивой, чем в тех играх 2012 года, которые изначально использовали модель подписки, а потом перешли на free to play. Достаточно взглянуть, например, на катастрофический переход Star Wars: The Old Republic на free to play, чтобы увидеть, какие сложности возникают, когда игра с «абоненткой» пытается изыскать новые источники дохода там, где изначально никаких микротранзакций не планировалось.

Но обречена ли модель по подписке, несмотря на все усилия разработчиков и издателей? Недавно даже World of Warcraft – игра, в которой все еще больше текущих подписчиков, чем у большинства MMO за всю жизнь – добавила в игровой клиент магазин, где за реальные деньги предлагали купить внутриигровые предметы. Хотя это новшество приняли очень прохладно, магазин – по сути просто расширение того, что Blizzard последние пару лет предлагала на официальном сайте. Но очень красноречиво желание оповестить как можно больше людей о существовании магазина. Движет ли компанией простое желание обеспечить единый доступ ко всем опциям по покупке контента? Или она пытается таким образом гарантировать себе стабильный доход, в то время как количество подписчиков уменьшается? (В 3-м квартале 2013-го, согласно официальным отчетам Blizzard, число подписчиков упало на 100 тыс., а во 2-м – на 600 тыс. – Прим. перев.) Известно, что в ближайшем будущем компания не планирует перевести WoW на ftp-модель, опять же, объясняя свои действия тем, что игра не задумывалась такой с самого начала. Но если даже у настолько успешной MMO-с-«абоненткой» возникают проблемы, на что рассчитывать всем остальным?

Те, кому не нравится идея ежемесячных выплат, часто спрашивают: мол, почему новые MMO не ставят более низкие цены на подписку, подрезая WoW и сохраняя здоровую конкуренцию. Когда я беседовал с основателем Turbine и текущим исполнительным продюсером Carbine Джереми Гаффни, он объяснил, что стандартная модель, при которой потребитель платит $15 в месяц, приносит разработчикам 50% дохода уже после вычетов фиксированных расходов на поддержание игры. «Предположим, вы снизите плату до 10 долларов в месяц», – сказал он. – Ну, значит, вы и свою прибыль только что уменьшили: раньше получали $7.50 с игрока, а теперь только $2.50. Вы извлекаете втрое меньший доход, что означает, что вам нужно втрое увеличить число пользователей, чтобы получать прежний доход. И что, снижение цен произойдет?»

Ответ предсказуемо отрицательный. Цены не будут понижаться. Но опять же само существование Warcraft вносит сумятицу. Из-за ее долголетия все те дополнения, которыми она обросла за долгие годы, делают ее лучшей MMO за свои деньги на рынке. Ее соперники оказываются между Сциллой и Харибдой: кажутся слишком дорогими, ведь вроде бы предлагают меньше контента, но и снизить цены не могут, иначе начнут работать себе в убыток.

Что, наконец, приводит нас к теме The Elder Scrolls Online. Громкое имя плюс долгий период разработки – верный признак, что разработчики изначально собирались вводить абонентскую плату. Но однако реакция на «абонентку» не была позитивной, особенно у владельцев консолей. Вроде и успех Skyrim привлекает, а цены на подписку отталкивают, да еще непонятно, придется ли платить за Xbox Live Gold или PS Plus вдобавок к ежемесячным взносам (На PS Plus, по последним данным, раскошеливаться все же не понадобится – Прим. ред).

Сейчас мне не хочется ударяться в прогнозы насчет успеха The Elder Scrolls Online, но важно признавать, что судьба ее скажется и на жанре, и на предпочитаемых в нем бизнес-моделях. Именно за ней мы все – издатели, пресса и потребители – наблюдаем, чтобы понять, жизнеспособна ли до сих пор модель MMO по подписке.

Но проблема в том, что эта игра не может дать окончательный ответ. Говоря словами Матта Мокарски, если она провалится, то это не значит, будто абонентская плата больше неактуальна. Это значит, что что-то неладно с самой игрой. Я считаю, что у абонентской платы все еще есть своя ниша и мы еще многие годы будем с ней сталкиваться. Окажется ли она снова очень популярной как бизнес-модель, действительно зависит от TESO (и важно заметить, что успех – это не 12 млн подписчиков, даже миллиона вполне достаточно, чтобы удержать компанию на плаву в течение нескольких лет. Успех WoW и тут исказил все ожидания как издателей, так и игроков).

Что принесут нам следующие 12 месяцев, не вполне ясно, но понятно, что хоть в 2014-м абонентская плата вряд ли окончательно докажет свою несостоятельность, это все же не гарантирует, что она окажется на коне.

Автор: Люк Кармали 01.02.2014 via ru.ign.com

Vo-13

  • Fixer
  • *
  • Posts: 2319
Дерьмовая пЕАдорская статья... Воняет заказнухой. :mad_mini:
"Инопланетяне, похищенные другими инопланетянами, чувствуют себя не в своей тарелке."
"Так... Давайте договоримся на берегу..." (с) В.И. Чапаев
"Аз есмь Альфа- и Омега-самец"
О себе: убежденный калсарикяннит.

Unseen

  • Icebreaker
  • *
  • Posts: 7716
    • RPG diary
Дерьмовая пЕАдорская статья... Воняет заказнухой.
С чего ты взял, что заказная, да еще и пЕАдорская? В статье как раз упомянули Свитер в не очень хорошем свете. Если уж заказуха, то от Беседки ;)
Никогда не приписывайте злому умыслу то, что вполне можно объяснить глупостью. Бритва Хэнлона.

Warlogis

  • Sysop-In-A-Box
  • *
  • Posts: 2589
Я до сих пор придерживаюсь мнение, что п2п или абоненка - лучшее решение. Когда все игроки в абсолютно равных условиях.
We march in endless waves
Atop their nameless graves
Unleashing our weapons to remind our enemies
We have no use for slaves

Unseen

  • Icebreaker
  • *
  • Posts: 7716
    • RPG diary
Я до сих пор придерживаюсь мнение, что п2п или абоненка - лучшее решение. Когда все игроки в абсолютно равных условиях.
Разработчики считают также (причины как раз в статье указаны), но абонентка жестока в том плане, что надо постоянно играть. Т.е. если ты не готов проводить каждый день в игре, то смысла нет, только деньги зря тратишь. Им бы ввести схему почасовой/посуточной оплаты, в качестве компромиссного решения. Т.е. типа в игру не зашел, деньги не сняли.
Никогда не приписывайте злому умыслу то, что вполне можно объяснить глупостью. Бритва Хэнлона.

Warlogis

  • Sysop-In-A-Box
  • *
  • Posts: 2589
Так есть и такой вариант с почасовой оплатой, только в основном он в азиатских ММО, в Европе и Америке не прижилось.
We march in endless waves
Atop their nameless graves
Unleashing our weapons to remind our enemies
We have no use for slaves

Unseen

  • Icebreaker
  • *
  • Posts: 7716
    • RPG diary
в Европе и Америке не прижилось.
Ну и зря. Хотя наиболее компромиссным была бы посуточная оплата. Зашел в игру, деньги сняли. Поиграл пару часов, вышел, потом снова зашел (в течение тех же суток) и т.д. Тогда бы не было мыслей об обязательной ежедневной игре.
Никогда не приписывайте злому умыслу то, что вполне можно объяснить глупостью. Бритва Хэнлона.

Woozrael

  • Ghostcomp
  • ****
  • Posts: 1262
Ну и зря. Хотя наиболее компромиссным была бы посуточная оплата. Зашел в игру, деньги сняли. Поиграл пару часов, вышел, потом снова зашел (в течение тех же суток) и т.д. Тогда бы не было мыслей об обязательной ежедневной игре.
У тебя есть мотивация каждый день шариться по интернету потому что ты платишь помесячно? Испытываешь муки когда приходится покидать дом с оплаченной квартплатой и кабельным телевидением?  :biggrin_mini2:
"И знай, самая большая мораль, высокий уровень интелекта и стремление к творчести - это готика!" © Алиса
"Я не знаю своего АйКью, я не смог пройти тест" © EURO-banan
Человек, это навороченый биологический фильтр очищающий говно от примесей

Unseen

  • Icebreaker
  • *
  • Posts: 7716
    • RPG diary
У тебя есть мотивация каждый день шариться по интернету потому что ты платишь помесячно?
У меня совсем другая мотивация для ежедневного пребывания в сети  :D

Испытываешь муки когда приходится покидать дом с оплаченной квартплатой и кабельным телевидением?
Еще какие!  :D

На самом деле плата за инет настолько незначительна, что этому не придаешь большого значения. Плюс психологический фактор - это ведь инет, а не игра. А вот заплатить 30+ баксов и не играть... жалко ведь  :nea_mini:
Никогда не приписывайте злому умыслу то, что вполне можно объяснить глупостью. Бритва Хэнлона.

Woozrael

  • Ghostcomp
  • ****
  • Posts: 1262
Не знаю как у кого у меня плата за интернет конечно но реально вот ТЕС 14$ и интернет 100 грн\мес, то есть +\- то же самое. А при оплате за несколько месяцев обычно и того дешевле выходит.
Ну, то есть понятно что жаба подгавкивает конечно, но если играешь реально то не ощущаешь бездарности потраченных денег))
"И знай, самая большая мораль, высокий уровень интелекта и стремление к творчести - это готика!" © Алиса
"Я не знаю своего АйКью, я не смог пройти тест" © EURO-banan
Человек, это навороченый биологический фильтр очищающий говно от примесей

Unseen

  • Icebreaker
  • *
  • Posts: 7716
    • RPG diary
то есть +\- то же самое
100 грн + $14 как бы уже не тоже самое ;)

но если играешь реально то не ощущаешь бездарности потраченных денег))
Пока играешь да. Просто наступает момент когда в игру уже практически не заходишь, но продолжаешь платить, ибо ивенты/рейды/ну и вообще.
Никогда не приписывайте злому умыслу то, что вполне можно объяснить глупостью. Бритва Хэнлона.

Woozrael

  • Ghostcomp
  • ****
  • Posts: 1262
Не понимаю драмы все равно. Не играешь - не платишь. Если рейды и т.п. все равно интересны - то платишь, и это не на часок заскочить, это нормально так поиграть.
А 700 грн квартплаты + 100 грн тоже не просто 700грн, а все равно платишь еще и за интернет потому что хоцеца. Чем тут игра отличается? Хоцеца - платишь.
"И знай, самая большая мораль, высокий уровень интелекта и стремление к творчести - это готика!" © Алиса
"Я не знаю своего АйКью, я не смог пройти тест" © EURO-banan
Человек, это навороченый биологический фильтр очищающий говно от примесей

Unseen

  • Icebreaker
  • *
  • Posts: 7716
    • RPG diary
Не играешь - не платишь.
Так ведь не получится. Т.е. если ты не заплатил за месяц, то не получится зайти поиграть.

за интернет потому что хоцеца
Потому что без него уже совсем трудно. Но используется он с разной целью. А тут... это как заплатить за кабельное ТВ, но смотреть его пару раз в месяц. Либо оформить платную подписку в онлайн библиотеке и скачивать одну-две книги в месяц.

Поэтому на мой взгляд, лучше всего схема если не почасовой (как раньше инет стоил), то хотя бы посуточной оплаты. Захотел поиграть, заплатил зашел поиграл. Не захотел - не зашел и не заплатил. Экономия же.
Никогда не приписывайте злому умыслу то, что вполне можно объяснить глупостью. Бритва Хэнлона.

Woozrael

  • Ghostcomp
  • ****
  • Posts: 1262
Мне кажется имеется просто терминальная степень любви к халяве ))) 100 грн сейчас такие деньги что я за неделю просто беря бутылочку пива вечером выпить больше трачу. Если игра интересная, и я в нее буду играть хотя бы 5-6 раз в месяц - это не те деньги которые решат проблемы отца русской демократии.
Зато в замен ты получаешь реальное равноправие с другими игроками, а не как в ф2п - ощущаешь себя бедным родственником, зато халява!
"И знай, самая большая мораль, высокий уровень интелекта и стремление к творчести - это готика!" © Алиса
"Я не знаю своего АйКью, я не смог пройти тест" © EURO-banan
Человек, это навороченый биологический фильтр очищающий говно от примесей

Unseen

  • Icebreaker
  • *
  • Posts: 7716
    • RPG diary
Мне кажется имеется просто терминальная степень любви к халяве )))
Меня сложно обвинить в большой любви к халяве :) Я скорее за справедливость и разумность :D
Никогда не приписывайте злому умыслу то, что вполне можно объяснить глупостью. Бритва Хэнлона.