Утянуто отсюда:
http://squadron.ru/movies/sci-fi/cypherКодер: Тройная игра // Копцев Алексей
Любят киберпанки погрустить о будущем. Картинки Апокалипсиса порисовать, да порассуждать про дзайбацу. Я и не думал ругаться — этим неблагозвучным словом называют в Японии корпорации. Первым про корпоративные войны написал старина Маркс, эстафету принял гениальный Гибсон, а теперь вот фильмы об этом снимают. Мрачные и ужасно стильные.
Первым на ум приходит, конечно же, «Джонни-мнемоник», рассказывающий о курьере, заливающем информацию прямо в свой мозг. И об акулах империализма, на этого товарища посягающих. Прошло почти десять лет, и канадские кинематографисты решили вернуться к теме промышленного шпионажа и перспективам развития западного общества.
В результате получился фантастический, а точнее — киберпанковский триллер «Кодер». Даже по названию понятно, что кино должно быть правильное, про компьютеры. Мы так устали от пафосной профанации под названием «Матрица» и утомленного Киану Ривза. Хорошо, что его зрения лишили — иначе сколько бы еще мучаться.
«Кодер» — явление другого порядка, и начинается он обыденно, без таблеток и кроликов. Инженер Морган Салливан (Джереми Нортэм) — средний обыватель, уставший от запретов и приличий, разочаровавшийся в семейной жизни и мечтающий о приключениях. Ну, и о насилии, конечно же, с извращениями. Вот Морган и решает поиграть в шпионские игры — завербоваться в одну из мегакорпораций. Называется она Digicorp и как раз набирает новый штат агентов и осведомителей.
Герою приходится пожертвовать прошлым (в помойку прошлое!) и начать совсем иную, почти распутную жизнь с выпивкой и куревом. Помимо излишеств агенту необходимо ездить на конференции конкурентов и транслировать оттуда все буржуйские тайны. Все было бы хорошо, но боль головная замучала. Не похмельная хворь, а тайная мигрень, когда в башке скребут по стеклу и крутят фильмы Дэвида Линча.
Неожиданно Морган встречает таинственную незнакомку китайской национальности (Люси Лиу), пообещавшую исцелить голову и рассказать правду о Digicorp. Пара инъекций — и наш герой видит не рутинный семинар с занудными графиками, а натуральную промывку мозгов и электрозомбаж. Головы псевдоагентов используются как контейнеры для перевозки информации. Героикой тут и не пахнет, сплошное «обманство».
Самое печальное, что Рита (вышеупомянутая незнакомка) ничем не отличается от агентов Digicorp. Те же методы и цели — «рубить лед» и доставать данные. Только работает индивидуально, «колхоз» не любит. Вот Морган и оказывается в полнейшем одиночестве и унынии. Как был «маленьким человеком», так и остался.
Но фильм не был бы триллером, тем более киберпанковским, если бы закончился на такой унылой ноте. Нет, самые главные открытия и неожиданности впереди. Я, по старой доброй традиции, ничего вам говорить не стану — сами увидите. А лучше обращусь к известной статье Мэри Шелли и с ее помощью попробую препарировать сегодняшний фильм.
Жанр предполагает наличие принципиально новых идей и действующих лиц (таких, как мнемоники у Гибсона или дайверы у Лукьяненко). В нашем случае особых новаций нет, но налицо апгрейд темы. Количественное и качественное улучшение. «Новых мнемоников» стало больше, и они даже не предполагают, как их используют. Сатира.
Как и в большинстве киберпроизведений, здесь царит особое настроение, которое можно определить как романтическая обреченность. Клерки-шестеренки, ведущие совершенно бессмысленное существовование. Холодные стальные поверхности. Могильные огоньки-светодиоды. Все в норме. Все очень стильно.
При этом сам сюжет изобилует совершенно неожиданными поворотами и загогулинами. Вы не увидите картинных прыжков, ураганного экшена и сияющей неоном виртуальной реальности. Зато сможете наблюдать натуральную утрату рассудка (в реальном времени и со стереозвуком) и ориентации в пространстве. Какой из миров все-таки настоящий? Чьей жизнью я живу? На такие вопросы придется ответить главному герою.
Ответственный за экранное помешательство — канадский режиссер Винченцо Нэтэли. Большую часть времени он трудится в мультстудии Nelvana, сочиняя сюжеты про бобриков и белочек. Но иногда, в моменты обострения, снимает странные фильмы. Как например, известный многим «Куб», сделанный по формуле: насилие + клаустрофобия = безумие. Теперь Винченцо интересует нейропрограммирование и brain-fucking. Модная нынче тема.
Думаю, что он сознательно свел вместе столь непохожих персонажей и актеров. Морган — типичный офисный крыс и тихоня. Джереми Нортэм, его сыгравший, тоже не похож на американистого супермена. Он даже не учился, а родился в Кембридже. Играл театральную и киноклассику и вдруг попал в триллер. Рита — полная противоположность. Оторва с лисьими глазами. Существо инопланетное. Такая же — Люси Лиу, поклонница экстрима и эпатажа. Странная пара. Тем интереснее наблюдать за отношениями героев, построенными на столь ярком контрасте.
Вывод делаю следующий. «Кодер» — фильм для поклонников фантастики и особенно киберпанка. Для того чтобы получить истинное удовольствие, нужно минимально владеть материалом. Именно тогда вы оцените замысел автора и наполнитесь нездешней печалью.
Последняя рекомендация. После просмотра почитайте Гибсона. Лучше — «Нейроманта». А я пойду, прилягу — импланты ноют. Видать, к дождю.
--------------------------------------------------
Я что-то не припомню такого фильма в прокате. А вы? Год выхода 2002. Надо бы найти поглядеть.