если смотреть на правила только настольных РПГ, то я бы ограничился "Это математическая и физическая модель (законы) игрового мира." в этом сущность.
когда я говорю новичкам о том, для чего правила (хотя возможно эта фраза закладывает в умы новичков манчкинизм), я говорю "В этой доке написано, как сделать себе персонажа. Чтобы мастер, посмотрев на цифорки понял, что твой перс из себя представляет". Понимаю, что это слишком односторонний взгляд, с какой бы стороны не гладеть, но насколько я понял, народ основную мысль улавливает и хотябы читает их! а потом для них приятное открытие случается, что там ещё много чего хорошего написано.
возможно правда у меня такой подход, потому что рад, но не настаиваю на изначальное знание игроками правил. главное, чтобы они их в процессе игры уловили.
ну а вообще, самое ёмное объяснение это "Система - это то, что хоть как-то защищает игроков от издевательства мастера" :-)))))))))