The Black Hack (и ее вариации) — одна из самых известных сегодня OSR-систем. Напоминает упрощенный Dungeons & Dragons без булшита. Использует тот же набор кубиков, базовых характеристик и четыре ключевых класса: воин, маг, клерик, вор (это обеспечивает совместимость с D&D-модулями).
Содержание
книжечки — маленькие абзацы текста без иллюстраций — как бы подчеркивает минималистичный формат. Мол, смотрите, здесь самая суть, без множества таблиц и художественных описаний. Все это несложно запомнить и рассказывать правила в основном «из головы».
Проверки в The Black Hack организованы по системе Roll-Under. Для успешного прохождения теста на кубике d20 надо выкинуть значение
меньшее проверяемого. Это немного алогично, но тут скорее дело привычки.
В базовом варианте игры исход проверок бинарный: или успех, или провал. Но есть возможность подключить механизм Failing Forward из
дополнительных правил. FF подразумевает, что даже проваленный тест все равно можно засчитать как успешный, но с какими-то оговорками/последствиями.
Кстати, альтернативный вариант Failing Forward для систем Roll-Under d20
есть в блоге Бэна Милтона. Он использует для проверок два кубика d20 вместо одного и простую схему:
- Полный провал — тест провален двумя кубиками сразу
- Частичный успех — один кубик «прошел», второй — нет
- Полный успех — оба кубика «прошли» тест
В целом же во время изучения правил я постоянно ловил себя на том, что The Black Hack цепляет небольшими интересными детальками. Вот некоторые из запомнившихся:
Для генерации характеристик героя игра использует 3d6. Но если выпадает значение 15+, то следующий бросок использует 2d6+2, а потом игра снова возвращает 3d6, пока генерация не будет окончена (или пока опять не выпадает 15+).
Броня нивелирует Х очков урона (Х — зависит от типа брони), но затем как бы приходит в негодность. Или считается, что герой слишком устал, чтобы ловко блокировать удары щитом (щит — тоже броня). Броня восстанавливается во время отдыха.
У монстров есть специальная характеристика Monster HD. Фактически это уровень монстра. Очевидно, что чем он выше, тем больше запас здоровья и тем сильнее наносимый урон. Но еще разница между уровнями героя и монстра определяет толщину брони противника, а также сложность проверок действий против него. Например, когда герой 3 уровня защищается от удара гада 5 уровня, то сложность теста поднимается на 2.
К слову, у воина есть опция Sunder Shield. Если проваливается тест на защиту, воин может по желанию все равно подставить свой щит под удар, уничтожив (разбив) его. Входящий урон при этом полностью нивелируется.
Очень понравилась вот такая табличка, которая показывает что происходит — по броску d6 — с героем после того, как его здоровье упало до нуля.
Еще есть немного громоздкая, но прикольная система Usage Die. Когда герой применяет какой-то расходуемый предмет — например, факел — бросается кубик проверки. Если выпало 1-2, кубик заменяется на меньший по следующей схеме:
d20 > d12 > d10> d8 > d6 > d4
А если уже на d4 выпадает 1-2, значит предмет «вышел весь» окончательно.
Удачно скастованное заклинание не забывается. Но при касте маги/клерики проходят проверку на мудрость/интеллект соответственно. В случае провала, герой временно теряет один из имеющихся слотов, где хранятся выученные заклинания (слоты восстанавливаются позже во время отдыха). Скажем, маг 10-го левела имеет 4 слота под простые (вроде «подсветки») заклинания 1-го уровня и всего 1 слот для магии 7-го уровня (землетрясение). В правилах есть хорошие краткие — на страничку — списки волшбы на разные случаи жизни и степени прокачки.
Что мне не очень понравилось в The Black Hack — пример игры в самом конце правил. Он перенасыщен проверками, чем может оказать медвежью услугу тем, кто воспримет пример буквально. Такие частые броски все же могут быстро утомить.
А в остальном — клевая система.
Дополнительная информация, вроде новых классов или модицификаций —
в блоге разработчика.
via craydays.com