Эти комплектующие можно купить уже сегодня. Те же разработки, которые пока не вышли из стен лабораторий, демонстрируют еще большие возможности. Правда, в массовое производство поступают не столь совершенные решения. К примеру, компания Xybernaut (тоже сотрудничающая со Стивом), выпускает комплекты с глазными дисплеями, которые миниатюрными не назовешь. Если придерживаться идеи, проповедуемой профессором-киборгом, то глазные дисплеи надо носить постоянно. Поэтому, чтобы не вызывать инстинктивного неприятия большинства «органического» населения, лучше вооружиться паяльником, выписать по почте комплект микродисплеев и самостоятельно соорудить себе электронные глаза.
А теперь посмотрим, зачем это нужно. Что дает пользователю такой опыт? Почему Стив Мэнн носит свои очки круглые сутки и почему снятие и отключение WearComp привело его к полной дезориентации?
Идеология WearComp
Носимый компьютер, каким его видит Стив Мэнн, должен давать своему хозяину постоянный доступ к Интернету, вычислительным, аудио-, видео- и прочим мультимедийным возможностям.
Благодаря WearComp, к традиционным отношениям между компьютером и человеком добавилось несколько новых моментов. Во-первых, в отличие от ноутбука, КПК или сотового, носимый компьютер работает постоянно. Во-вторых, при работе на обычном компьютере, предполагается, что наиболее важным в этот момент является именно работа, и ваше внимание должно быть без остатка поглощено этим железным монстром. Но при использовании WearComp все происходит с точностью до наоборот: главным является отнюдь не работа с компьютером, а обычная человеческая жизнь. Компьютер же - носимый компьютер - должен помогать, а не мешать ей. Проверить электронную почту по пути в булочную, зайти на любимый сайт во время поездки на общественном транспорте, перечитать и поправить свою статью, одновременно выполняя пробежку вокруг дома - это лишь малая часть тихих радостей, доступных киборгу.
И наконец, носимый компьютер с двумя электронными глазами может отгородить своего хозяина от внешнего мира. Это чем-то похоже на использовании аудиоплейера - надел наушники, и все посторонние звуки исчезли. Носимый компьютер - это домик улитки, который можно носить на спине и в который можно спрятаться, когда реальность достанет своей «невыносимой легкостью бытия». Только это не просто блокада, а качественно иной уровень защиты.
720 градусов обзора
Поскольку видеоданные, прежде чем попасть на глазные дисплеи, все равно проходят через компьютер, с ними можно немного поиграть. Один из основных принципов, проповедуемых Стивом, - расширение и дополнение обычных человеческих чувств и памяти с помощью носимого компьютера.
Камеры, которыми хозяин WearComp смотрит на мир, в отличие от обычных глаз, можно разместить где угодно, хоть на затылке, - вот тебе и первая польза, как говорил удав слоненку. Вдобавок - смена оптики, видимого диапазона и прочие «вкусности». Можно использовать хоть десять камер, а изображения с них выбирать по своему вкусу или комбинировать в одно. Как говорит Стив, он часто развлекается таким образом. К примеру, катаясь на велосипеде, очень удобно смотреть на мир через камеру между лопаток, чтобы контролировать приближающиеся сзади машины. Согласитесь, что произвольный выбор и настройка глаз имеет свои преимущества.
А вот и вторая польза - изображение перед подачей на глазной дисплей можно обработать. Фирменная программа, написанная Стивом, позволяет отфильровывать рекламные плакаты на улице, словно назойливые баннеры в
браузере. О деталях не сообщается, но упоминается, что при этом используется нечто вроде распознавания образов. Поэтому, скажем, при взгляде на придорожный рекламный щит обычный человек видит рекламу, а Стив - пустой белый прямоугольник. Это - пример действия так называемых визуальных фильтров. Они могут использоваться не только для удаления, но и для наложения новой информации. В опытах со своим студентом Джеймсом Фангом (James Fung) Стив использовал рекламные щиты для путевых заметок и передачи информации от одного пользователя WearComp к другому, о чем был составлен отчет и даже записан короткий видеоролик с «точки зрения» Стива. Выглядит, конечно, не так зрелищно, как в фантастических фильмах, но потенциал огромный.
Помимо этого, Стив разработал нечто вроде системы визуальных тегов - подсказок, которыми при желании можно отмечать выбранные объекты и даже людей. Один из примеров - список необходимых покупок, появляющийся при взгляде на кассовый отдел в супермаркете.
Третья польза - наличие постоянной связи. Два киборга могут обмениваться «точками зрения» - то есть именно теми изображениями, которые они видят в данный момент. Да и простые люди с помощью обычных компьютеров могут это видеть и даже общаться с носителем «точки зрения». Популярный пример для масс: Стив отправляется за продуктами, а его жена, сидя дома и глядя на монитор, подсказывает, что выбрать.
Четвертая польза опять же проистекает из постоянного наличия связи - это расширение собственного интеллекта с помощью онлайновых энциклопедий, справочников и поисковых систем. Стив скромно признается, что иногда ему удается поразить своими познаниями даже экспертов в таких областях, которые он никогда не изучал. Идущие на экзамен приветствуют тебя, Стив!
Преимущества, которые дает пользование WearComp, можно пересчитывать долго. Еще в начале своей карьеры киборга Стив обнаружил интересный прием, позволивший ему значительно улучшить память на лица. Если при знакомстве задержать перед глазами кадр с изображением нового лица хотя бы на секунду, вероятность запоминания резко возрастает. Кроме того, цифровые изображения людей и предметов можно записывать, добиваясь эффекта настоящей фотографической памяти.
С точки зрения Стива, WearComp - не просто универсальный электронный помощник, а самое настоящее оружие пролетариата в борьбе против тоталитаризма и слежки. Постоянно включенный и рассредоточенный по телу хозяина WearComp дает большую степень приватности, чем любой обычный ПК. В этом смысле носимый компьютер - идеальное воплощение компьютера персонального.
Тяжкий путь первопроходца.
Но постоянно ношение такого компьютера имеет и свои недостатки. Во-первых, пока глазные дисплеи и прочее оборудование было громоздким, Стив, по его признанию, нередко ловил косые взгляды окружающих, с недоумением, а то и неприязнью смотревших на увешанного железками и проводами чудака, прогуливающегося по улице. После появления модели WearComp 6, с очками-дисплеями и компактным, спрятанным под одеждой оборудованием, внешний вид профессора перестал шокировать окружающих, но неприятие все же осталось. А что бы вы подумали, если ваш собеседник время от времени «отключается» и уходит в себя? Когда люди не знают, что твои глаза прикрыты дисплеями, а не
очками, прием электронной почты или консультация с женой по поводу выбора кабачка выглядят как приступы аутизма.
Другой немаловажный момент - привыкание к жизни «за экраном». В 1998 году Стив признался, что после трехлетнего использования глазных дисплеев он обнаружил симптомы «заэкранной адаптации» - восприятие мира стало тяготеть к двухмерному, а не трехмерному. Другие испытатели носимых компьютеров сообщали о возникающей иллюзии жизни в «видеореальности». Поскольку любой кадр, поступающий на глазные дисплеи, можно было задержать, записать и даже отмотать назад, мозг начинал соответственно относиться и к реальности. Получалась эдакая «Матрица» с точки зрения Нео или Морфеуса. Да что говорить, если даже у обычных пользователей компьютера периодически случаются приступы «выпадения из действительности», когда на полном серьезе ищется кнопка «Enter» или клавиша отмены последнего действия (автор этих строк из их числа). А уж носимый компьютер как ничто иное способствует развитию таких иллюзий.
Еще один эффект - смещение точки зрения. Роль глаз у носителя WearComp выполняют камеры, которые могут располагаться где угодно - к примеру, на затылке. Если показать пальцем на приближающийся сзади грузовик, окружающие будут до боли в глазах всматриваться в чистый горизонт, потому что палец показывает на объект, который виден на
глазном дисплее, - то есть, как вопиет весь наш жизненный опыт, смотреть нужно вперед. Если же камеры и расположены спереди, их «точка зрения», как правило, все равно не совпадает с нормальной точкой зрения «из глаз». Поэтому периодические несовпадения при указывании пальцем и прочими частями тела на видимые объекты есть норма. Но, надо отметить, это больше относится к неудобствам общения. Сам киборг может прекрасно осознавать настоящее положение объекта и координировать свои действия, только вот от человеческой привычки показывать пальцем лучше избавиться - к тому же, говорят, это невежливо.
Скорее всего, именно «заэкранное» привыкание и привело Стива к дезориентации, когда ему пришлось снять глазные дисплеи в аэропорту. Кроме того, он был лишен их во время перелета. Желающие пережить подобное ощущение могут сесть и несколько суток подряд, не отрываясь от экрана, играть в какой-нибудь авто- или авиасимулятор со свободной сменой точки зрения. После этого один взгляд на что-либо, кроме монитора, вызывает легкое головокружение. А если так жить несколько лет, да еще и специально занимаясь изучением «различных точек зрения», как делал Стив?
Трудности, которые всегда подстерегают первопроходцев, нешуточны. Отсутствие законов, неизведанные болезни, кропотливая работа. Для первых киборгов, испытывающих носимые компьютеры, современный мир - один большой и Очень Дикий Запад. Но зато как приятно первым увидеть новые горизонты, разбить лагерь у реки, которую назовешь своим именем, а потом застолбить новый золотой рудник. Или же воспользоваться поисковой системой Google во время телевикторины, поправляя очки-дисплеи под взглядом ничего не подозревающего ведущего.