Mars: War Logs
С момента анонса и почти до самого выхода Mars: War Logs в Spiders не спешили раскрывать детали будущей игры. Как и
в прошлый раз, информация носила общий характер: война корпораций, элементы киберпанка, выборы и последствия, Марс в качестве сеттинга. На «бумаге» игра смотрелась любопытно, навевая собирательный образ из кусочков «Вспомнить все» Пола Верховена, последних частей Red Faction и парой-тройкой других произведений связанных темой «красной планеты». В то же время, памятуя о недавней Of Orcs and Men, здравый смысл подсказывал, что не стоит ждать чудес от маленькой европейской студии со слабым портфолио и скромным бюджетом.
Как и предполагалось, чуда не произошло. Хотя, в первые часы Mars: War Logs выглядит многообещающе, встречая атмосферой боли, страданий и пост-апокалипсиса. Дело происходит спустя 70 лет после начала колонизации Марса, и он совсем не похож на цветущий сад или образцовую колонию: глобальная катастрофа уничтожила практически все результаты терраформирования, вернув планете облик выжженной пустыни. Города были разрушены, большинство колонистов либо погибли сразу, либо мутировали под действием солнечной радиации, а горстки выживших заперлись в анклавы под властью корпораций, производящих и контролирующих самый ценный ресурс — воду.
Поскольку связь с Землей была потеряна, на Марс прекратились поставки необходимых ресурсов, повлекшие невозможность создавать высокотехнологичные устройства. Остатки научных достижений попали под контроль Техномантов — боевого ордена хранителей древних знаний. В конце-концов, бывшую колонию охватило мракобесие и дикость: люди моются песком, мастерят примитивное оружие из подручных материалов, расплачиваются сывороткой крови и служат пушечным мясом в армиях гильдий, ведущих постоянные междоусобные войны в борьбе за территории.
Вступительная часть игры берет начало в лагере для военнопленных, открываясь классической, для западных фильмов тюремной тематики, сценой про изнасилование в душевой. Таким неожиданным способом знакомят сразу с двумя ключевыми фигурами повествования: главным героем по имени Рой, и пареньком по имени Невиновность (странные имена в игре это не исключение, а правило), от чьего лица будут вестись те самые war logs. Невиновность выступает в качестве
сучки жертвы насильников, ну а Рою соответственно достается роль его спасителя. И вот, спустя пару минут после инцидента, они уже решают совместно «рвать когти».
А затем начинается долгое предисловие к побегу — немного затянутое, но неплохо удерживающее интерес к игре. Потому что пока шаг за шагом ведешь героев к цели, в Mars: War Logs чувствуется некий потенциал. По ту сторону забора мерещится самобытный мир полный увлекательных приключений где, как кажется, наконец-то откроются самые сильные стороны игры. Увы, но все происходит с точностью до наоборот — почти сразу после прелюдии игра окончательно превращается в тыкву.
Потому как за стенами лагеря не ждет ничего кроме невзрачных декораций марсианских трущоб. Тесных. Пустых. Бездушных. С десятками молчаливых статистов, заданиями в стиле «сбегай туда и обратно» и неизбежными драками в заранее оговоренных местах. Создавая игровое окружение, Spiders вновь рисовали широкими мазками, лишая картину мира выразительных штрихов: колоритных персонажей, занимательных диалогов, необычных квестов, и каких-то мелочей, могущих лучше всяких слов рассказать историю и передать атмосферу сеттинга.
С этим приходилось мириться в Of Orcs and Men, где все работало на безостановочное движение вперед, как бы оправдывая схематичность мира. В «Игре престолов» нужное настроение создавал сюжет, персонажи и литературный первоисточник. Mars: War Logs застрял где-то посередине: с одной стороны, вроде есть некоторая свобода действий и время осмотреться, а с другой — взглядом зацепиться не за что, поэтому вскоре все внимание переключается на сюжет.
Фабула вкратце такова. Есть две стороны локального конфликта: гильдия «Рассвет» (Aurora) которая
нагибает контролирует и управляет, и Сопротивление, которое... хм... сопротивляется. Между ними — главный герой, от чьего решения (ровно одного) в конечном итоге будет зависеть, сохранит «Рассвет» статус-кво или на отдельно взятом участке Марса воцарятся анархия и хаос.
В принципе, история у Spiders получилась неплохая. В меру предсказуемая, в меру линейная, без надуманных проблем или потуг на философский подтекст. При должной глубине проработки изложение событий могло бы заиграть яркими красками, послужив спасательным кругом игры. Однако, к сожалению, повествование вышло под стать игровому миру: сухое и лаконичное. Как если бы автор обрывал себя на полуслове каждый раз, когда какому-то фрагменту рассказа требовалось придать толику правдоподобности — добавить чуть больше деталей, эмоций и слов, помогающих правильно истолковать те или иные ситуации.
Особенно заметна недосказанность в контексте взаимоотношений персонажей. На этот аспект игры, судя по всему, сильное влияние оказали работы Bioware: тут тоже есть задушевные беседы, романтические связи и даже возможность убить парочку компаньонов. Но там где канадцы разыгрывали целые спектакли, французов хватало лишь на короткие неубедительные зарисовки. Они не вызывают нужного эмоционального отклика, не раскрывают характеры персонажей и не объясняют какие мотивы движут их поступками. Им не сопереживаешь. В них не веришь. Как следствие, часть вроде бы драматических сцен с участием героев кажутся полными фальши, превращаясь то ли в фарс, то ли в профанацию.
Ключевая особенность геймплея Mars: War Logs — отсутствие особенностей. Индивидуальность игры растворилась среди жанровых клише, влияния других игр и обрывков собственных мыслей. При этом разработчиков трудно обвинить в злоупотреблении заимствованиями или неуклюжей компоновке разрозненных идей. Вплетая чужие нити в свою паутину, Spiders сработали на удивление аккуратно: игра выглядит целостно, не распадаясь на части как, например, это было с Kingdoms of Amalur: Reckoning. В сущности, глядя на Mars: War Logs видишь типичную, современную Action/RPG с видом от третьего лица, акцентом на ближний бой и несколькими ветками активных способностей.
Впрочем, если придирчиво рассматривать отдельные элементы игрового процесса, при желании можно найти сходство с вполне конкретными играми. Так, скажем, механика боев напоминает о The Witcher 2, в особенности, что касается приемов техномантов, почти один в один повторяющих Знаки ведьмаков. И так же как в «Ведьмаке», в Mars: War Logs важная роль отведена крафтингу, в силу чего приличная часть игрового времени уходит на изучение всевозможных мусорных куч и контейнеров в поисках компонент для изготовления смертоносных устройств, боеприпасов, полезных инъекций и кастомизации оружия и брони. Кое-что, взято из проектов, к коим причастны сами Spiders — The Game of Thrones и Of Orcs and Men. В частности, без всяких сомнений именно оттуда пришло тактическое управление напарником, слегка видоизмененное в соответствии с требованиями геймплея.
И, конечно же, нельзя не заметить использование цитат в самом повествовании. Например, отрывок с побегом в начале игры во многом перекликается с аналогичным эпизодом из, снова таки, Of Orcs and Men. Или квест про серийного убийцу девушек и сюжетная развилка, отсылающие к приключениям Геральта во второй части «Ведьмака». Про взаимоотношения с напарниками уже было сказано. В общем, получилось поппури известных и не очень игр. Другое дело, что многие, якобы чужие идеи, в действительности уже (почти) являются достоянием жанра, а их использование можно считать не столько попыткой подражать, сколько признаком хорошего тона.
На самом деле серьезный недостаток у Mars: War Logs всего один, но глобальный — бюджетность. Все остальное — его последствия. В одном из предрелизных видео посвященных игре исполнительный директор Spiders Жанна Руссо как-то упомянула, что Mars: War Logs это является для студии игрой мечты, которую они хотели сделать с момента основания компании. Так же, согласно другому признанию, изначально проект действительно планировался как очень масштабная игра, но нехватка средств заставила их отказаться от первоначальных амбиций.
И в то и в другое охотно верится. У Mars: War Logs были все предпосылки стать более масштабной, глубокой и интересной чем есть на самом деле. Возможно, именно поэтому и критики, и многие игроки, достаточно благосклонно приняли игру, накинув баллы за «волю к победе». Попади игра в руки кого-нибудь более талантливого и/или богатого — мог бы получиться новый хит. А так... хорошая попытка Spiders, но нет.
P.S. С другой стороны — чего еще ждать за $20?
Опубликовано: 20.05.2013
Автор: Unseen