23 November 2024, 13:41

Author Topic: Fable: The Lost Chapters

RPG diary

  • Sysop-In-A-Box
  • ***
  • Posts: 1992
    • RPG diary
Fable: The Lost Chapters
« Topic Start: 02 October 2013, 17:10 »

Fable: The Lost Chapters

Несмотря на свое консольное происхождение, и близкие родственные отношения с жанром action/rpg, эта игра оказалась настолько необычной, что четко дать ей жанровое определение трудно. Да и могло ли быть иначе? Ведь игра создавалась под руководством Питера Мулине, известного своими нестандартными и необычными играми. Пожалуй, только его команда разработчиков могла сделать из банального «ролевого мочилова» нестандартную, ироничную и полную тонкого юмора игру. И не просто игру, а настоящий сказочный симулятор Героя.

Удивительным образом Fable переносит игрока в сказку. Сказку, в которой атмосфера средневековья органично переплетается с элементами современного мира. Сказку, где забавная и несерьезная визуальная часть вкупе с не самым сильным сюжетом, соседствуют с откровенными сценами насилия и почти полной вседозволенностью и свободой действий, которые дарят игроку миниатюрные локации Альбиона. Сказку, полную тонкого юмора, иронии и цинизма.

Начинается басня (fable в переводе с английского — басня, сказка) дядюшки Мулине в поселке городского типа, где в беззаботном детстве коротает дни главный персонаж. Начиная с детства и на протяжении всей его последующей виртуальной жизни, ему предстоит вершить великие и не очень подвиги. Но пока он ребенок, геройствовать придется по маленькому. Набить морду хулигану, найти потерявшуюся куклу, заложить женщине ее неверного супруга и далее в том же духе. А самым значимым заданием далекого детства станет приобретение подарка на день рождения сестры. Однако счастливым этот день в жизни персонажа никак не назовешь. Сначала папочка не хочет давать деньги на подарок просто так, шантажом вынуждая совершать добрые поступки. А не успеем подарить сестре подарок, как на деревню нападут бандиты. Спалят родную хату, похитят сестру и маму (что выяснится позже), убьют почти всех односельчан. Да и нашего мальца убили бы, не спаси его в самый последний момент один из членов гильдии Героев, разукрашенный под индейца маг, по кличке Maze. Он то и сделает нашему сироте предложение, от которого нельзя отказаться (и по техническим причинам тоже) — стать настоящим Героем и со временем отомстить тем, кто растоптал беззаботное детство. Таким вот нехитрым образом наш пока еще безымянный персонаж оказывается в гильдии Героев, где он будет взрослеть, постигая науку быть Героем.

Период учебы и взросления в гильдии это «туториал», знакомящий игрока с нравами и обычаями героев, с будущими напарниками и соперниками, и конечно обучающий владению оружием и магией путем выполнения несложных заданий. В гильдии игрок впервые сталкивается с такой разрекламированной особенностью игры, как житие и развитие главного персонажа с младых лет. Взросление персонажа в период пребывания в казармах происходит скачкообразно. Как только протагонист выполняет основную боевую задачу, показывая тем самым, что он становится не мальчиком но мужем, ему предлагается повзрослеть. И так несколько раз, вплоть до того момента, пока новоиспеченный выпускник не покинет ставшие родными стены гильдии в поисках настоящей жизни. Далее его взросление будет происходить постепенно, с ходом сюжета, и несколько непропорционально. Так по прошествии игрового месяца, что зафиксировано в игровом журнале, персонаж набрал тридцать с хвостиком лет. Странные временные аномалии в мире Альбиона...

Житие геройское...

Важную роль в Fable играет слава персонажа. От нее зависит доступность более сложных и прибыльных квестов, известность персонажа в мире Альбиона, и отношение окружающих к его нескромной персоне. Хотите, чтобы барды слагали о вас песни, а окружающие с уважением произносили ваше прозвище и шептались за спиной про ваши подвиги? Желаете, чтобы при вашем появлении толпа рукоплескала или чтобы разбегалась в ужасе? Почти любое действие персонажа берется на заметку обитателями Альбиона, а народная молва в этом мире работает быстрее электронной почты, что тут же находит свое отражение в окружающем персонажа мире. Слава и известность — важные элементы симулятора Героя.

Под влиянием поступков и обстоятельств меняется не только отношение к персонажу, но и сам персонаж. Спаиваете персонажа пивом и закармливаете мясом? Будьте готовы к тому, что у него отрастет не подобающее герою брюхо. Предпочитаете сражаться без доспехов в погоне за дополнительной славой? Тело персонажа покроют шрамы. Вершите добрые дела? Вас ждет нимб над головой. Предпочитаете добру зло? Вскоре персонаж обзаведется рогами. Отражаются на внешности персонажа и прожитые годы: волосы седеют, появляются морщины, отрастают волосы... Кроме изменений происходящих естественным путем, внешность можно подвергать изменению целенаправленно. К услугам героя многочисленные парикмахеры и татуировщики. Стильные прически красавцев, прически воинов и бандитов, усы заплетенные в косички и профессорские бородки, татуировки покрывающие все тело с головы до пят — все это к вашим услугам и все они интересны не только с точки зрения эстетики. Внешность героя тем или иным образом влияет как на привлекательность, так и на уровень внушаемого им страха. Эти эффекты можно комбинировать, что позволяет персонажу с одной стороны выглядеть в выбранном игроком стиле, а с другой не сильно, или наоборот сильно, шокировать или привлекать окружающих. Правда красота требует жертв, и если вы, скажем, хотите достичь нужного эффекта от демонстрации татуировок скрытых одеждой, эту одежду придется снять. Вплоть до трусов, на задней части которых, кстати, изображен флаг Британии.

Однако как ты внешность не меняй, известности не приобретешь. Немного славы может принести демонстрация трофеев в людных местах. Бывало, зайдешь в таверну, достанешь вырванный зуб гигантского кракена или отрубленную голову оборотня и давай ими размахивать, тыча под нос всем интересующимся. Хвастаться приходится с оглядкой на секундомер. Чем большему количеству людей успеешь показать трофей за отведенное для этого время, тем больше славы заработаешь. Вплоть до всеобщей любви и аплодисментов. Но главным источником славы являются квесты. Монополистом на рынке предоставления приносящих большую славу квестов является гильдия Героев. Задания от гильдии выбираются на специальной карте мира, где отмечены доступные на данный момент задания. Их можно брать по одному, а можно и все сразу, исключая те, для которых персонаж еще недостаточно знаменит. В придачу к каждому заданию от гильдии можно взять на себя дополнительные обязательства по его выполнению. Например, пройти квест без брони, не пропустить ни одного удара, драться только кулаками и так далее. Количество подобных обязательств варьируется от трех-четырех, до чуть ли не десятка возможных, в зависимости от задания. Процесс взятия на себя обязательств заключается в публичном заявлении о них на специальной трибуне возле ворот гильдии. Соблюдение принятых на себя таким образом условий позволит прославиться еще больше. Нарушение же, наоборот, сослужит плохую службу тому, кто не в состоянии держать ответ за громкие обещания.

Надо отдать должное квестам, «почтовых» среди них крайне мало. Почти в каждом квесте есть что-то интересное, какая-то «изюминка». Чего только стоит сюжетный квест по освобождению матери главного героя, в результате которого персонажу самому придется отсидеть в тюрьме. Сидеть там можно долгие годы, если не получится выиграть ежегодные гонки заключенных, а потом еще и выкрасть у главного надзирателя ключ от камеры, пока он в качестве награды читает победителю ужасные стихи собственного написания. Что тут говорить, это надо видеть. Игрока ждут десятки интересных, необычных и просто забавных квестов, что в нынешние времена большая редкость.

Помимо обязательных сюжетных квестов и квестов от гильдии, у персонажа есть и немалый выбор побочных заданий. Действующие герои в Альбионе немногочисленны и пользуются стабильным спросом. Любой нуждающийся может привлечь внимание нашего персонажа криками и активной жестикуляцией. В крайнем случае, зеленой подсветкой, сигнализирующей о том, что данный NPC открыт для диалога. Точнее монолога, поскольку протагонист патологический молчун, отделывающийся во время разговора лишь невнятными кивками и скупыми движениями плеч. Хоть это и не мешает окружающим отлично его понимать, но это как-то здорово выбивается из атмосферы повсеместного и безостановочного трепа окружающих. Кое-как положение спасают expressions — набор жестов и действий персонажа, при помощи которых происходит его коммуникация с окружающими. Однако это скорее забава, нежели полезные навыки. Ну какой разговор может завязаться у персонажа с деревенскими парнями, отдыхающими в таверне за бутылкой пивка, если он начнет пускать им газы под нос или делать в лицо отрыжку? А то и вовсе покажет средний палец, после чего поигрывая бицепсами рассмеется, и предложив на последок поцеловать себя в зад удалится. Гораздо лучше станцевать чечетку или признаться в любви проходящей мимо красотке. Завладев ее вниманием можно преподнести ей пару подарков, до которых так охочи местные женщины. Но будьте бдительны, они так влюбчивы, что пара тройка комплементов, коробка шоколада и духи в подарок, и вы услышите от нее намеки на то, что неплохо бы сыграть свадьбу. Дело за малым, приобрести домик и преподнести избраннице обручальное кольцо. Вот и вся церемония бракосочетания, теперь можно вести жену домой и принуждать к супружескому долгу. Вершиной обольщения станет возможность жениться на мэре города. А то и вовсе самому стать мэром. И хотя практической пользы от подобного положения никакой нет, сама возможность не оставит равнодушным ни одного виртуального карьериста.

Правом на личную жизнь обладают и прочие жители Альбиона. Они обучены не только создавать массовку, но и заниматься своими делами. Кто-то тягает ящики с товаром в магазин, кто-то учиться в школе, кому-то по душе посещать таверну, а по вечерам все расходятся по своим домам, закрывая двери и ложась спать. Не могу сказать, что Fable переплюнула Gothic, но, тем не менее, сделано не хуже. Уж наверняка лучше, чем просто бессмысленно бродящие по заданному маршруту «болванчики».

Killing for fun

Fable предоставляет довольно широкие возможности тем, кто хочет на время прерваться от прохождения сюжета и весело провести время. Любители «клубнички» могут посетить бордель, чей ассортимент рассчитан на кошелек любой толщины, начиная от мастерицы садо-мазо отношений, ночь с которой стоит две тысячи золотых, и заканчивая пожилой прислугой, готовой ублажить геронтофила совсем задешево. Кстати, для любителей нетрадиционных отношений, в Fable предусмотрели возможность гомосексуальных связей. Держите своих детей подальше от этой сказки... Азартные игроки могут развлечь себя разнообразными мини-играми на деньги, начиная от карточных и заканчивая игрой напоминающей гольф с монеткой. К услугам любителей активного времяпрепровождения кулачные бои, состязание в стрельбе из лука и по ловле рыбы, или отличная игра «пни курицу» в которой надо меткими пинками загонять куриц в нужные сектора игрового поля. Мини-игр хватает и что самое хорошее, многие из них действительно интересны и увлекательны.

Желающие заняться более серьезными делами могут попробовать себя на почве торговли, таская товар между деревушками либо ведя дела с многочисленными коллегами по торговому ремеслу, путешествующими по полным опасности дорогам Альбиона. Однако занятие это скучное и не подобающее герою. Куда солиднее обзавестись парой магазинчиков и таверной в придачу. Имея большой запас золота, ничто не мешает заняться скупкой недвижимости, а по случаю можно будет даже стать владельцем борделя. Любую купленную недвижимость всегда можно сдать в аренду (кроме борделя, там дело обстоит несколько иначе), что позволит иметь персонажу постоянную прибыль, или продать, вернув капиталовложения.

Спокойная жизнь кажется скучной? Не беда. Устройте массовую резню в каком-нибудь городишке. Под нож можно пустить всех, начиная от собственных жен и заканчивая детьми в школе. Врываясь в дома или магазины, и лишая жизни их владельцев, вы пополните местный рынок свободной недвижимости, которую тут же можно выкупить. Стража, конечно, попытается остановить распоясавшегося героя, для начала предлагая выплатить штраф, сумма которого растет с каждым правонарушением, будь то убийство или проникновение на частную собственность. Но о компенсациях пострадавшим не стоит волноваться. Достаточно покинуть место преступлений и вернуться снова через некоторое время, как от штрафа не останется и следа, а воскресшее население даже не вспомнит о безумном маньяке, убивавшем всех на своем пути. Подобное веселье можно разделить с подельниками. Спутники героя делятся на три типа. Те, кто присоединятся на время выполнения какого-то квеста, настоящие наемники работающие за деньги, и просто люди которые готовы последовать за персонажем впечатленные его репутацией. Например, злому персонажу не составит труда зайти в лагерь разбойников и набрать ударный отряд, просто предлагая каждому встречному последовать за собой.

Не дают покоя лавры профессора Джонса? Пожалуйте на охоту за сокровищами. Большинство из них находятся за «дверями демонов». Эти двери содержат в себе духов, открывающих двери только тем, кто выполнит поставленные ими условия. За такими дверями обычно скрываются очень недурственные вещички. А условия их получения самые разнообразные. Кто-то готов отворить двери к сокровищам только персонажу, имеющему богатый сексуальный опыт, кому-то по душе толстые герои, кто-то ждет от персонажа злых поступков, а кому-то достаточно получить стрелу в лоб. Сколько дверей, столько и условий. Нередко «демоны» говорят загадками, что требует от игрока не только выполнить условие, но еще и понять, что оно из себя представляет. Помимо дверей, мир полон сундуков, которые делятся на два типа. Одни могут быть открыты без особых проблем и приспособлений, другим же требуются серебряные ключи, собрать которые ой как не просто. Хорошая новость заключается в том, что после использования ключи не исчезают. Плохая новость — некоторым сундукам для открытия требуется 15-20 подобных ключей. Лично я за всю игру собрал семь. Обнаружить их можно в самых разных местах, например, в качестве приза за выигранное состязание или сходив поудить рыбу (честно говоря, эта мини-игра придется по вкусу наверное лишь фанатам рыбалки). Для настоящих же охотников за сокровищами разработчиками предусмотрена цепочка квестов, целью которой является сбор шести частей писем-подсказок. С их помощью вычисляется местонахождение самого ценного клада Альбиона.

Позаботились разработчики и о любителях меряться детородными органами. Да что там, эта игра одно сплошное «мерилово». Все жизненные достижения аккуратно записываются в специальную секцию походного журнала и изобилуют таким количеством фактов из жизни героя, что просто диву даешься. Учитывается буквально все. Тут и телосложение персонажа, и количество убиенных им разной породы противников, количество имевших в жизни персонажа сексуальных связей, его сексуальная же ориентации, количество жен, недвижимости, трофеев, совершенных преступлений и так далее и тому подобное. Разработчики всячески приветствуют тщеславие и нарциссизм главного героя, иначе зачем было вести весь этот учет? Они даже ввели специальную клавишу, отвечающую за любование собой вблизи и со всех сторон, а также сделали фотоальбом, куда складируются снимки сделанные игроком в особо памятные или пафосные моменты, чтобы просматривать их долгими темными ночами. А уж зал славы в гильдии, содержащий картины ключевых моментов в жизни героя, как будто перекочевал в игру из книги «Лабиринт Отражений».

Заметным сопутствующим элементом известности является прозвище Героя. Получить прозвище предлагается двумя способами. Первый способ, это покупка у специального торговца. Стоимость покупки будет зависеть от ее звучности. Второй способ естественный, то есть получение прозвища как следствие какого-то действия персонажа. Погоняли кур в деревушке, и народная молва даст персонажу обидное и совсем не геройское прозвище Chicken Chaser, над которым беспрестанно будут потешаться все окружающие. Совершили человеческое жертвоприношение в храме темного божества, получите прозвище Некромант. Пожертвовали деньги доброму божеству, заслужите прозвище Паладин.

Black&White

Отдельного разговора заслуживает тема добра и зла в Fable. Очевидно, что этому вопросу разработчики придают очень большое значение (вначале Black&White, теперь вот и Fable). С самого начала игры и до ее конца игрок, а с ним и персонаж, будут находиться в постоянном выборе между светом и тьмой. В Fable к этой теме подошли без присущего многим играм пафоса и политкорректности, с «картонными» злодеями и «злыми» поступками больше похожими на мелкое хулиганство. Здесь злые поступки действительно являются таковыми, сцены насилия не подвергаются цензуре, а цинизм правит бал. Собрав волшебные грибы, используете их для излечивания больного мальчика или отдадите парочке наркоманов? Освободите младшего сына старосты для того, чтобы отдать его на смерть в руки старшего брата, или отведете отцу? А, отдав старосте, расскажите ли ему о планах старшего сына? Согласитесь возглавить бандитов в нападении на деревню, или наоборот, возьмете квест на ее защиту от этого нападения? Поможете бандитам отбить у стражи приговоренного к смерти товарища, или поможете властям сопроводить его на казнь и полюбоваться на отсечение головы преступника? Соберете компромат на мэра, для того чтобы занять ее место или для того, чтобы найти свое место рядом с ней? Убьете напарницу, главу гильдии и известного героя, для экономии времени при выполнении сюжетного квеста, или пойдете более длинным и сложным путем? Почти в каждом сделанном выборе в пользу добра или зла, существует ряд более мелких решений, выбор которых еще больше усугубляет изначальный выбор.

Игроки привыкшие проходить игру опираясь в первую очередь на получение максимальной выгоды, без привязки к добру или злу, а исходя только из шкурного интересна, столкнуться с тем, что Fable одинаково выгоден в обоих случаях. Злодей и добряк отныне равноправны. Скажем, омоложение персонажа доступно как в результате человеческого жертвоприношения злому божеству, так и в результате денежных пожертвований светлому. Убив родную сестру и наполнив ее жизненной силой артефакт, вы получите один из самых мощных мечей в игре. Оставьте ее в живых и взамен вы получите равноценный по мощности меч. По просьбе школьного учителя пожертвуйте коллекцию книг для школы. Подарите собрание злых книг, и вы получите шляпу темного мага, собрание книг добрых, принесет не худшую шляпу мага светлого. Почти во всем Fable предлагает сделать выбор, продиктованный не сиюминутной выгодой, а мировоззрением игрока. Закономерным результатом постоянного выбора между добром и злом стал финал игры, который снова-таки предлагает игроку выбор. Выбор, перед которым в свое время стоял Фродо, решая уничтожить кольцо всевластия или оставить себе. Выбор, который стоял и перед героем Diablo, воткнувшим себе в лоб магический кристалл. Да, финал Fable практически один в один повторяет вышеупомянутые эпизоды, только на этот раз решение принимает сам игрок. Еще не зная о том, что игру можно продолжить и после финальных титров...

По ту сторону героизма

Fable относится к тем играм, в которых игровая система незаметна и не отвлекает от игрового процесса. Не мешая играть она, тем не менее, присутствует и потому заслуживает описания. Характеристики персонажа делятся на три группы, каждая из которых в свою очередь содержит по три атрибута. Список групп и входящих в них атрибутов следующий:

  • Сила — здоровье, отвечает за количество хитпоинтов; телосложение оно же физические данные персонажа, отвечает за силу ударов и способность нормально обращаться с тяжелым оружием; способность держать удары (Toughness), особенно полезна тем, кто любит щеголять без брони;
  • Умения — точность она же меткость, полезна лучникам; хитрость, имеет смысл для торговцев и воров; скорость, полезна как при дистанционных атаках, так и в ближнем бою;
  • Воля — отвечает за количество магической энергии персонажа, а также содержит в себе три подгруппы с заклинаниями различной направленности.

Повышать навыки приходится в специально отведенном для этого месте в гильдии Героев. Повышаются они за счет полученного опыта, который у каждой группы характеристик свой. Если предпочитаете ближний бой, то растет шкала опыта для характеристик Силы, любите побаловаться магией, получаете очки в шкалу Воля. На чем персонаж опыт зарабатывает, на то и тратит. Крайне не рекомендуется оттачивать мастерство персонажа лишь в одном направлении развития. Я, честно говоря, не представляю, как пройти некоторые игровые моменты, не имея достаточных навыков во всех трех возможных стилях боя — ближнем, дистанционном и магическом. Не говоря уже о простом удобстве от их использования в различных ситуациях.

Драки в Fable зрелищны и динамичны. Противники не гнушаются использовать оружие дальнего боя и не забывают ставить блоки в рукопашной схватке. Главному герою тоже не стоит забывать про такую возможность, поскольку враги, не успевшие умереть под градом стрел, так и норовят окружить персонажа. А дальше начинаются атаки, блоки, контратаки и прочие маневры. На самом деле, на протяжении всей игры бои не представляют никакой сложности. Тем более, что персонаж имеет несколько существенных преимуществ перед противниками, сводящих на нет любое их численное превосходство и попытки блокировать атаки персонажа. Во-первых, в случае удачной серии атак, открывается возможность нанести особо мощный удар, который невозможно блокировать. Во-вторых, персонаж может кувыркаться, спасаясь тем самым от летящих в него стрел, заклинаний и особо сильных противников. В-третьих, только у персонажа есть пусть и не очень широкий, но очень полезный ассортимент заклинаний, позволяющих с легкостью выигрывать как дуэли с мини-боссами (да и с главным злодеем тоже), так и поединки против толпы. Те из немногочисленных противников, что обладают магией, используют не более пары-тройки заклинаний, включая и боссов. В этом им с главным героем никак не сравниться.

Мораль сей басни такова...

Я намеренно опустил описание отрицательных сторон игры. Они есть, и их немало. Но плюсы игры полностью перекрывают ее минусы. Абсолютно не хочется говорить о неудачных идеях и ляпах разработчиков, нашедших себе место в этой сказке. Во время игры на них практически не обращаешь внимания. Не хочется этого делать и после. Казалось бы, банальная Action/RPG на поверку оказалась по настоящему ролевой игрой. Необычной, оригинальной, запоминающейся. Главное, это проходить ее не «на время», оставляя в стороне все, что не касается сюжетного квеста и боев. На мой взгляд Fable: The Lost Chapters — одна из лучших ролевых игр уходящего года и заслуживает внимания любого, кому не безразличен жанр компьютерных ролевых игр.



Опубликовано: 28.10.2005
Автор: Unseen