The Elder Scrolls III: Morrowind - Tribunal
Tribunal — это не просто новые монстры и новые локации призванные сделать игрока чуть более крутым и прибарахлившимся. Дополнение получилось таким, каким изначально должен был быть Morrowind. Не каждый день видишь add-on, который по многим пунктам лучше оригинальной игры. И Tribunal как раз пример такого дополнения. Чем он так привлекателен? В первую очередь тем, что его сюжет дополняет и продолжает сюжет Morrowind, открывая ранее неизвестные факты из истории Морровинда и позволяет по другому взглянуть на события и сюжет оригинальной игры. В Tribunal есть, на мой взгляд, все, что требуется игроку от дополнения — интересный сюжет, оригинальные квесты, исправленные ошибки, новые «фичи» и местами хороший юмор.
Действие Tribunal разворачивается в городе Mournhold, древней столицы Морровинда, куда можно попасть телепортировавшись из Ebonheart`a. Мурнхолд не кажется похожим на столицу провинции, а тем более древнюю. Сам город поделен на несколько частей, каждая из которых несет свою функциональную нагрузку. Среди локаций будет великий базар (какой шутник назвал его великим?), квартал для богатых граждан, храм и прилегающая к нему территория, дворец короля, и огромная канализация. И завершает эту композицию площадь, откуда можно попасть в вышеперечисленные локации. Отдельно можно упомянуть Clockwork City и Sotha`s Sil, но туда можно попасть только в конце игры.
Вводная в сюжет Трибунала начинается с нападения наемных убийц на главного героя. Попытка убийства осуществляется в то время, когда персонаж пытается отдохнуть. Покушение совершают старые знакомые из Daggerfall`а — наемные убийцы из Dark Brotherhood (в Daggerfall`е можно было стать членом этой организации). Количество нападающих, их экипировка и уровень зависят от уровня персонажа. Таким образом, разработчики хотели усложнить игру и сделать ее более интересной. Ведь не секрет, что многие игроки жаловались (и я в том числе), на легкость игры в Морровинд после получения персонажем определенного уровня. Ребята из Bethesda вняли пожеланиям игроков усложнить игровой процесс и решили сделать противников достойными главного персонажа. И у них это получилось. Например, излюбленное оружие подосланных убийц — отравляющее и парализующее. Во что это может вылиться для низкоуровневого персонажа, я думаю объяснять не надо. Ну а для тех, чей уровень персонажа давно перевалил отметку 30-40, они не должны стать большой проблемой. После расправы над убийцами в журнале появится запись, которая гласит, что о нападении убийц должно быть доложено куда следует. Для этого достаточно обратится к ближайшему стражнику, который отправит вас в Ebonheart и скажет к кому там подать жалобу.
Тем кто не спешит бежать жаловаться после нападения ассассинов, считая это несвоевременным, разработчики сделали намек, в виде продолжающихся нападений убийц при попытке персонажа поспать. Продолжаются они правда не долго, если не ошибаюсь раз 10, не больше. Далее вас оставляют в покое до тех пор, пока вы не решитесь начать сюжетную линию Трибунала. Пойти пожаловаться вы сможете в любой момент...
Прежде чем перейти непосредственно к Трибуналу и всему, что с ним связано, хочется обратить внимание на общие изменения, которые коснулись игры после установки дополнения.
Первое, это заметно изменившийся журнал. Наконец-то разработчики позаботились об игроках, и ввели в журнал список выполненных и невыполненных квестов. Квесты, помеченные серым цветом, считаются выполненными. Они сделаны так же в виде ссылок, чтобы можно было посмотреть всю информацию касающуюся этого квеста. Квесты которые еще не выполнены, помечены черным цветом. Все это можно просматривать одним большим списком, где вперемешку отображаются выполненные и не выполненные квесты или просматривать только невыполненные.
Карта в игре то же изменилась. Теперь на ней можно делать пометки, для чего достаточно два раза щелкнуть в нужном месте на карте и оставить свои комментарии в появившемся окне. После этого данное место на карте будет помечено специальной меткой в виде красного квадратика. Увы, квадратик виден плохо и позже его запросто можно не найти. Изменилась и торговля. Теперь при продаже у присутствует возможность сразу запросить с торговца все его деньги, при помощи новой кнопки Seller`s Max. Судя по информации, которую можно обнаружить в интернете, действие некоторых заклинаний также подверглись изменениям, с целью поправить баланс. Лично я ничего особенного не заметил. Но играющим персонажем-магом, стоит уделить этой информации пристальное внимание.
Любопытными нововведениями стали наемник, которого можно присоединить к себе в Мурнхолде, и крысы-носильщики, играющие роль дополнительных карманов. Наемник, увы, оказался весьма слабенький, и на момент присоединения к персонажу имеет всего лишь 10-й уровень. Использовать его имеет смысл тем, чьи персонажи не перешагнули 15-20 уровень, иначе он будет служить не более чем дополнительным отсеком к инвентори персонажа. Тренированные крысы, которых продает один из торговцев на базаре, могут сражаться за вас, а также перетаскивать грузы общим весом не превышающим 100. Весьма забавно наблюдать за собой караван из крыс с навьюченными на них тюками. Им можно отдавать приказы ожидать на месте или следовать за персонажем. Реальной пользы от них мало, но может кому-нибудь покажется забавным стать предводителем стаи крыс.
Вернемся к сюжету. В его основу положено противостояние нового короля и Храма, а также сошедшая с ума «богиня» Альмалексия. По ходу прохождения Трибунала персонаж узнает много интересного. Например, что старый король, умер не без помощи короля нового. И что последний собирает армию гоблинов, которая нужна ему для возможного столкновения с Храмом. А еще он покровительствует Темному Братству, и именно по его приказу были совершены все покушения на вашу персону. Что касается Храма, то там зреют сомнения в силе Трибунала и могуществе богини Альмалексии. Кроме этого, сама богиня уже вовсе и не богиня, так как растеряла практически все свое могущество и силу. Как обычная смертная она плетет свои интриги в которых персонажу отведена не самая завидная участь. Так же предстоит узнать, что она стоит за убийством Сота Сила (увы, не без нашей помощи) и за выпуском «фабрикантов», которые атакуют Мурнхолд из недр Механического Города… Сюжет в общем неплох, но вызывает удивление его концовка, где придется убить одну из основных фигур сюжета. Почему и зачем это необходимо игрок выяснит из финального монолога этой персоны. На мой взгляд, самое слабое место Трибунала. Зачем же было давать персонажу такие возможности стать сильнее, чтобы потом сразиться с ним?
Сюжетные квесты короля и Храма пересекаются, но разделение происходит на уровне докладов. Выяснив, что-либо или выполнив задание, вы можете отрапортовать либо в Храме, после чего получить там новое задание, либо во дворце короля с тем же результатом. Однако если вы будете попеременно обращаться то к тем, то к другим, то и те и другие будут проявлять недовольство желанию пероснажа усидеть на двух стульях одновременно. Впрочем, на сюжет такое поведение никак не влияет. Хотя бы потому, что впоследствии эти «разделения» сольются в единую сюжетную линию и все станет на свои места. А до тех пор можно наслаждаться своими способностями интригана и псевдо-нелинейному сюжету.
Кроме общих квестов у каждой представленной стороны есть свои уникальные квесты, не связанные с общей сюжетной линией. Их выполнение награждается не менее достойно, а главное дает информацию о причинах противостояния короля и Храма. Амбиции короля и коварные планы богини. Нежелание нового короля быть марионеткой в руках Храма, каким был старый король, и желание Дома Хлаалу свергнуть нового короля, и возвести на трон своего человека. Опасения Храма на счет армии гоблинов, и недоверие короля к храмовникам. Все это хорошо и толково связанно в единый сюжетный клубок, который нам и предстоит распутать.
Кроме Мурнхолда в Трибунале есть обширные подземелья, которые призваны доставить радость ностальгирующим по Daggerfall`у игрокам. Помимо уже упомянутой мною канализации, есть еще старый двемерский город, над руинами которого построен Мурнхолд. Сам двермерский город был построен поверх руин города даэдр. Вот такой вот бутерброд, который обещает нам подземелье неплохого размера.
Про Clockwork City и Sotha`s Sil я уже тоже говорил. Первый это механический город-подземелье-лабиринт-загадка. Чем-то сильно напоминает подобный в Planescape:Torment. Находясь там вспоминаются фильмы про Индиану Джонса. Были там такие места, которые как нельзя лучше подошли бы очередной игре или фильму про приключения археолога.
Sotha`s Sil это, по сути, продолжение Clokwork City. Там обитает Сота Сил (Sotha Sil) собственной персоной. Для тех, кто не в курсе, это еще один давний приятель Нереварина. Кто играл или еще играет в Морровинд тот наверняка знает о ком идет речь.
В самом городе хочется отметить два, на мой взгляд, самых интересных места. Первое это кузница, где делают стеклянные, эбонитовые и адамантовые доспехи на заказ. Достаточно принести необходимое количество материала (стекла, эбонита или адамантита), выбрать, что именно из доспехов вам требуется, заплатить необходимую сумму, и вот у вас уже есть бронированная вещь «от кутюр». Второе интересное место, это музей артефактов. Музей предназначен для сбыта туда дорогостоящих артефактов. Правда, денег на некоторые артефакты у них все равно нет. Но там можно немного заработать, продав, а потом выкрав, свои артефакты. Для каждого артефакта там есть своя подставка, откуда умыкнуть что-либо, при наличии неплохой скрытности и телекинеза, плевое дело. Изначально музей пуст. Точнее там есть только один интересный артефакт. Молот. По показателям нанесения чистого урона, самый крутой в игре. Весит он правда... 1000. Очередной прикол разработчиков. В этом музее можно получить список котирующихся артефактов. Сверяясь с ним и решая, что продавать музею, а что нет, можно почувствовать себя эдаким коллекционером старины, чьи экспонаты достойны лучших музеев провинции.
Советы разработчиков о наличии высокоуровневого персонажа для прохождения Трибунала оказались отнюдь не пустым звуком. Монстры теперь скучать не дадут. Мне — человеку, который, путешествуя по Морровинду, забывал про отдых и лечение для своего персонажа, пришлось снова об это вспомнить именно при прохождении Трибунала. Новых противников не много. Это гоблины двух видов, их боевые звери, фабриканты и личи. Сюда же можно отнести уникальных персонажей / противников. Стоит также отметить Black Darts Clan (точное название не помню). Довольно шустрые ребята, живущие в канализации, которые могут доставить много хлопот зазевавшемуся персонажу. Предпочитают держаться на расстоянии и атаковать неплохими дротиками даэдр, с различной магией. Отсюда видимо и название. Впрочем, в бой со всем кланом можно и не вступать. По одному из квестов можно узнать небольшую тайну, которая поможет затопить их базу. Плавать они видимо не умеют. Так вот. Даже захудалый гоблин, который служит в большинстве других crpg неким эквивалентом мальчика для битья и обычно не на много сильнее тех же крыс, в Трибунале представлен достойным противником. Особенно если он не один. А один гоблин встречается редко. Персонаж окруженный гоблинами, которые с успехом прикрываются от ударов щитами, и не всегда хотят умирать после одного-двух попаданий (хочу отметить, что к примеру те же самые Дремора Лорды, Слиперы и Святые умирали у меня после второго удара) рискует сбросить лишние хиты в короткие сроки. А использование противниками лечебных зелий (да, они наконец-то научились их использовать!) отнюдь не приближает их скорую кончину. Их боевые звери вообще меня поразили, выдерживали 4-5 ударов моим топором (Daedric Battle Axe of Absorb Damage: 1-80 + Absorb Health на 40 pts) и при этом сами наносили очень ощутимые удары, иногда даже не позволяя мне замахнутся оружием. Обрадовали разработчики: наконец-то реальные противники.
Личи, к сожалению, мне не понравились. Тут прямая противоположность гоблинам. Встреча с личем в большинстве crpg, а особенно на базе правил AD&D не сулила партии, а тем более одному персонажу, ничего хорошего. Ну, или в крайнем случае, бой не обещал быть легким. Увы, в Трибунале личи не сильнее тех же Ash Ghouls. И тактика у них такая же. Они обычно не подходят близко и стараются закидать хиленькой магией на расстоянии. Больше трех ударов они не выдерживали. Единственное исключение, это два квестовых лича (хотя до одного можно добраться и не взяв вначале квест). Один из них, это по-моему мертвый король (судя по короне на голове, или это у него прическа такая?) пользовавшийся заклинаниями ослепляющими персонажа после чегонеслабо рубил своим Daedric Claymore. Второй, квестовый лич, ожидал персонажа в одном из последних заданий от Храма. Этот оказался покруче первого. Один залп магии и 200-250 хитов как не бывало. При этом мана у него если и заканчивается то очень не скоро, так что можно не ждать. С другой стороны сам по себе лич такой же слабый, как и другие. Т.е. где-то на один-два удара.
Говоря про противников, нельзя не рассказать про Убийцу Героев. Первый раз он предстает перед игроком в образе нищего, настойчиво требующего денег. Причем с каждым разом все больше. Начинает с десятка золотых. Заканчивает «дяденька дай миллион»... Миллиона у меня не было, а если бы и был, я бы ему и не дал. Пришлось отказать. Видимо товарищ сильно обиделся. Ведь в следующий мой заход на эту локацию он предстал в полной эбонитовой экипировке (видно купил по дешевке на те деньги, что я ему пожертвовал) и назвался Убийцей Героев. После чего затеял со мной драку. О том, что это один из самых крутых противников в игре, я узнал на одном из ролевых форумов посвященных игре. Как только начался бой, мы обменялись парой ударов, после чего мой персонаж подпрыгнул, дабы воспользоваться своей излюбленной тактикой «ударить сверху» и тут... этот великий убийца начал от меня убегать. Посланные ему в спину дротики не помогли. Топор в спину тоже. Побегав за ним минут десять реального времени, посмотрев как он плавает под водой и не задыхается, опробовав на нем разную магию (паралич на него иногда действовал, но не больше чем на одну секунду), попытавшись порубить его всем что у меня было в инвентори, я наконец бросил это занятие. Понаблюдав еще чуть-чуть, как он носится по локации, я пошел выполнять квесты, вспоминая, сколько же я дротиков и маны перевел на этого сумасшедшего.
И лишь позже я узнал, что это видимо, был скриптовый глюк. Я давно заметил, что если персонаж с высоким показателем акробатики прыгает во время боя вверх, то противники, потеряв его из виду, считают бой завершенным и прячут оружие. Видимо тут было точно также, только в данном случае что-то в его скриптах не сработало, вот он и начал свой марафонский забег.
Честно говоря, после того, как это выяснилось, я очень переживал. Ведь люди рассказывают, что дрались с ним по полчаса реального времени, прежде чем могли победить! Вот уж действительно крутой противник. Объяснение его крутизны я также нашел на форуме. Кто-то из игроков залез через Construction Set посмотреть, что это за личность такая. И выяснилось, что вся его крутость, заключается просто в нереальном показателе Luck (что-то около 700!). Не знаю насколько это правда, но если это так, то вполне объяснимо почему на него не действовала магия и очень редко можно было достать его каким либо оружием. Заодно понятно, что дает раскачанный атрибут удачи.
Немножко про оружие и броню. Нового совсем мало Несколько видов брони, из которых внимания заслуживает лишь адамантитовая, как лучшая броня, после доспехов даэдр и некоторых уникальных вещей. Вполне стоит того, что бы заказать ее изготовление у кузнеца. Из оружия... честно говоря, кроме личного оружия Альмалексии и Нереварина, ничего такого, чтобы мне сильно понравилось, я не нашел. А эти два скимитара, по своим боевым качествам меня вполне устроили. Клинок Нереварина наносит дополнительный урон огнем, а клинок Альмалексии электричеством. Все остальное, что можно будет найти, не стоит описания. Адамантитовое оружие в отличии от доспехов, впечатления не произодит.
Вот и все. Tribunal оказался очень качественным дополнением, и однозначно стоит потраченного времени на прохождение. В скором времени выйдет новый add-on к Morrowind под названием Bloodmoon и хочется надеяться, что он будет не хуже Tribunal.
Опубликовано: 28.11.2003
Автор: Unseen