21 November 2024, 14:32

Author Topic: Baldur`s Gate 2: Shadows of Amn

RPG diary

  • Sysop-In-A-Box
  • ***
  • Posts: 1992
    • RPG diary
Baldur`s Gate 2: Shadows of Amn
« Topic Start: 29 September 2013, 21:51 »

Baldur`s Gate 2: Shadows of Amn

 

Gameplay

По сравнению с Baldur`s Gate заметен очень качественный скачок вперед. Игровой процесс просто засасывает, и в большей степени благодаря динамично развивающемуся сюжету. С одной стороны в нем вроде бы нет ничего особенного. Сюжет целиком и полностью завязан на происхождении и персоне протагониста, и решении его личных проблем. Но в этом и кроется его привлекательность. Основной лозунг игры «Помоги себе, а весь остальной мир пусть катится к черту». А это такая редкость в crpg играх, что только за одно это игре можно простить многое.

Очень порадовали квесты. Не столько новизной, сколько манерой подачи, прохождения и наличием сюжетных переплетений между на первый взгляд никак не связанными друг с другом заданиями. Большинство квестов имеют несколько вариантов прохождения и могут иметь неожиданное продолжение тогда, когда про них уже и думать забыли. Они как бы многоступенчаты: из одного квеста вы плавно переходите в другой, потом в третий, а потом возникает какая-то интересная ситуация, являющаяся и результатом и продолжением квеста одновременно. Это касается и связи побочных заданий с сюжетной линией. Получение квестов происходит чуть ли не в насильственной форме, и не успеваешь зайти на локацию, как тут же к персонажу сбегается толпа NPC предлагающих выполнить задания, устроить разборку или просто желая поговорить за жизнь.

Большинство из персонажей в вашей партии, имет персональный квест, иногда долгоиграющий и не всегда один. Некоторые квесты имеют отношение к мировозрению персонажа, а сами персонажи могут быть ключами к какому-нибудь квесту. Квесты могут быть как классовыми, так и личными. Классовые квесты, зачастую являющиеся специальными квестами, на получение в свою собственность определенного строения или местности, которые дают своему владельцу различные бонуса и квесты, хотя в большей степени они влияют на сознание таким образом, что кажется, вот она, игра в которой можно просто жить. Это так называемые квесты на получение Stronghold. Теперь я попытаюсь расшифровать, что я имел ввиду под специальными квестами, а точнее под названием «квест на получение Stronghold».
На определенном этапе игры, или можно даже сказать, рано или поздно, протагонист сможет получить на первый взгляд абсолютно обычный квест. Например, если он воин, ему предложат очистить крепость от монстров. Выполнив это задание у него будет возможность получить освобожденную крепость в свое пользование. А получив, придется защищать ее и прилегающие к ней территории. За это он будет получать налоги с жителей подвластных территорий, и несколько связанных квестов связанных с новым статусом персонажа. Получаемый в награду Stronghold зависит от класса протагониста. Если это воин и его производные, то персонаж получите Крепость. Если рэйнджер то это будет Ranger Cabin и прилегающие к нему территории. Правда надо сказать, что права на собственность у всех разные, так же как и квесты, их сложность и количество. Тот же воин является как бы полноправным хозяином, а рэйнджер лишь является защитником близлежащей деревни.

После получения своей крыши над головой, можно не волноваться, что в отсутствие персонажа с его новым домом, что-то случится. Все строго линейно и когда придет время решать проблемы, к протагонисту будет послан гонец. На мой взгляд это очень атмосферное нововведение весьма оживило игру, и придало ей намек на существование жизни вне сюжета. Впрочем это почти так и есть. По сравнению с первой частью, в Baldur`s Gate 2 легче найти занятие вне сюжета. Вместо того, что бы сразу же следовать сюжетной линии, можно вдоволь насладиться очень большим количеством разнообразных квестов. Да и сам основной квест не навязчив. Появляется ощущение того, что вся игра это набор несвязанных между собой единым сюжетом квестов.

Взаимоотношения спутников протагониста между собой в Baldur`s Gate 2 приобрели черты знакомые игравшим в Planescape: Torment. Теперь они не просто безмолвные тени безропотно следующие за своим лидером. У них есть проблемы, переживания, и свои соображения насчет остальных членов команды. Конечно, реализация взаимоотношений не столь сильна как в Planescape: Torment, где в любой момент можно было пообщаться с однопартийцами да еще и получить за это экспу. В Baldur`s Gate 2 такого к сожалению нет. Но зато персонажи сами будут активно общаться с персонажем (и тут уж можно вдосталь наговориться с ними), между собой и со встречными NPC. Иногда такие разговоры бывают весьма интересны, особенно когда встреченные NPC начинают подшучивать над кем-то из спутников персонажа.

Кроме разговоров в партии могут появится (зависит от состава) несколько любовных линий, а также предатель, которым может оказаться и старый приятель. Чувствуется, что разработчики часто оглядывались на Planescape: Torment, иначе такое количество «совпадений» объяснить трудно... Кроме старых приятелей из первой части, персонажу доведется встретить и старых «уникальных» врагов, которым каким-то чудесным образом удалось воскреснуть из мертвых. Например, нам опять предстоит встреча с Drizzt`ом. А помните того дурачка, который доставал нас глупыми вопросами и восклицаниями в первом Baldur`s Gate? Он снова с нами! И надо сказать, этот придурок абсолютно не поумнел. Вообще Baldur`s Gate 2 заметно пронизана юмором (в первую очередь ролевым). Но чтобы заметить его, необходимо быть «в теме» и играть внимательнее. Все самое интересное хорошо упрятано в дебрях игры и обнаружить эти «залежи юмора» можно если играть не пропуская целые куски игры в пользу более легкого и быстрого прохождения.

Продолжая речь о локациях. Ох, где только персонажу не придется побывать! Начиная от знаменитого Underdark (вспоминайте игру Menzobaranzzan) и заканчивая настоящим Адом, где сможем встретиться со своим братом, Sarevok`ом, и снова показать ему, кто есть кто. К слову сказать, атмосфера Underdark`a передана очень удачно. Советую перед тем как туда идти прочитать трилогию книг про Drizzt Do'Urden (книги реальные а не игровые), дабы подготовить себя к атмосфере постоянных интриг и предательств.
Еще главному герою предстоит посетить логово дракона, поплавать на корабле, побывать на острове где находится тюрьма для магов и многие другие необычные и интересные места.
К сожалению, для одних и к счастью для других, теперь нельзя путешествовать из локации в локацию, заранее не узнав где она находится. Если помните, то в Baldur`s Gate можно было простой выйти за край карты и пойти открывать новые места самостоятельно. Теперь такой свободы нет. Но с другой стороны это не ощущается. Нет бестолковых хождений по ненужным местам, а сами переходы теперь занимают гораздо меньше времени чем в первой части. Про новые локации игрок узнает довольно быстро, поэтому особых неудобств с этим не наблюдается.

Вспоминая про интересное, нельзя не упомянуть загадки. Их теперь много. Прямо как в старых crpg. Некоторые из них очень даже интересные и хорошо «прикручены» либо к сюжету, либо просто к данной ситуации. Так что придется и мечом помахать и извилинами пошевелить...

Warlogis: Одно только в этих загадках печально — непропорциональность баланса сложность задания/награда за него. Бывает очень серьезное задание, с ломанием башки над мудреным «литературно-поэтическим» английским языком — и понты (в плане опыта/шмоток) за пол-часа усиленных шевелений мозгов. А бывают и легчайшие загадки с кучей опыта и нехилыми шмотками, решающиеся за 30 секунд.

Можно еще долго пускать слюни по поводу всего того, что приготовили для нас разработчики, но пора подводить некий итог и идти дальше. Итак, что мы имеем? А вот что:

  • интересный и увлекательный сюжет, который интересно переплетается с вторичными казалось бы квестами, а также с квестами персонажей.
  • сюжет, который позволяет «вздохнуть свободно», благодаря его «ненавязчивости";
  • интересных NPC, занимательную внутрипартийную обстановку, влекущую за собой беседы, споры, интриги, любовные романы, личные квесты спутников, их предательство и их похищение, их своевольные уходы и своенравное поведение, наличие у партийцев именных (уникальных) вещей (оружия, брони и т.д.);
  • возможность во время прохождения игры побывать в различных интересных и знаменитых местах, например в большом количество различных тюрем в том числе и в планарных;
  • получим большое количество увлекательны и интересных квестов и достаточно большое количество вариантов для их решения, упор на «диалоговое» прохождение игры нежели на боевое, с учетом этого и количество получаемого опыта;
  • встретим «старых знакомых» NPC, которых мы могли видеть еще в Baldur`s Gate и даже путешествовать с ними, и встреча с многими из них будет не просто обменом фраз;
  • интересные идеи, реализованные в различных играх, а здесь связанные воедино;
  • хорошие и иногда веселые, загадки, некоторые из которых заставляют вспомнить ранние crpg, погружая нас в ту неповторимую атмосферу, которая должна присутствовать в любой хорошей rpg.

И еще, Baldur`s Gate 2 имеет отличный запас ре-играбельности (replayablity). В основном это можно заметить прочитав и хорошенько обдумав все вышеизложенное. Но еще об одной причине, из-за которой игра может быть начата еще пару раз, я расскажу попозже.

Warlogis: Да, введение новых классов персонажей и китов на старые существенно расширило возможности генережки персонажей и количество прохождений игры. Как только мой воин/маг эльф закончит героический вынос всего живого в южной части карты, его сменит свашбаклер полу-орк — мечта манчкина (19 сила и конста, 18 декстра, 11 инта и 10 визда. Чаризма ... какая у полу-орка может быть чаризма?

Scream! Scream for Mercy!

Теперь пришла пора замолвить слово о тех, кто именно будет нас просить о пощаде. О монстрах. О них родимых, об этом богатом источнике нашего опыта и классных шмоток. Именно им, этим жертвам «манчкинов» и «лутеров» посвящается эта часть обзора.

Большинство монстров перекочевали как из Baldur`s Gate так и из Icewind Dale. Как говорится «В бой идут одни старики». Некоторые из них, в основном те, которые перешли из Icewind Dale, поменяли свое название и при этом получили новые свойства (а некоторые лишились). Многие сменили внешний вид и название. Честно говоря, это меня немного расстроило. Ну что за манера, брать старую модель, менять ее название и выдавать за нового монстра. В некоторых случаях это даже сбивало с толку. Взять хотя бы ice troll. В Icewind Dale это была относительно большая тварь, которую можно было убить не прибегая к огню или кислоте. В Baldur`s Gate 2, ice troll стал маленьким, черненьким, и теперь для его смерти необходимо обойтись с ним так же как с любым другим троллем. Т.е. для его смерти последний удар должен нести в себе либо огонь либо кислоту. Некоторые модели монстров стали похуже чем были в Icewind Dale, некоторые получше. Я имею ввиду конечно же не графическое исполнение, а художественное.

С учетом переноса монстров из Icewind Dale, список наших противников заметно увеличился. Правда и без «старых знакомых» новых врагов у нас хватает. Наконец-то появились классические монстры, например Beholders и Dragons! Да, я не ошибся, теперь у нас есть возможность встретиться с этими мифическими тварями лицом к лицу! И не просто встретиться и поговорить, но и подраться. Хотя в игре есть единственный дракон, драка с которым обязательна (с остальными можно и не драться), но кто же запретит игроку проверить свою крутизну на Драконе?!

Надо отдать должное разработчикам. Монстры (исключая самых слабых, которые по определению являются мясом и подопытными кроликами) теперь стали достаточно серьезными противниками. Чего только стоит «нежить», некоторые представители которой теперь могут «высасывать» у персонажей уровни (от 1 до 5 уровней за удар! Три удара — и у персонажа осталось 2-10 хитов. Потом стандартный удар без левел дрейна — и ваш персонаж, махая ручкой, прощается с вами. прим. Warlogis).

Когда кучка вампиров нападает на партию, становится трудновато. Конечно это в большей степени зависит и от того, что нам предстоит идти высокоуровневой партией и монстры должны быть ей под стать. И все таки... Самые опасные кстати не сколько монстры (исключая Драконов), сколько партии противников, собранные примерно по тому же принципу, что и Ваша партия, и поэтому достаточно опасны. Вражеские маги успевают «кастануть» на себя и своих однопартийцев максимальное количество защитных и прочих полезных заклинаний, причем за очень короткий срок. После чего активно участвуют в бою, используя самые эффективные заклинания и помогая друг другу. Видно, что над скриптами разработчики постарались на славу (хотя конечно могли бы и получше). Поэтому иногда в игре становится достаточно «жарко». Особенно тяжело приходиться когда такая партия противников выступает вкупе с разнообразными монстрами. Тактика для уничтожения одних, не подходит для уничтожения других, вот и начинаешь задумываться, и игра превращается в тактический wargame. Нет, я не шучу. Действительно, я часто ловил себя на мысли, что большинство боев партия против партии (даже если партия противника вовсе не люди) очень сильно похожи на...шахматы. И понять, кто же все-таки победит, становится очень проблематично (хе-хе. Если же против Вас выступают одновременно различные типы врагов, причем с некоторыми из них, Вы встречаетесь впервые, то может пройти не один save/load прежде чем Вы добъетесь победы.
И тут же другая крайность. Через некоторое время игрок просто разрабатывают свои наработки, по быстрому и практически безболезненному для себя, умерщвлению тех или иных типов врагов. Поэтому к концу игры становится немного скучновато. Могли бы побольше перемешивать разнообразных монстров в партиях противника.
Глядя на Baldur`s Gate 2 через призму боев в Icewind Dale, можно смело сказать, что в Baldur`s Gate 2 бои стали зрелищнее, интереснее и конечно же сложней. И сложность эта не сколько зависит от монстров, сколько от их действий. Есть тут правда одно «НО» (а где же их нету?) сложность в большинстве случаев заключается в том, с каким оружием на какого монстра Вы идете.

Be my friend

Кандидатов на присоединение к протагонисту, увы, очень мало. Не так мало как скажем в Planescape: Torment, но меньше чем было в Baldur`s Gate. Кроме этого, уж очень они похожи на все тех же NPC из Planescape: Torment. Чем-то неуловимо знакомым веет от них. Причем схожи они буквально во всем. В манере поведения, ведении разговора, характере, мотивациях, и можно даже сказать в судьбе... Такое впечатление, что персонажи из Planescape: Torment переродились заново в персонажах из Baldur`s Gate 2. Впрочем ощущение это может быть вызвано тем, что разработчики у этих игр одни. И вполне вероятно, что они подсознательно сделали все именно так как было в Planescape: Torment. Как бы там не было, но это не плохо. Поэтому не буду заострять на этом Ваше внимание.

Итак, NPC которых можно взять к себе в партию мало. Но это вполне окупается тем, что каждый из них это прямо таки целая личность. Выше уже упоминалось, что праткически каждый из них имеет свои квесты. Но кроме персональных квестов, у многих из них имеется и довольно занимательная история, намеки на «личную жизнь», интересный характер и индивидуальные особенности (классы практически не пересекаются, а если и пересекаются то только в комбинациях типа multi и dual), что позволяет собрать очень интересную и разношерстную команду. В общем это тот случай, когда количество переходит в качество. Как ни странно, но малое количество персонажей все так же ставит игрока в тупик выбора. Начинаешь экспериментировать и «перетасовывать» партию, утрясая ее до неободимой кондиции. Выбор действительно нелегок. У каждого персонажа есть свои плюсы и минусы. И конечно необходимо создать такую партию, в которой все будут дополнять друг друга, а не дублировать. Задача усложняется еще и одним нововведением. Из AD&D в Baldur`s Gate 2 перекочевало понятие kit. Kit, это как бы специализация внутри выбранного класса персонажа. У каждой специализации есть различные особенности, возможности и т.д. Вместе с тем есть у специализаций и оборотная сторона, с ограничениями, минусами и прочим. Благодаря «китам» увеличивается число возможных комбинаций развития персонажа, позволяя сделать двух очень различных персонажей даже при условии что основной класс у них одинаковый. В принципе от «кита» можно отказаться и играть «чистым» классом, но это только в случае генерации или импортирования протагониста. Вполне понятно, что остальные NPC в этом Вам не подвластны.

Ой, говорящий меч!

Что не дает спокойно спать нашим врагам? Правильно, хорошее оружие в наших руках. Тут разработчики нас не обделили. Большое количество разнообразного оружия и брони, а так же различных защитных колец, амулетов и вещей, заставит любого игрока очень сильно помучатся с выбором «лучшего из лучших» орудия убийства. Самое разнообразное, красиво нарисованное и с отличными характеристиками, оружие разбросанно по все игре. Очень много уникального оружия, брони и прочих вещичек.

Большая часть оружия уникальна. Можно сказать, что «простое» оружие +1, +2, +3 и т.д. встречается чуть ли не реже такого же, но уникального — носящего свое имя (название), имеющее свою историю, и как правило обладающее различными интересными свойствами. Как вас, например, говорящий меч? Или меч который сам нападает на врага? А лук которому не нужны стрелы? Очень, очень много всего интересного предложили нам разработчики. Однако самым интересным и необычным оружием оказался сам протагонист. Даром он что ли сын бога? Хоть в течении игры персонаж и лишится специальных способностей приобретенных им в Baldur`s Gate (Heal, Slow Poison и т.д.), но взамен обретет возможность превращаться в одно из воплощений Баала — существо под названием Slayer, обладающее впечатляющими бойцовскими качествами и природным оружием. Правда в эту бочку меда разработчики подложили аж несколько ложек дегтя. По своей природе Slayer долго не живет. Превратившись в него, герой будет постепенно терять хит-поинты. Более того, при каждом превращении в Slayer теряется 2 поинта репутации. Как Вам такой обмен? Но и это еще не все. Кроме потери спецспособностей, протагонисту предстоит пережить небольшое уменьшение атрбитутов, хит-поинтов и опыта.

Из новых видов оружия появившихся в игре, кроме воплощения бога Баала, особенно заметны восточные типы мечей — катаны, вакизаши и т.д. Однако самый распространенный тип оружия это старый добрый longsword. Свойства некоторых из них просто поражают и попахивают «легальным манчкинством». Из обычных, «европейских» мечей, хочется отметить уникальные экземпляры носящие названия Daystar, Equalizer (собирается по частям) и Blackrazor (появляется в самом конце игры). Из хороших катан (которые, кстати, большая редкость) стоит отметить Celestial Fury. Связка из Daystar и Celestial Fury в руках одного персонажа очень и очень эффективна. Естественно вышеуказанные мечи не просто носят уникальные имена, но и обладают весьма полезными свойствами, которые и делают их такими полезными и эффективными.

И все же ни один из уникальных представителей одноручных мечей не сравнится с самым мощным мечом в игре — двуручником The Holy Avenger: Carsomyr +5. Вот только носить этот меч может лишь паладин. Вообще оружия и брони ограниченного по классу в игре не много. Но то что есть, обычно весьма таки неплохое, если не сказать больше. Впрочем, если сравнивать с Icewind Dale, то оружие в Baldur`s Gate 2 выглядит не столь впечатляюще.

Броня. Красивая и необычная. Очень много видов. Жаль, но действительно хорошей, или скорее даже универсальной, не много. И что интересно, практически в самом начале игры можно раздобыть очень хорошие доспехи сразу для всей партии. После этого большинство попадающихся по пути неплохих доспехов остаются не востребованы.
Как и у оружия, у брони может быть свое уникальное название и характеристики, а также какие-либо недостатки, или же особые ограничения на использование. Вот скажем есть замечательные доспехи drow`ов. Хорошие характеристики и стоят подозрительно дешево. А все потому, что при попадании на солнечный свет, доспехи (равно как и оружие) изготовленные в Underdark (а достать их можно только там) превращаются в горстку пыли. Поэтому не спешите выбрасывать свои доспехи, расчитывая пройти остаток игры персонажами одетыми в Full Plate Armor +5. Правда, некоторые артефакты из страны темных эльфов унести в целости и сохранности все же удастся.

Другие виды защиты, такие как кольца, амулеты и прочие артефакты, встречаются относительно не часто. В основном их приходится покупать в магазине. В этом плане особенно хорош магазинчик Adventurer Marts, известный на весь игровой мир. Там продают одни из лучших вещей в игре. На определенном этапе игры, там появляется опция «спец товары». С этого момент магазин становится настоящим раем для манчкинов. Некоторые вещи купленные там (или же найденные по ходу игры) порой весьма влияют на исход сражений. Чего стоит возможность поднять консту до 18 на 8 часов, или отражать магические атаки обратно к атакующему, или превращаться в тролля и отлеживаться, регенерируясь, пока враги бесполезно пытаются тебя зарезать. Поднятие харизмы до 18 (что весьма полезно при торговле), возможность кастовать по дополнительному спеллу от второго до 7 уровня включительно (а второго — даже два); снижение в два раз повреждений от магии и на четверть от метательного оружия; иммунитет к «левел дрейну» и «сайленсу»; регенерация 1 хита каждые 6 секунд — далеко не полный список «вспомогательных» вещей.

Магия как основа всего

Вот мы и добрались до магии. Что тут сказать? Высокоуровневые маги это очень круто. Из обузы для партии в первой части игры, они становятся ее главным оружием во второй. Поэтому меньше чем двух магов в партии держать не рекомендуется. Я уже кажется упоминал, что большинство боев в Baldur`s Gate 2 похожи на шахматную партию. Так вот, в большинстве случаев это из-за магии. Появление большого количества новых заклинаний, а так же измененные старые, заставляют игрока часами продумывать необходимые для запоминания заклинания. А уж когда начинается бой, в котором участвуют маги... все начинает напоминать стратегию и тактику. Сразу становится понятно. Какие заклинания Вы подобрали верно, а какие в данном случае (или вообще) являются абсолютно неэффективными. Зрелище удивительное. Анимация и красота заклинаний больше похожа на подобную в Planescape: Torment. Благодаря этому каждый поединок это просто удивительно зрелище! Магия против магии. Атаки и контратаки. Защитные заклинания и заклинания убирающие эту защиту. Вызов себе на помощь различных элементалей и прочих планарных тварей. Очень впечатляет. Заставляет задумываться и планировать все заранее. Маги теперь основное оружие победы. Вот только опять же, по сравнению с Icewind Dale они вроде как послабее. С другой стороны уж очень заклинания у них хорошие и порою просто и откровенно «манчкинские». Тут кстати не обошлось без шутки от разработчиков в виде заклинания Limited wish, точнее его действия...

Как часто я кричал «Must Die!», но снова запускал игру..

Глюки. Без них никуда. Но к счастью, их на самом деле совсем не много. Однако есть среди ниходин, который меня просто взбесил — пропажа вещей из inventory персонажей, а так же из Stronghold. Представляете себе картину. Вы облазили пол-игры в поисках всех кусков какого либо артефакта. И найдя его, обнаруживаете, что одна из уже имеющихся вещей бесследно пропала! А когда пропадает отличное оружие или доспехи? Или другая полезная вещь? Причем пропадают в никуда и по непонятной причине. Кроме этого, было мною замечен, что имея полный inventory и пытаясь взять что ни будь еще, новая вещь заменяет одну из уже находившихся в inventory. Т.е. она ее просто выталкивает оттуда. Очень печально.

Итоги

Итак, что мы получили в Baldur`s Gate 2? Сказать, что это достойное продолжение первой части, это ничего не сказать. В этой игре удачным образом переплелись такие игры как Planescape: Torment, Fallout, Icewind Dale и конечно же Baldur`s Gate. Игра здорово «цепляет», не позволяя отойти от компьютера. Налицо огромный рывок вперед. Насыщеный действом игровой процесс, хорошая реиграбельность, много различных мелких улучшений облегчающих жизнь игрока. В общем — must have для любого уважающего себя любителя crpg.

Warlogis: Да, игра затягивает и заставляет играть без перерыва, даже есть, не отходя от компьютера. Но как любая пьянка, она приносит и тяжелейшее похмелье. Еще не закончив игры (осталось пару локаций), я уже через силу заставляю себя вести партию к счастливому финалу. Слишком насыщенные события, разговоры, боевки — это уже не так трогает, как раньше. Хотя у меня есть 100%-ная уверенность, что через пару месяцев (после повторного прохождения Jagged Alliance 2) я снова пойду по городам, полям, лесам, болотам, подземельям, развалинам, островам и прочим живописным местам Амна под гордым знаменем сына Баала))

Опубликовано: 02.10.2000
Автор: Unseen
Соавтор(ы): Warlogis