25 Ноябрь 2020, 09:19

Автор Тема: Поплачь о нём, пока он живой…

RPG diary

  • Sysop-In-A-Box
  • ***
  • Сообщений: 1728
    • RPG diary
Все чаще и чаще игроками озвучивается мысль о предсмертном состоянии жанра CRPG. Неужели это так и один из самых старых жанров в очередной раз собрался отправиться в коматозное состояние? Кто же его довел до смертного одра, и почему вообще возникают мысли о закате очередной эры CRPG? Целый ряд причин указывает на то, что если жанр и не умирает, то, по меньшей мере, либо вырождается (что таки приведет к его гибели, пусть и временной), либо «мутирует», что тоже не внушает радости, но не столь печально как полное забвение.

Количество полноценных, качественных ролевых игр (и так называемых «хардкорных» в том числе), практически сошло на нет. Расходы на их создание и раскрутку не окупаются. Разработка CRPG, дело дорогое и трудоемкое. Разработка качественной CRPG еще более трудоемка и обходится еще дороже. Немногие решаются вложить в подобную разработку средства, если не будут уверены в гарантированном успехе, который в свою очередь выражается не признанием игроков на форумах, а как бы банально это не звучало, хрустом «мертвых президентов», оседающих на банковских счетах издателя.
Как бы не были талантливы разработчики, они редко могут позволить себе сделать так, как хочется, поскольку им и их семьям надо кушать, одеваться, покупать машины, дома, ездить в отпуск и так далее. За коллективное «спасибо за хорошую игру», этого не сделаешь. Что бы там себе не думал наивный молодняк и порой не менее наивные «ветераны», заправляют индустрией в первую очередь не талантливые разработчики, а талантливые дельцы. Именно они в большинстве случаев диктуют непосредственно исполнителям, что, как и когда, надо сделать. Они устанавливают рамки и сроки, в которые должны уложится те, кто собственно создают игру.

Посмотрите на Vampire: The Masquerade — Bloodlines. Игра, на мой взгляд, замечательная, даже несмотря на то, что дельцы похоронили ее в куче «багов». И что же? Где сейчас Troika Games? Посмотрите, что стало с Interplay и Black Isle Studio. Что, они делали плохие игры? Нет. Но посмотрите на количество продаж копий того же Fallout (пусть даже и двух частей вместе взятых) и сравните с продажами Diablo. В свое время эта игра (Diablo) можно сказать вывела жанр из кризиса, дала толчок, популяризировала ролевые игры и в конце концов их этим и убила. Все больше игроков предпочитают игры в стиле Plug`n`Play, и разработчики не могут не внять их желаниям. Увы, уже сейчас видно, что таких игроков стало большинство. Большинство, которое формирует спрос, ради которого отказываются от хороших сценаристов, сокращают сроки разработки, упрощают игровые системы, урезают возможности, забывают про тестирование... Все ради одного — успеть продать больше копий, обогнав конкурентов. Обогнать тех, чьи игры будут отличаться лишь текстурами и названием, а все остальное будет до боли похожим. Таким, каким его хочет видеть большинство, желающее забить свою «мышку» до смерти не отвлекаясь на такие «мелочи» как сюжет, нелинейность, проработку мира, атмосферность и прочие атрибуты нормальной ролевой игры.

Война клонов продолжается, хотя и приняла несколько иные формы. На фоне этой войны, где «погоду» делают заявления о суперграфике, суперзвуке, суперэффектах и еще большем количестве оружия на каждый сантиметр инвентарного пространства (ну ладно, ладно, большое количество оружия и я люблю) даже середнячок, по меркам пятилетней и более давности будет вызывать «охи» и «ахи» даже у «хардкорных» игроков. Тогда как раньше, в эпоху Fallout и Planescape, поразить подобный проект мог бы разве что тем самым звуком и графикой. Кстати, насчет «хардкорного» игрока. Названию — «хардкорный игрок», мы обязаны «поколению next». Как только рынок стал прогибаться под такого рода игроков, выпуская в их жадные ручки кучу проектов a-la Diablo, тут же получилось, что игроков предпочитающих классические ролевые игры стали называть «хардкорщиками». Тогда как, казалось бы, совсем недавно это были просто игроки, которым нравилось играть в ролевые игры. Которых не смущали ни сложные игровые системы, ни большое количество текстов и игровой информации, ни необходимость думать головой, а не спинным мозгом...

Игроки и разработчики испортили друг друга. Искать «козла отпущения» не хочется, но как ни крути, а все же спрос порождает предложение, а не наоборот. В связи с этим будущее жанра не внушает оптимизма. Вполне вероятно, что еще большее количество новых игроков еще больше все испортят (куда уж дальше?). Почитайте форумы, пролистайте комментарии к обзорам. Люди не знают, что такое настоящие компьютерные (про настольные вообще промолчу) ролевые игры, не стесняясь показывать свое невежество в многочисленных спорах и сообщениях «на публике».

А что же разработчики? Привить хороший вкус игрокам у них не получилось, да и цели перед ними такой никогда похоже не стояло. Цели у них другие, поскольку матерые студии это скорее ремесленники, нежели творцы. Но это ни в коем разе их не оправдывает в производстве халтуры, которая сыпется на игроков как из рога изобилия. За их же, игроков, деньги. Планка качества опустилась не только относительно «хардкорности» игр. Хорошую ролевую игру делает не навороченная игровая система со сложной механикой, где больше времени уходит на ее изучение, нежели на саму игру. Какой бы хорошей не была игровая система, это не панацея. Не замена ни хорошему сюжету, ни проработанному миру, ни интересным квестам, ни игровому процессу в целом. Беда в том, что у многих разработчиков, а точнее дельцов, не хватает чего-то, позволяющего им создавать те самые интересные сюжеты, квесты и далее по списку. То ли deadline на них давит, то ли, как я уже писал, желание обойти конкурента по срокам выброса проекта на прилавки магазинов, а может и еще чего похуже. Например, отсутствие толковых людей в команде. И не исключено, что все вышеперечисленное вместе взятое, плюс еще нечто не известное.

И это на фоне громких обещании о ранее небывалых, невиданных и так далее, нововведениях, которыми сопровождается каждый второй проект. Если верить пресс-релизам, конечно же. На самом деле нового в жанр приносится крайне мало. И многое из этого является хорошо забытым старым. Игры меняются, меняются приоритеты и вкусы, что-то уходит, что-то приходит, и снова возвращается под видом новых идей. Из действительно нового, соответствующего обещаниям разработчиков, можно пожалуй отметить лишь графическую составляющую игр (и то не всегда). Потратив ресурсы на графику, наблюдается их нехватка в остальных производственных циклах. Но что это приносит в сам жанр? Какие новые возможности? Да практически никаких. Кроме разве что поголовного засилья Action/RPG проектов, где красивая графика хоть как-то может спасти удручающий игровой процесс, и чьим девизом является «Сюжет попроще, убийств побольше».

В эту же кучу фекалий можно добавить ставшую модной тенденцию использование мини-игр. И ладно еще, если эти мини-игры не влияют на успешное прохождение игры и не несут в себе аркадную составляющую. А когда наоборот, да еще и в играх, которые никоим образом не позиционировались как пресловутые Action/RPG? Немалую роль в подобной повсеместной дебилизации и примитивизме играют консоли. Рынок консольных игр является более прибыльным, поскольку охватывает большую аудиторию и требования по смысловому наполнению там не столь притязательны как на рынке игр для обычных компьютеров. Неудивительно, что многие студии и издатели в первую очередь стали ориентировать свои проекты на «консольщиков».

Так что появление новых ролевых игр в первую очередь для консолей и лишь затем, с задержками по срокам и кривым портированием их на ПК, удивления уже не вызывает. Остается лишь смирится, и надеяться, что не придется в очередной раз качать десять патчей, чей совокупный размер соизмерим с размерами самой игры, а заплатки «лечат» не столько оригинал игры, сколько ошибки вызванные предыдущими патчами. Я не берусь предугадать, и уж тем более предсказывать, будущее жанра компьютерных ролевых игр. То, что сейчас происходит в жанре, можно называть и эволюцией, и мутацией. Но на языке вертится совсем другое слово — деградация. Жанру не хватает талантливых разработчиков, следствием чего и является отсутствие новых идей и качественных игр. Их мало, но они есть, и на них вся надежда.


Опубликовано: 03.09.2005
Автор: Unseen