Впечатления от The Age of Decadence
The Age of Decadence встречает меня весьма гостеприимно – «приветствуем тебя, идущий на смерть!» – хотя я, в общем-то, еще даже не успел создать персонажа. Сейчас многие компании обещают суровые RPG с настоящей свободой выбора, а потому на словах Iron Tower Studio ничем не отличается, скажем, от Bioware. Что показательно, заманчивое описание в духе «не влезай – убьет» пока не очень помогло Винсу Веллеру и его пребывающему в «раннем доступе» проекту: мало кто верит. Поверив, не всякий понимает то, во что ввязался. А ведь Винс на самом деле не обманул.
Создание персонажа потребует все ваше внимание. А иначе и браться за такую игру не стоит. В The Age of Decadence очень непросто втянуться. Она начинается как простая история воина или, например, торговца, чудом пережившего апокалипсис, накрывший могучую Римскую империю. На главного героя не возлагают священных обязанностей, никто не ждет, что он спасет мир, а приветствуют его все чаще фразами вроде «ну, привет, обезьяна». В диковинной вариации на тему падения Рима не осталось места типичным фэнтезийным архетипам: стае волков в качестве первого квеста, ораве гоблинов, колдуну в башне. На первых порах очень сложно понять, чем именно вы тут будете заниматься: игра раскачивается крайне неторопливо, будто бы и не желая раскрывать все свои секреты.
При выборе предыстории персонажа вы не только получаете в нагрузку непростые отношения с игровыми фракциями (имперские стражи, допустим, ненавидят убийц, а на торговцев им просто плевать), но и предопределите все дальнейшее прохождение. Бессмысленно брать воина и пытаться делать из него оратора: ему на старте дадут больше «боевых» очков, нежели «мирных». Ролевая система отдаленно напоминает Fallout: тут имеются шесть атрибутов, которыми предельно точно описывается любой класс. Атрибуты связаны с соответствующими умениями, а для развития умений необходимо зарабатывать баллы аж трех типов: мирных (расходуемых лишь на различные ремесленные, воровские и разговорные умения), боевых и общего назначения. Система бесклассовая, так что за выполнение очередного задания вы тут же получите – в том числе, но не исключительно – какое-то количество баллов на развитие своих навыков.
Выше головы не прыгнешь, но The Age of Decadence не стремится удивить картинкой. Хотя выглядит, на мой взгляд, очень достойно. Чтобы понять устройство этой игры, ее необходимо проходить персонажами самых разных специальностей. Сама по себе The Age of Decadence будет не очень длинной, но Винс уверяет, что весь смысл в повторных забегах по уже, казалось бы, знакомым местам. Нужно ли пояснять, что глава Iron Tower не обманул мои ожидания? Нагляднее было бы просто подробно описать то, какими получились мои прохождения первого города, в котором я испытывал наемника и, скажем так, ученого.
Первый воинский «билд» я абсолютно по-дилетантски запорол. Привычка «вкачивать» мордоворотам силу и телосложение сыграла со мной злую шутку: без приличного восприятия боец просто не попадал по врагам. Жалкое зрелище: вооруженного до зубов римлянина в металлических доспехах и с огромным щитом забили ножиками охламоны из подворотни. В The Age of Decadence щит исполняет не декоративную функцию: в пошаговых боях воины им честно отражают (а иногда и отводят) удары. Обычный мужик (или женщина) со щитом – это просто кусок мяса для большинства встречающихся тут противников (даже одиночек!), но умелый ветеран может выстоять даже против четырех подлецов разом.
На самом деле, никогда не знаешь какое именно решение сильнее всего навредит в будущем. А может, и вовсе принесет пользу. Не без труда, конечно: боевая система очень сложная – одних типов удара мечом я насчитал десять штук (плюс еще один – щитом). Критические удары, тычки копьем «при возможности» и прочие приятные сюрпризы заставляют гордиться победой в очередной масштабной драке. Лечиться в The Age of Decadence непросто – приходится постоянно бегать к лекарю (знакомьтесь с суровой правдой жизни: даже в пошаговом режиме супостат не будет неподвижно смотреть, как вы поливаете рану зеленкой), но сжимающий меч воин с последним очком здоровья, окруженный трупами врагов, – потрясающее зрелище. Все как в том старом анекдоте про новые штанишки и нового мальчика.
Бесславно погибнув в подворотне, я взялся за ум и начал вчитываться в описания характеристик, навыков и параметров. Это заняло какое-то время – никто и не обещал, что будет просто, – но в итоге маленький городок был усеян телами моих врагов. В другой раз я создал классического дипломата: бонус к урону – минус (!) десять процентов. Зато высокий интеллект. Ту же самую главу я преодолел, ни разу не вынув меча из ножен (только зря его купил). Естественно, некоторые бои можно избежать лишь одним способом: не нарываться на неприятности. Подвешенный язык не гарантирует безопасность. Если вы видите в трущобах очень странных господ с копьями и кинжалами, то их, наверное, не стоит спрашивать о последних событиях в этом районе.
Потасовки выглядят, скажем так, странно (спасибо разноцветным квадратикам), что не отменяет того факта, что бои тут очень интересные и сложные. Воин и дипломат начали игру в совершенно разных местах и с абсолютно разными заданиями. Основной сценарий сильно зависел от того, кем я его проходил: дипломату удалось расположить к себе могущественного патриция, стравив между собой его врагов. Наемник же был слишком туп для таких фокусов, поэтому он отправился на службу к стражам, где его нехитрый талант размахивания мечом подарил мне совершенно новые диалоги, сцены и развилки.
Побочные квесты, понятное дело, одинаковы для всех, но тут тоже имеются тонкости. Наткнувшись на улице на девушку, за которой гнался амбал, проницательный манипулятор почувствует подвох (но не сможет схватить воровку за руку: ловкости маловато) и избежит неприятностей, а глупый силач даже не заметит, как у него украдут кошелек. Напротив, попав в засаду, последний сможет быстро сбежать, а не особенно атлетичный провокатор не успеет скрыться от неприятностей.
Иногда кажется, что в диалогах не так много выбора; с одной стороны, такому ощущению способствуют километры пространных текстов. Не верьте тем, кто именует The Age of Decadence игрой без предыстории. Ее тут, знаете ли, не уместишь в одну строчку, а за подробностями придется обращаться к говорливым NPC. С другой стороны, разговорных опций иногда и правда очень мало. Iron Tower не предлагает десять одинаковых вариантов, их тут обычно не больше двух-трех, но каждый зависит от каких-то навыков и умений: припугнуть мускулами? Задавить авторитетом? Заговорить до смерти? Частенько неверный выбор приводит к плачевному исходу, а так как игра не склонна сохраняться автоматически, лучше подходить к серьезному выбору с умом.
Второй город я решил особенно не изучать: не хочется смазать впечатления от первого полноценного прохождения. Но выглядит он иначе, да и локаций с квестами тут намного больше. В финальной версии будет еще один большой населенный пункт. Использовать, обмануть, убить – каждый второй NPC держит главного героя за идиота, постоянно бросая вызов – нет, не статистике персонажа – вам лично. Как бы «случайно» грохнуть местного лидера – это тоже, конечно, вариант, но не удивляйтесь, если после этого вас посадят в клетку и отправят в другой город. Работодатель, скорее всего, поможет с бегством, но его благоприятный исход никто не гарантирует. The Age of Decadence – очень личная игра: у каждого тут будет своя история (у многих она оборвется во время первого же боя), но продуманность и серьезность подхода не позволит вам взять с собой друзей-товарищей. Хотя пошаговые бои явно к этому располагают.
Почему? Ответ прост: если вы подписываетесь на убийство, то зачем вашему нанимателю какой-то чурбан за вашей спиной? В Fallout 2 изредка работал тот же самый подход, хотя в целом компаньоны представляли собой воинственных болванчиков, обычные предметы (если судить по реакции большинства NPC на них), не влезавшие в карман, которые в очередной потасовке стреляли Избранному в спину. Немного жаль, что партийные приключения остались за бортом The Age of Decadence, но зато в логике ее миру не откажешь. Вот, например, доспехи: чем они тяжелее, тем меньше очков хода у вас останется. А более надежный шлем закрывает обзор: шанс попадания в цель снижается. Уверен, что для любых лат найдется оптимально раскачанный персонаж, но каждый раз, приобретая в лавке (по грабительским ценам) блестящую кирасу, задумайтесь: а она нужна вашему торговцу?
Впрочем, в каком-то смысле, точно нужна! Персонаж в полном обмундировании выглядит намного симпатичнее обычного гражданин в тунике. The Age of Decadence делают уже десять лет, но выглядит она симпатично. Конечно, ей не сравниться со многими – даже не топовыми – проектами последних (многих) лет. Но Винс и его команда ставят себе другую задачу: они хотят создать интересную и нетривиальную историю, в которой выбор будет что-то значить. А графика… есть тут графика. Опрятные города, хорошие леса, очень убедительная анимация во время сражений – что еще нужно для ролевика, годами играющего в Fallout, Planescape: Torment или что-нибудь и того старше? Веллер не ориентируется на красивые игры – они ему, честно говоря, не конкуренты. Даже The Banner Saga кажется не такой уж вариативной на фоне ветвлений местного сценария. У псевдоскандинавской саги, впрочем, свои заслуги, речь сейчас не о ней.
В инвентаре умелого бойца всегда немало доспехов и оружия, но менять любимый меч на отобранный у головорезов топор не стоит: всегда нужно помнить о сильных и слабых сторонах своего героя. В The Age of Decadence многие действия выполняются в диалоговом режиме. Иногда игра даже не выпускает из него: переговорив с одним NPC, мы тут же начинаем болтать с другим. Никакой лишней беготни. С другой стороны, решение не такое уж очевидное. Но фирменные ситуативные разговорные опции в духе Planescape неизменно радуют: прорваться в начале схватки к главарю вражеского отряда с мечом наперевес (многочисленные проверки атрибутов), ударить собеседника кинжалом (с соответствующим комментариям внутреннего голоса в ответ: «да, жаль, что ты не вооружен кинжалом»), достать арбалет и бесшумно перестрелять бандитов («ты бы это, арбалет, что ли, купил для начала»). Все это сопровождается прекрасными в своей циничности текстами (все дальше увлекающими на исследование удивительного мира), в которых частенько проскальзывают матерные словечки: все как в жизни, никаких скидок на аудиторию и послаблений для неподготовленных ролевиков. Или тех, кто считал себя «ролевиками» до знакомства с The Age of Decadence.
Игру делают одиннадцатый год, но ее автор уверяет, что двенадцатого не будет: полноценный релиз состоится где-то в конце зимы или весной. Команда никуда не торопится: она делает RPG, в которую будет интересно играть независимо от того, когда она выйдет. Как скажется бескомпромиссная жесткость The Age of Decadence на ее продажах? Я, естественно, не могу раскрывать подробности (хотя Винс в интервью рассказал мне довольно любопытные вещи, которыми IGN Russia с вами скоро поделится), но есть уверенность в том, что если The Age of Decadence не поддержат рублем, то вторую такую игру придется ждать, видимо, намного дольше десяти лет. И не надо потом кричать в социальных сетях о том, что выбор повлиял лишь на расцветку радуги. До релиза, конечно, еще несколько месяцев, но уже сейчас можно прямо сказать: все это время выбор находился в разделе Steam Early Access, а вы просто проходили мимо.
via ign.com
Автор: Олег Зайцев