Думал кинуть как статью... а теперь и незнаю даже.
За кого нас принимают.
Разговор пойдет не о том, за кого нас принимают окружающие люди когда мы ни кого не стеснясь рассказываем друг другу на автобусной остановке про то, сколько мы ушей отрезали, трупов облутали и какая винтовка на самом деле лучше. Мы всего лишь ролевики, которые забывают про то, что остальные люди могут нас неадекватно воспринимать. Ну и хрен с ними. Мне лично все равно. Я собирался рассказать совсем про дургое. Про то, за кого нас принимают те самые люди, которых в народе называют разработчиками игр. В данном случае конечно же ролевых игр. Мало того, компьютерных ролевых игр. Знаете, иногда очень хочеться крикнуть разработчикам CRPG - За кого вы нас принимаете!?
Системы и миры.
За небольшим исключением практически все CRPG основаны на уже готовых мирах и системах. Все то, что разрабатывалось исключительно для настольных игр нашло свою вторую жизнь на наших компьютерах. Что это, желание разработчиков порадовать фанатов, или жесткая маркетинговая политика? К сожалению второе. Действительно зачем мучаться и выдумывать что то свое, если уже есть готовое и главное популярное? Уже есть люди, готовые это потреблять. Осталось только купить лицензий и начать штамповать игры на уже готовых системах в уже готовых мирах. И при этом каждый раз в своих заявлениях пытаться доказывать, что на этот раз что «...это еще ближе по духу к настольным играм чем было раньше...» и заодно «...такого вы еще не видели, мы воплотили все лучшее...». И так каждый раз. При этом разработчики действительно пытаются воплотить как можно больше из той системы, на основе которой делается игра. В результате получается полный бред, именуемый «максимально близко к настольным играм». Хочется спросить. А зачем нам, игрокам, это надо? Когда мы видим все эти игровые «дырки» которые вполне можно было избежать если бы разработчики хоть чуть чуть изменили и попроавили систему, а еще лучше создали свою. Но такое случается редко. Зачем пытаться продвинуть свое, когда можно заработать на чужом. Рынок то уже давно известен. Есть на кого ориентироваться. Взять популярную систему, один из ее сеттингов и пол дела уже сделанно. Останеться только внести свои баги и дырки и вперед, на покорение всяких top`ов.
Руководствуясь этим принципом разработчики кормят нас совершенно однотипными играми на основе D&D и хваляться на сколько они отошли от главных правил для повышения геймплея или же наоборот, насколько сильно они их старались придерживаться, для повышения все того же геймплея. За кого они нас принимают?
Почему бы не оставить готовые системы для настольных игр, поклонникам настольных игр? НА мой взгляд гораздо интересне и разумней сделать свою систему, при этом зная, что некоторые моменты можно не упрощать, так они будут обрабатываться компьютером. Кроме того я почти уверен, что это в итоге обойдется компании разработчику дешевле, нежели покупка лицензии.
При этом можно и не забывать тех самых фанатов, ради которых игры делаются на покрытых пылью системах. Ведь никто не мешает создавать игры в готовых вселенных и мирах, взятых из настольных игр. Можно взять мир, и отбросить систему. Если бы мне сказали, что завтра выходит CRPG использующая систему GURPS, то я врядли был бы в восторге. Конечно я купил бы ее, ради коллекции, и прошел бы, чтобы посмотреть чего там наворотили, но все бы я это проделал без особого восторга (восторг мог бы быть разве что от сеттинга). Потому, что хоть мне и нравится GURPS я прекрасно осведомлен о большом количестве ее дырок, и о том, что легче написать новую систему, чем начинать исправлять GURPS. И полностью уверен, что если бы кто то решился сделать игру на этой системе, то ожидать большого количества приятных изменений не следовало бы. Потому что те, кто делают игры уже на готовых, чужих, системах, делают это только ради прибыли и быстрых гарантированных продаж. О нас, игроках, они если и думают, то очень плохо. Кроме того, такое ведение дел, как использование уже готовых систем, палка о двух концах. Да, какое то время можно особо не напрягаясь зарабатывать неплохие деньги. С другой стороны, всему хорошему приходит конец. Некоторые из разработчиков судя по всему просто боятся создавать свои миры и свои системы, зная, что им прийдется их раскручивать с самого начала. И если игрокам не понравится, они похоронят и игру и компанию. Это риск. Это значит что надо думать. Этого они и боятся. А мы ждем. Ждем когда менеджеры тиаких компаний прекратят говорить «Сейчас модно делать CRPG. Кроме того, это модно делать по ‘название системы’ и в мире фэнтези. Так что решено, мы делаем эту игру на основе...и т.д.» и начнут говорить «Давайте сделаем игру, которая потрясет игровую общественность, пусть это будет CRPG, мы сделаем замечательную систему, отличный, проработанный мир, и покажем нашим фанатам, что мы умеем делать свое, а не только выезжать на чужой славе». И пусть у них не получится сразу, но если это будет действительно потенциально отличная система или замечательный мир, то игроки им простят первый блин.
Удивление также вызывают игроки. Ну с фанатиками тех или иных систем все понятно, это больные люди и флаг им в руки. Но остальные то. Чего они ждут от 2-3-4 части одной и тойже игры, основаной на все тойже системе? Конечно, если игра была сделанна добротно, если там есть атмосфера, если там не замечаешь наличия системы, и видишь только мир, тогда понять можно. Увы. В большинстве своем в таких играх сюжеты однотипны, ситуации повторяются, чувство déjà vu преследует на протяжении всей игры. Вплоть до диалогов. Грустно. Грустно когда эксплуатируют одну и туже идею, пусть и свою. Все это в сумме с чужими разработками не предназначенными для переноса на компьютер, а созданными исключительно для настольных игр, с чужим рынком потребителей, с одной идеей на несколько игр... все это создает впечатление очередного заката CRPG. Рынок скоро перенасытится. Где откровения наподобие Fallout? Я имю ввиду его атмосферу и мир, а не убогую систему SPECIAL, новый писк моды у разработчиков, наряду со всякими «D» подобными системами. Нас кормят общяниями, что вот вот, появиться новая игра, которая... которая будет основана на такой то системе в созданном нами мире. Уж лучше бы наоборот. Из таких сообщений, где на первое место ставиться название именно системы и подробности по ее реализации (изменениям, дополнениям и т.д.), видно на что расчитывают разработчики. А игрокам только и остается, что потреблять этот продукт маркетинга, потому что альтернативы нет, они может были бы и рады поиграть совсем в дургие CRPG, да разработчики видимо этого не знают, а если и знают, то как я уже говорил боятся сделать свое. Непохожее. А может они прислушиваются к мнению «продвинутых» игроков, имя которым фанаты? Меня например в последнее время сильно раздражают заявления этих «продвинутых», которые на всех форумах кричат, что например в системе D&D такая то вещь продуманна и реализованна лучше, чем в системе которую создали разработчики в своей новой CRPG. Я очень сильно сомневаюсь, что в системе которую делали для настольных игр (в которых как наверное многие помнят основную роль играет отыгрыш и от самой системы требуется максимальная простота) и многие «дырки» которой объясняются фразой «it`s kind of magic», что то может быть продуманно и реализованно намного лучше того, что создавали специально для CRPG.
Те не многие компании, чьи проектные команды решили создавать мир и систему с нуля лично мне куда более симпатичны. Особенно если вспомнить такие миры и игры как TES и M&M. Увы таких немного. Но хочется надеяться, что со временем их станет больше, чем компаний продающих трупы в красивых коробках.
Почувствуй себя Создателем.
Теперь хочу поделиться мыслями еще об одной очень популярной в последнее время «фичи» сопровождающей некоторые игры. Это конструкторы, позволяющие игрокам создавать на основе данной игры, что либо свое. Недавно вышли две игры дающие такие возможности, это Morrowind и Neverwinter Night. Что нам дают эти конструкторы? С NWN понятно, это убожество изначально позиционировалось как игра для сети, а не для одиночного прохождения. Отсюда конструктор который повзоляет создавать свои модули и потом проходить их как самому так и в сети с друзьями, выступая DM`а. Да, хороший инструмент для поклонников D&D. Это ведь почти тоже самое, что создать свою CRPG. И вот поклонники начинают в огромном темпе штамповать модули. Много, много модулей. Разработчики понятно дело рады, они на это и расчитывали. Долгая жизнь игре обеспечена не своими усилиями, а усилиями игроков. Даешь вечную игру! Мда... и никто не задумался над тем, а кому они вообще нахуй нужны? Когда мы садимся играть в настолку, мы собираемся за одним столом, те кто раньше были незнакомы, знакомяться, мастера как правило уже некоторые из игроков знают, и знают чего от него можно ожидать, в смысле модуля. А тут? Сотни людей делают модули, выкладывают их в сеть и что? Это похоже на бум с домашними страничками. Никому кроме авторов и не нужны. И вот седят эти сотни фанов и играют в модуля своих коллег (в лучшем случае). И при этом продолжают и продолжают создавать модули. В надежде на то, что найдуться люди которые переиграют во все модули? Увы, NWN single показал, что долго играть не получится. Пропадет желание снова и снова запускать этого калеку от CRPG мира.
И о чем думают, и на что надеются, люди делающие модули? Инструмент им дали, но надо же еще научится правильно пользоваться, и кроме того, знать что делать. А тут как я уже говорил ситуация как с домашними страничками. Научились пользоваться инструментом и вперед, творить! Получаемые таким образом «шедевры» просто жалкое зрелище. Одно дело, когда этим инструментом пользуется мастер, который провел не один модуль в настолках, и кроме того, создавал эти модули сам. Тогда может получится нечто интересное. Но в массе своей... к сожалению количество так и не перешло в качество. И мне кажется, что во всяком случае на территории нашей страны, этот конструктор будет использоваться в лучшем случае для пилотных модулей, интереса ради, опробованных мастером на своих друзьях, ночью, по сетке, в какмо нибудь клубе или офисе. За бутылкой пива. И то насколько им понравится играть, будет целеком зависеть от мастера, а не от редактора модулей.
Теперь пара слов о конструкторе из Morrowind. Ситуация немного другая, но цель таже, ре-играбельность руками игроков. Создавайте новые моды, с новыми фичами, добавляйте чего вам не хватает и радуйтесь жизни. А разработчики будут только патчи выпускать. Которые к тому же могут быть очень даже не совместимы с модами которые вы используете. Нам дали возможность тоже сделать свою игру. Точнее очень сильно изменить готовую. И что это будет происходить, разработчики очень надеются. Ведь можно посмотреть хорошие идеи, удачные реализации. И фанаты рады, есть возможность добавить сосбтвенную, какую нибудь уникальную фичу, потом протолкнуть мод в массы, там глядишь всем понравится и даже сами разработчики обратят внимание. Мало ли. У них время есть. Дополнения выпускать не надо, этим занимаются игроки. Остается только радоваться, и загребать жар чужими руками. Мне почему то сильно кажется, что нас и в будущем ждут игры, которые будут позиционироваться «Не нравится игра? Так измени ее!». И будут разработчики все меньше и меньше уделять внимания одиночной игре, и все больше всяким конструкторам и возможностям игры по сети. В конце концов, это ведь так здорово облегчит им жизнь. А мы игроки будем пользоваться этими конструкторами, потому что это будет просто необходимо, это будет единственный способ сделать из той хуйни что мы купим, что нибудь достойное хотя бы прохождения. Будем надется, что я ошибаюсь, и нас не ждет такое мрачное будущее CRPG.