03 December 2024, 18:43

Author Topic: Дорога с двусторонним движением

RPG diary

  • Sysop-In-A-Box
  • ***
  • Posts: 1996
    • RPG diary


Кто-то скажет, что настольные ролевые игры переживают второе рождение, ведь компьютерные игры на их основе сейчас не делает только ленивый. Не так давно вышли или выйдут в ближайшем будущем игры по Dungeons&Dragons, Cyberpunk 2020, Pathfinder, Vampire: The Masquerade — и это не всё.

Но превратить очередную книгу правил в цифровой код не так-то просто, как кажется на первый взгляд. Боевые механики и числовые характеристики без проблем обрабатываются вычислительными машинами, однако это всего лишь малая и отнюдь не основная составляющая ролевой игры. Мы поговорили с разработчиками Baldur's Gate 3, Bloodlines 2 и Pathfinder: Kingmaker о приверженности настольным правилам, когда стоит от них отойти, и — самое главное — что если эксперимент превзойдёт оригинал?

Отступая от правил

Пятая редакция Dungeons&Dragons насчитывает примерно 900 страниц правил: 289 страниц Руководства ведущего, ещё 289 страниц Руководства игрока и 316 страниц Руководства по монстрам. Внутри вы найдёте описания классов, боевых механик, исследования мира — всё (за исключением кубиков), что нужно для увлекательного путешествия в вымышленный мир. Однако это всего лишь бумажные книги. Магия настольных приключений зарождается в так называемом театре разума, и главный вопрос, который ставит перед игроками хороший ведущий: «Что ты хочешь сделать?» — уверен Свен Винке.

Предположим, отряд наткнулся на горстку кобольдов. Разумеется, игроки могут напасть, но могут попытаться поторговать, изобразить брачный зов или обозвать одного из кобольдов Джошем и устроить соревнования по приседаниям.
Quote (selected)
«В таком случае ведущий выбирает необходимые проверки навыков и характеристик», — рассказывает Свен об использовании правил применительно к сложившейся ситуации. А затем игроки бросают кости, определяя успех предприятия.



Природа видеоигр накладывает свои ограничения.

Quote (selected)
«Создавая игру, разработчик должен встать на место игрока и задуматься, что он может делать, — рассуждает Винке. — [В случае с Baldur's Gate 3] Мы стремимся предоставить игрокам как можно больше возможностей, подарить им атмосферу настольной игры».
Quote (selected)
«Думаю, мы изрядно преуспели и во многом превзойдём их ожидания, — продолжает он. — Но многие идеи не доживут до выхода игры. Мы взяли правила из официальных Руководств и присвоили им цвета: зелёный, оранжевый и красный. Помеченные зелёным правила легко перенести в цифровой формат как есть, ничего не меняя. Над оранжевыми придётся подумать. Красные перенести невозможно, не переделывая игру с нуля».
Дело не только в сражениях. Заклинания, характеристики монстров и тому подобное легко переносятся на компьютер, но как передать атмосферу настольного приключения? Творческий директор Owlcat Games Александр Мишулин рассказал о том, как разрабатывалась механика отдыха в Pathfinder: Kingmaker.
Quote (selected)
«В настольных ролёвках игроки часто разбивают лагерь — ищут хорошее место для отдыха, охотятся, выставляют дозорных, обсуждают планы на будущее».
Quote (selected)
«Обычно в компьютерных ролёвках этого либо нет, либо же всё сводится к нажатию кнопки отдыха. Мы добавили в игру лагерь, где спутники обсуждают текущие события, охотятся, прячутся, готовят пищу. Это придаёт Kingmaker атмосферу настольной игры».
Но от некоторых настольных правил следует отказаться.
Quote (selected)
«Это вопрос поиска идеального баланса, — говорит Брайан Митсода, главный сценарист Vampire: The Masquerade – Bloodlines 2. — С одной стороны, ты хочешь удержать атмосферу настольного приключения, с другой — это видеоигра. Придётся что-то менять».



Если же нет, велик шанс наступить на те же грабли, что и Митсода с Troika Games, выпустившие в 2004 году первую Bloodlines. Тогда они старались максимально дотошно воссоздать систему World of Darkness 2.0.
Quote (selected)
«Всегда есть навыки, которые отлично работают в настольной игре, но не особо подходят для компьютерной, — продолжает Брайан. — Думаю, вы легко оцените полезность навыка Поиска [Investigation] оригинальной Bloodlines. Сколько раз за всю игру он вам пригодился?»
Если вы играли в Bloodlines то уже знаете ответ: польза этого навыка весьма сомнительна. Поиск подсвечивал интерактивные объекты особым эффектом, время от времени позволяя обнаружить скрытые ценности. Вы легко пройдёте игру, не вложив в него ни одного очка, и не заметите никакой разницы.
Quote (selected)
«Мы постараемся, чтобы каждый навык в Bloodlines 2 нашёл достойное применение, а вы не пожалели о потраченных очках».
Иногда случается так, что всё необходимое уже заложено в настольной версии.
Quote (selected)
«Поскольку мы не смогли найти применения половине навыков настольной версии Pathfinder, то решили ограничиться меньшим набором, — рассказывает Мишулин. — В Pathfinder Unchained существует система Объединённых навыков, которой мы и воспользовались».
Так бывает не всегда.
Quote (selected)
«Оказалось, что нельзя просто так взять и добавить в игру воина, — объясняет Винке. — В начале игры его возможности крайне ограничены. Это обучающий класс в Dungeons&Dragons 5, но если не дать ему каких-то дополнительных способностей, то он разочарует вас, особенно в многопользовательской игре. И мы решили попытаться сделать воина поинтереснее».
Впрочем, бездумно менять правила тоже не стоит — иногда нужно просто научить игрока пользоваться ими. С этой проблемой столкнулись Owlcat, создавая Pathfinder: Kingmaker.
Quote (selected)
«Нам следовало лучше разъяснить новым игрокам правила Pathfinder», — признаёт Мишулин.
Вот пример: закалённые ветераны Pathfinder прекрасно знают, что стая пауков неуязвима для заклинаний и атак по одной цели, поскольку… их стая. Однако игроки без опыта настольных сражений зачастую не догадывались, почему их атаки не наносят урона, и в результате — многочисленные темы на форумах, в которых люди вопрошают, как убить одного из первых противников в игре (подсказка: используйте атаки по площади).

Универсального решения данной проблемы пока не придумали. Другие разработчики могли бы изменить правила так, чтобы стая пауков истреблялась наравне с остальными врагами. Это хорошо заметно даже в настольных кампаниях: если один ведущий чтит правила до последней буквы, то другой с лёгким сердцем отступит от них ради благой цели и приятной игры.

Двустороннее движение

Время от времени компьютерные переосмысления настольных правил оказываются удачнее оригинала. В этом основная польза работы с разработчиками настольной версии. Larian постоянно поддерживают связь с одним из ключевых разработчиков Пятой редакции D&D Майклом Мирлсом, который сейчас сидит рядом со Свеном.
Quote (selected)
«Это довольно интересный процесс, — рассказывает Мирлс. — Ты предлагаешь другому специалисту взглянуть на свою разработку и слушаешь его замечания».
Мирлс поделился с нами примером следопыта, огорчившего многих поклонников Арагорна (включая меня) и D&D 5. В Wizards решили поэкспериментировать.
Quote (selected)
«Я написал Нику (Печенину, разработчику механик в Larian) о проблемах класса, и он сообщил, что пришёл к таким же выводам, — продолжает Мирлс. — Решение, предложенное Larian, во многом совпало с нашим собственным, что убедило нас в правильности выбранного пути».
Quote (selected)
«Даже если с точки зрения правил мы говорим о ячейках заклинаний, правильно ли мы поступаем, выбрав класс воина для знакомства с правилами Dungeons&Dragons? Может стоит дать игрокам выбор?»
Книги есть книги. Они неизменны, как неизменны и правила D&D пятилетней давности. Я спросил Мирлса, планирует ли он включить свои наработки в какую-нибудь обновлённую версию правил, вроде D&D 5.5. В конце концов, есть же 3.5, так почему нет?
Quote (selected)
«В идеальном мире мы могли бы просто обновить книги, — смеётся Мирлс. — Мы всегда стремились к тому, чтобы в книге были исчерпывающие сведения об игре. Но если вы купите расширение или загрузите его из Интернета, у вас появятся новые варианты».
Другими словами, ярые фанаты D&D могут расширить класс следопыта новыми возможностями, собрав дополнительные книги, вроде «Перечня врагов Морденкайнена» или «Руководства по монстрам Воло». Никакой D&D 5.5 не планируется.

Тем временем, Paizo обновляет настольную версию Pathfinder:
Quote (selected)
«Paizo запустили кампанию по народному финансированию расширенной версии модуля Kingmaker, который должен выйти в 2020 году, — рассказывает Мишулин. — Мы гордимся тем, что они включили некоторых придуманных нами спутников и предложенные нами правки в обновлённую версию модуля».
Команда разработчиков Bloodlines 2 тоже внесла свой вклад в настольную версию правил.
Quote (selected)
«Мы приступили к разработке несколько лет назад, — рассказывает Митсода. — Создатели настольной версии как раз готовили обновление правил, и мы не остались в стороне».
Как пример, Митсода приводит механику Резонанса. В Пятой редакции Vampire: The Masquerade 5 вампир, пьющий кровь смертного, получает различные усиления в зависимости от настроения жертвы.
Quote (selected)
«Мы придумали эту механику исключительно для Bloodlines 2, но впоследствии она перешла в настольные правила».
Таким образом, развитие идёт сразу в двух направлениях, разработчики настольных и компьютерных игр постоянно обмениваются идеями, что идёт на пользу тем и другим.
Quote (selected)
«Это даёт нам возможность изменять и дополнять моменты, которые не затрагивают основ D&D, но при этом обогащают повествование и игровой процесс, — говорит Мирлс. — Такие моменты, которые отличают D&D от всего остального, например, пожиратели разума».
Для одних вышеназванные игры станут кульминацией многолетних ожиданий, для других — лишь началом пути. Впервые я узнал о D&D, купив Baldur's Gate на пяти дисках, — с них же началось моё увлечение настольными играми. Возможно, Baldur's Gate 3, а может и Vampire: The Masquerade – Bloodlines 2 или Pathfinder: Kingmaker станут для кого-то не меньшим откровением.
Quote (selected)
«Мы делаем игру не только для фанатов Dungeons&Dragons, — говорит Свен Винке. — Но и для тех, кто впервые отправится изучать этот увлекательный мир. И отныне им не придётся выяснять, что значит THAC0. Современные дети никогда не узнают об этом кошмаре».

via core-rpg.net