27 Январь 2020, 18:14

Автор Тема: Ролевые игры, встряхнувшие жанр

RPG diary

  • Sysop-In-A-Box
  • ***
  • Сообщений: 1658
    • RPG diary

Ролевые игры, встряхнувшие жанр

Видеомонтажер Филипп Пепе из Сан-Паулу очень любит классические RPG. Настолько, что сделал трейлеры для The Age of Decadence и Underrail. Однако его главное детище — The CRPG Book Project, книга об истории жанра с 1970-х по сегодняшний день, к которой приложили руку десятки волонтеров, включая знаменитых Криса Авеллона и Тима Кейна.

Работа над проектом идёт уже больше полутора лет. Автор планирует издать 480-страничный труд на бумаге и выложить бесплатную электронную версию (сейчас уже доступны почти 200 страниц).

Перевод, который мы предлагаем вашему вниманию, — очень краткая выжимка из книги, в которую Пепе постарался включить максимум игр, продвинувших жанр вперед. Популярные RPG вроде Fallout, Baldur’s Gate 2, Planescape: Torment и System Shock 2, он сознательно оставил за скобками статьи, чтобы рассказать о менее известных проектах.


Dungeons of Daggorath (1982)

Эта игра стала сравнительно известна, поскольку Эрнест Клайн упомянул ее в своем недавнем романе «Первый игрок, приготовьтесь», экранизировать который намерен сам Спилберг. Однако она заслуживает большего.

Несмотря на солидный возраст, Dungeons of Daggorath — серьезный dungeon crawler с динамичными боями. При этом для того, чтобы совершить любое действие, в ней нужно вводить текстовые команды — либо полностью («Pull Right Torch»), либо аббревиатурой («P R T»). Так как игра идет в реальном времени, печатать нужно быстро. Зато в ней нельзя промахнуться по врагу из-за того, что плохо легли кости. Опечатались — виноваты сами.

Однако самая выдающаяся особенность игровой механики — частота сердцебиения. За сорок с лишним лет некоторые концепции вроде «очков здоровья» прочно укоренились в CRPG. Но Dungeons of Daggorath — вещь из той эпохи, когда никаких стандартов еще не было, и все разработчики искали свои решения.

За здоровье здесь отвечает сердце, которое бьется в центре экрана (каждый удар сопровождает соответствующий звук). Нормальная частота означает, что с вами все в порядке, повышенная — что вы получили ранение, запыхались от бега или слишком резво дрались. Если найти тихий уголок и отдохнуть не удалось, героя ждет смерть от сердечного приступа.



Alternate Reality: The City (1985)

До того как Филип Прайс начал работу над программным обеспечением для «стелс»-бомбардировщика B-2, он создавал игры для 8-битных компьютеров Atari. Его magnum opus на этом поприще стала незавершенная серия Alternate Reality.

Прайс планировал выпустить цикл из семи игр. В первой, The City, НЛО похищает главного героя и переносит в сказочный город, где ему предстоит вести дела с гильдиями, искать экипировку и сражаться со злодеями вроде грабителей и безумных колдунов. Закаленного персонажа можно перенести во вторую игру, The Dungeon, чтобы продолжить долгий путь домой.

К сожалению, на этом сага прервалась. Однако даже в таком виде Alternate Reality впечатляет невиданной на тот момент кинематографичностью и запоминающимися песнями, написанными Гэри Гилбертсоном. Игра 1985 года выпуска начинается с 5-минутной вступительной заставки, в которую встроено караоке! Песен в игре вообще много: к примеру, одна звучит в случае гибели главного героя, другая, которую можно услышать в таверне, посвящена разлуке похищенного с его любимой.



Alien Fires: 2199 A.D. (1986)

Что делать, если вы хотите создать RPG с озвученными диалогами, а на дворе — 1986 год, когда игры продаются на двух пятидюймовых дискетах емкостью 720 Кб? Конечно же, встроить в свой проект программу, синтезирующую речь из текста.



Wizardry 4: The Return of Werdna (1987)

В Wizardry: Proving Grounds of the Mad Overlord игроки исследовали 10 уровней подземелья и сражались с врагами, чтобы в конце концов победить коварного волшебника Вердну и спасти мир.

В Wizardry 4: The Return of Werdna злодей вернулся, причем на сей раз предстояло управлять именно им. Собрав банду из монстров, ослабевший от поражения Вердна карабкается с десятого этажа вверх, чтобы отомстить. Противостоят ему отряды героев, которыми другие игроки проходили Wizardry (разработчики попросили прислать им сохранения по почте).

Wizardry 4 бросила игрокам серьезный вызов: бои в ней очень трудные, подземелья — чертовски запутанные, можно наткнуться на незримое привидение, убивающее одним ударом, а при сохранении все враги на уровне возрождаются. Захватить мир не всем по плечу!



Bloodwych (1989)

Dungeon Master с ее битвами в реальном времени, замысловатыми головоломками и кошмарными подземельями стала прорывом в 1986 году. Ее наследие по сей день находит воплощение в таких играх, как Legend of Grimrock.

Однако Bloodwych — игра, которая вывела формулу Dungeon Master на новый уровень. К примеру, в ней есть мультиплеер: двое игроков за одним компьютером управляют своими персонажами с помощью мыши и джойстика. Кроме того, с врагами можно поговорить и выведать у них полезную информацию либо подкупить, чтобы они пропустили вас без боя. В дополнении противников вообще разрешили вербовать в отряд, если для этого хватит вашего красноречия. А при повышении уровня в Bloodwych к спящему персонажу прилетает фея, продающая ему новые заклинания.



Worlds of Ultima: The Savage Empire (1990) и Martian Dreams (1991)

Разработчики из Origin скрестили движок Ultima 6 и бульварное чтиво 1950-х, приправили смесь богатым воображением и получили два любопытных ответвления серии Ultima.

В The Savage Empire волшебство забросило Аватара в мир, где ещё бродят динозавры. Герою предстоит объединить племена дикарей, чтобы победить расу насекомоподобных существ. Помимо необычной тематики, эта игра интересна тем, что в ней впервые в западных RPG встречаются романтические отношения, причем на выбор доступны сразу две девушки.



В Martian Dreams игроки попадали в викторианскую эпоху и отправлялись на Марс вместе с Николой Теслой, Зигмундом Фрейдом и Уорреном Спектором. Заодно в игре нашлось место роботам, марсианам, машинам снов, замысловатым поворотам сюжета, Герберту Уэллсу, Буффало Биллу, Бедовой Джейн и даже Распутину. Комикс «Лига выдающихся джентльменов» вышел лишь восемь лет спустя. Просто задумайтесь об этом, когда разработчики в следующий раз пообещают вам «оригинальную вселенную».



Ishar: Legend of the Fortress (1991)

Подход к персонажам, который сейчас исповедует BioWare, стал почти неоспоримым жанровым стандартом, но в 1991 году они были просто ходячим набором цифр, способным лупить врагов и получать сдачи. Французская студия Silmarils попыталась решить эту проблему, наделив каждого бойца в отряде своим характером и мнением по разным вопросам. В результате получилась едва ли не самая демократичная RPG за всю историю жанра.

К примеру, вам не понравилось, как грязный крестьянин посмотрел на вас, когда вы чинно прогуливались по улице. Вы командуете своим подопечным напасть на него… и они останавливаются, чтобы решить, что делать. Злые и кровожадные персонажи проголосуют «за», добродушные — против, кто-то воздержится. Если большинство не одобрит ваш приказ, герои не станут его исполнять.

Хотите принять в команду нового персонажа или прогнать кого-то? Вас ждет такая же процедура. В Ishar: Legend of the Fortress нужно тщательно планировать состав своего отряда, ведь альтруисты не будут рады безумному орку-варвару, а злобные рыцари откажутся принять остроухую красавицу, чары которой исцеляют раны.

Кроме того, некоторые здешние персонажи обманывают игроков. Первый же потенциальный напарник обчистит ваши карманы и скроется, как только вы сомкнете глаза на привале.



Might & Magic: World of Xeen (1992)

Помните аркаду Sonic & Knuckles, вышедшую в 1994-м?  Вы могли соединить ее картриджи с Sonic the Hedgehog 2 или Sonic the Hedgehog 3 и играть в «совмещенные» версии игр (к примеру, проходя знакомые уровни за Наклза).

Джон Ван Кэнегем реализовал подобную идею в RPG, причем сделал это даже раньше японцев. В 1992-м он выпустил Might & Magic 4: Clouds of Xeen, а в следующем году — Might & Magic 5: Darkside of Xeen. Мир Ксин имел форму монеты, и сначала игроки исследовали одну его сторону, а потом — другую.

Если же установить обе игры одновременно, они объединялись в World of Xeen, позволяя игроку свободно путешествовать по обеим сторонам планеты. Кроме того, у него появлялась возможность выполнить финальный квест, открывавший настоящую концовку.



Wizardry 7: Crusaders of the Dark Savant (1992)

Причин упомянуть Wizardry 7 много, но мы остановимся на одной из них — NPC.

Большинство RPG, каким бы продвинутым ни был их ИИ, страдает от того, что главный герой — единственный активный персонаж в мире. Хороший пример другого подхода — серия Pokémon, где хотя бы ваш визави тоже не стоит на месте.

Сюжет Wizardry 7 крутится вокруг поисков артефакта в мире Затерянная Гвардия. За этим предметом охотятся разные группы, причем игра не просто сообщает об этом, но и наглядно демонстрирует их действия.

По миру Wizardry 7 путешествуют несколько групп NPC, выполняющих задания и присваивающих себе полезные предметы. Если во время одного прохождения вы нашли сундук и поживились сокровищами, то в следующий раз, может статься, его обчистит кто-то другой.

Выследив другой отряд, вы могли вступить в беседу, попытаться выменять у NPC кусок карты или убить их. Однако в том случае, если вы решили напасть, соответствующая фракция станет враждебной.

Благодаря этой превосходной системе мир игры получился живым, а каждое прохождение — уникальным. Что самое удивительное — за ее дизайн и программирование отвечал всего один человек.



Ultima 8: Pagan (1994)

Многие поклонники серии Ultima ненавидят эту игру, и вполне справедливо. Разработчики убрали многие особенности Ultima 7 и добавили в нее ужасные аркадные эпизоды, при этом в целом игра — очень сырая и недоделанная.

Но замысел у авторов был фантастический. Страж, главный противник Аватара, изгоняет героя в нечестивый мир Паган, и теперь герой должен любой ценой вернуться домой. Сделать это нелегко, ведь Паган — мрачное, жестокое место, обитатели которого почитают Стража как спасителя.

Страж постоянно насмехается над Аватаром, рассказывая ему о том, как он крушит Британнию в его отсутствие. Тем временем герою приходится совершать все более ужасные поступки: лгать, предавать, убивать и даже поклоняться демонам, то есть поступаться добродетелями, воплощением которых он стал в Ultima 4.

Pagan — одна из самых мрачных игр в истории. На протяжении всей серии Ultima игроки творили добро, а здесь у них выбили землю из-под ног, заставив почувствовать беспомощность и отчаяние. Позволив игрокам действовать свободно, авторы задают им вопрос — действительно ли цель оправдывает средства?



Wizardry 8 (2001)

Восьмая Wizardry — последняя игра в серии, которую создали западные разработчики. Затем японцы купили права и выпустили под этим брендом еще порядка 30 игр.

Интересных особенностей у Wizardry 8 две. Во-первых, отряд здесь свободно перемещается по трехмерным уровням, а не ходит по клеткам, как шахматная фигура. При этом ставить бронированных воинов спереди и прятать колдунов за их спины не всегда правильно, так как противники могут обойти вас с тыла, и бойцы не смогут принять удар на себя. Это делает тактику куда более глубокой.



Вторая деталь — чисто косметическая, но очень яркая. Во многих RPG при создании персонажа можно выбрать его голос. В Wizardry 8 вместо этого предлагают определить тип личности: «одиночка», «бесцеремонный», «суматошный», «спокойный», «чудаковатый», «интеллектуал», «добродушный», «агрессивный» и «хитрый». На каждый — по два варианта для каждого пола, итого 36 озвученных личностей.

При этом они не просто говорили «да», «я перегружен» и «в атаку!» разными голосами. Герои свободно выражали свое мнение по поводу событий, локаций, врагов и заданий, отчего были более запоминающимися и харизматичными, чем в иных RPG с прописанными вручную NPC.

В Wizardry 8 можно управлять драконом-псиоником, постоянно бурчащим о том, как непредсказуем мир, с сильным немецким акцентом. Или котом-самураем, описывающим свои приключения стихами в третьем лице, будто слагающий поэму бард. Или и тем и другим одновременно! И сражаться с кристаллическими единорогами!



Geneforge (2001)

Говоря о членах отряда, нельзя не упомянуть Geneforge — игру, в которой эта концепция вышла на новый уровень.

Шедевр Джеффа Фогеля — по-настоящему оригинальное сочетание фэнтези с фантастикой о высоких технологиях. В его вселенной волшебники умеют создавать живых существ и как угодно менять их. Сотворив себе слуг, они уделяют всё время дальнейшим экспериментам.

Главный герой — один из этих кудесников, оказавшийся на затерянном острове. Напарниками, способными помочь ему в бою, станут порождения его генетического творчества. При этом система генерации персонажей в Geneforge очень глубока. Вы можете тонко настроить характеристики каждого из них, создать одно чудище или толпу хлюпиков либо вообще проигнорировать эту возможность и тратить энергию на обычные заклинания.


RPG diary

  • Sysop-In-A-Box
  • ***
  • Сообщений: 1658
    • RPG diary

Ролевые игры, встряхнувшие жанр #2

Zanzarah: The Hidden Portal (2002)

Помните 90-е, когда все сходили с ума по выращиванию покемонов и «распрыжкам» в Quake? Когда-нибудь задумывались, что будет, если смешать одно с другим? Вряд ли.

А вот немцы из Funatics Development решили попробовать, и в результате появилась Zanzarah — игра, где вы управляете молодой британкой, исследующей сказочный мир и собирающей коллекцию фей, демонов, драконов и других волшебных существ… чтобы они участвовали в яростных битвах на аренах.

Zanzarah может похвастаться десятками интересных карт и множеством умений на выбор. Чтобы использовать существ эффективно, нужно умело подбирать их сочетания. Для захвата новых используются магические шары. Со временем подопечные, разумеется, развивают свои таланты. Хотя с маркетинговой точки зрения сказка про милых фей и битвы в режиме deathmatch, конечно, выглядит странно.



Fable (2004)

Fable трудно назвать малоизвестной игрой, но особенность, из-за которой она попала в этот список, вспоминают куда реже, чем болтовню Питера Молинью про деревья, растущие в реальном времени.

Многие игроки любят накладывать на себя ограничения. Например, если проходить Baldur’s Gate 2 отрядом из странных мультиклассовых персонажей или не пользоваться щитами в Dark Souls, они подарят вам новые впечатления, даже если вы знаете их наизусть.

В Fable для подобных ограничений есть встроенная игровая механика, отлично вписанная в сюжет. Раз главный герой ищет славы, почему бы ему не совершать безумные подвиги? Ведь это сильнее впечатлит публику. Одолеть белого оборотня — серьезное достижение, но что если вы пообещаете сделать это голыми руками и не получить ни царапины?

Заключая пари, вы рискуете потерять деньги, однако награда за успех значительно возрастает. Жаль, что в следующих играх серии эта возможность исчезла.



Magical Diary (2011)

Эта игра — гибрид визуальной новеллы и RPG, в которой девочка узнает, что она — волшебница, и отправляется в магический колледж, где ей предстоит найти друзей, освоить множество заклинаний и, если повезет, подобрать пару для выпускного бала. Звучит не очень впечатляюще? Отбросьте предубеждения! Magical Diary — игра с одной из самых гибких и интересных систем подземелий и головоломок.

Когда наступает время пройти тест, героиня попадает в лабиринт, из которого она должна выбраться. Испытания бывают разными: то вам противостоит монстр или другой волшебник, то нужно просто перебраться через пропасть. Справиться с задачей помогает арсенал из 70 с лишним заклинаний. Чудище можно прикончить разными способами, отвлечь, напугать, ослепить, усыпить, телепортировать его куда-нибудь (или себя — к выходу), наконец, просто прокопать туннель сквозь подземелье. И это — далеко не все варианты!

Ведь быть магом — значит иметь в своем распоряжении огромные возможности, а не стрелять огненными шарами и носить остроконечные шляпы. К сожалению, Magical Diary очень коротка — в ней всего 7 подземелий.



Expeditions: Conquistador (2013)

Эта игра заслуживает внимания уже тем, что она основана на исторических событиях, но ее место действия — не Европа, США или Япония. Кроме того, рассказ о столкновении культур, причинами которого стали языковой барьер, предрассудки, расизм, религиозные догмы и недопонимание, выглядит куда более реалистичным, чем «гному не нравится эльф, потому что так завещал Толкин»…



Прежде чем вы отправитесь в экспедицию, нужно собрать отряд из персонажей, каждый из которых наделен чертами характера. К примеру, Бланка Алегрия — бескорыстная и набожная монашка, которая одобрит ваши попытки помочь другим колонистам, особенно беднякам. Но при этом она — расистка, а значит, настроена против аборигенов и потребует от вас пресекать все языческие ритуалы, с которыми вы столкнетесь. При необходимости — жестко.

Недостатками наделены все герои Expeditions: Conquistador. Не хотите брать с собой расистов? Тогда выбирайте между жадными, гордыми, самовлюбленными или агрессивными. Вам удастся лишь найти сочетание, лучше всего подходящее к избранному стилю прохождения.



NEO Scavenger (2014)

В эпоху, когда подбор экипировки для персонажей означает «давайте скопируем Diablo», а однопользовательские RPG вовсю используют показатель «урон в секунду» (см. Dragon Age: Inquisition), бывший сотрудник BioWare отринул современные тренды геймдизайна и пошел своим путем.

В NEO Scavenger вы не знаете, сколько урона нанесет оружие, какими характеристиками обладает ваша броня и сколько «очков здоровья» у вашего героя или его противников. Вы очутились в темном дождливом лесу, и это — всё, что вы знаете. На плечах — толстовка, в руках — нож, безумный культист только что сломал вам ногу монтировкой. Это roguelike-игра про выживание, в которой нельзя опереться на цифры, поэтому приходится думать самому, верить инстинктам и учиться на ошибках.

Здесь вы поменяете нож на бейсбольную биту потому, что так вы чувствуете себя увереннее, а не потому что она подсвечена зеленым или всплывающая подсказка гласит «+10% урона огнем». Вы примете это решение, подумав, что лучше бить врагов с большего расстояния и ломать им кости, а не вызывать кровотечения. Выживете ли вы в следующем бою, зависит от того, оправдаются ли эти предположения. Это намного интереснее, чем менять меч с 250 DPS на новый, с 254 DPS.

NEO Scavenger распространяет этот подход и на другие сферы. Игра не подсовывает характеристики и механику, а предлагает положиться на интуицию. Лучше идти босиком или в обуви неподходящего размера, которая натрет мозоли? Выпить воду из старой бутылки или из озера? Не обрабатывать рану или перевязать ее грязным бинтом, рискуя занести инфекцию? Так ли опасно есть гнилое мясо? А человечину? Решайте сами и увидите, к чему это приведет.



Отдельного внимания заслуживает трилогия The Age of Enlightenment

Вселенная Ultima неспроста заслужила к себе особое отношение. Однако именно три игры, о которых речь пойдет ниже, превратили новаторскую сагу в важнейшую серию и самую влиятельную ролевую серию.

Ultima 4: Quest of the Avatar (1985) не прозябает в безвестности — те, кто не знаком с ней лично, хотя бы слышали это название. Однако об этой игре все-таки говорят незаслуженно мало.

В 1985 году все RPG были посвящены сражениям, а сюжет излагали парой абзацев в руководстве пользователя. Обычно это было что-то в духе «убей злого колдуна и верни магический шар».

Молодой Ричард Гэрриот, недавно выпустивший Ultima 3, получил много писем от родителей, переживавших, будто его игра пропагандирует жестокость (ведь на ее обложке был изображён демон!). Это подтолкнуло его к серьезному решению.

К началу событий Ultima 4 Британния уже спасена: зло повержено в предыдущих играх, земли объединены и живут в мире. Однако их правитель лорд Бритиш (альтер эго Гэрриота) беспокоится о духовном благополучии своих подданных и дает главному герою необычное задание — стать образцом для подражания. Вся игра построена вокруг того, что вы должны совершенствоваться, чтобы превратиться в воплощение восьми добродетелей.

Даже малые дела приближают или отдаляют вас от цели. Много торгуетесь при продаже предметов? Жадность — это плохо. Стали донором крови? Жертвенность, ставим плюс. Игра завершается не напряженной битвой с «боссом», а превращением в Аватара, духовного лидера Британнии, и чтением Кодекса абсолютной мудрости.



В Ultima 5: Warriors of Destiny (1988) Аватар возвращается в Британнию и видит, что добродетели превратились в извращенные законы Лорда Блэкторна. К примеру, Жертвенность стала законом «половину дохода следует жертвовать на благотворительность, либо не иметь никакого дохода».

Но Аватар не может просто вломиться в замок Блэкторна и силой вернуть всё вспять. Многим гражданам новые порядки пришлись по нраву. Честный купец чувствует себя в безопасности, зная, что его не ограбят, потому что бандиты боятся смертной казни. Нищий больше не голодает — ведь богатые теперь обязаны делиться. Аватару стоит опасаться не столько солдат Блэкторна, сколько общественного мнения. Ultima 5 — одна из самых политизированных игр в истории.



Заключительная часть трилогии, Ultima 6: The False Prophet (1990), начинается с того, что демонические горгульи атакуют Британнию и едва не убивают Аватара. Лорд Бритиш приказывает остановить их и спасти мир, но это Ultima, а не какая-нибудь RPG для тупиц. Исследуя мир, собирая улики и беседуя с людьми, вы поймете, что не «нашли» Кодекс абсолютной мудрости в Ultima 4, а украли его у горгулий и попутно уничтожили их мир. Как поступит человек, воплощающий все добродетели, когда узнает, что «ужасные демоны» на самом деле — жертвы его действий, пытающиеся спасти свою расу от гибели?



Говорить об этих жемчужинах жанра можно еще долго. К примеру, Ultima 5 была первопроходцем в имитации живого мира. У всех NPC в ней есть распорядок дня: они спят ночью, открывают магазины утром и т. п.

Как ни печально, за 30 лет, что прошли с выхода Ultima 4, RPG стали куда совершеннее в техническом плане, но мало продвинулись в искусстве подачи сюжета и сложных моральных проблем.

Автор: Филипп Пепе
Перевод: riotpixels.com

RPG diary

  • Sysop-In-A-Box
  • ***
  • Сообщений: 1658
    • RPG diary

Ролевые игры, встряхнувшие жанр #3


Rings of Zilfin (1987)

Выпустив King’s Quest в 1984 году, Роберта Уильямс совершила прорыв: на смену текстовым адвенчурам пришла красочная графика, способная не только изображать статичные локации и персонажей, но и анимировать их.

Несколько лет спустя Али Атабек подумал, что King’s Quest — это, конечно, здорово, но ведь ролевые игры и аркады вроде Space Invaders тоже прекрасны! Так родилась Rings of Zilfin, странная смесь адвенчуры, RPG и аркады, в которой игрок должен был найти два кольца и победить злодея. Для этого ему предстояло путешествовать из города в город, общаться с NPC, покупать снаряжение и следить, чтобы персонаж не слишком вымотался.



Необычной в Rings of Zilfin была боевая система. Наземных противников можно было уничтожать оружием и магией, просто нажав кнопку, отвечающую за атаку. В схватке с летающими врагами игра превращалась в аналог Space Invaders: у каждого врага была собственная модель поведения, а палить по ним нужно было стрелами или заклинаниями.

К сожалению, эта игра требовала недюжинного терпения из-за очень однообразных и быстро надоедающих переходов между локациями, во время которых герой болтал с монахами, собирал грибы и сражался с монстрами.



Еще через через несколько лет появилась серия Quest for Glory, которая стала эталоном для гибридов адвенчур и RPG, но аркадные вставки в жанре не прижились.

Star Saga: One — Beyond the Boundary (1988)

Многие поклонники настольных игр сегодня используют приложения для мобильных телефонов и планшетов, чтобы бросать кости или хранить информацию о своих персонажах. Но почти 30 лет назад Эндрю Гринберг, также известный как Werdna, злой волшебник и соавтор серии Wizardry, замыслил нечто более амбициозное.

Его проект Star Saga, по сути, являлся настольной RPG, рассчитанной на нескольких игроков, которым предстояло исследовать космос. Ее особенностью было то, что роль ведущего здесь отводилась компьютеру.



Впрочем, несмотря на впечатляющую концепцию (особенно для своего времени), на практике Star Saga была скорее электронным аналогом книг-игр типа Choose Your Own Adventure (см. Seventh Sense).

Компьютер показывал доступные вам варианты действий, вы делали выбор, после чего происходили расчеты и на экране появлялось указание, какой абзац из соответствующей брошюры вы должны сейчас прочитать. Кроме того, система вела учет характеристик персонажей и их снаряжения.



Проработанная карта и несколько брошюр придавали Star Saga внушительный вид, но сегодня подобную игру можно запустить на мобильном телефоне. Однако как исторический казус, намного опередивший время, она любопытна. Если вы заинтересовались этим проектом, более подробный рассказ о нем ждет вас в блоге CRPG Addict.

The Magic Candle (1989)

Помните Али Атабека? Он не остановился на Rings of Zilfin и создал серию The Magic Candle, которую можно без преувеличения назвать одной из самых необычных среди RPG 1980-х.

The Magic Candle посвящена спасению мира от демона, которого победили и пленили еще до начала игры. Местом его заточения служит та самая волшебная свеча, которая плавится и рано или поздно не сможет сдерживать зло. Так что главная цель здесь — не дать ей сгореть окончательно.



На практике это значит, что игрок должен выполнить задание за ограниченное количество дней, которое зависит от уровня сложности. Чтобы более эффективно распорядиться временем, в The Magic Candle можно разделять отряд и давать отдельные поручения каждому персонажу: к примеру, пока маг учит заклинания, воин тренируется в боевых искусствах, эльф зарабатывает деньги ремеслом портного, а хоббит исследует город и пытается узнать, как сохранить свечу.

Кульминация The Magic Candle — очень необычная концовка, где вместо последнего «босса» или сложного подземелья вас ждет сложный ритуал, секрет которого вы узнавали на протяжении всего прохождения из слухов, легенд и старых фолиантов.

Сейчас об этом мало кто помнит, но в 1996 году журнал Computer Gaming World назвал финал The Magic Candle «самым выдающимся в истории компьютерных игр».

Might&Magic 3: Isles of Terra (1991)

Might&Magic 3 заслуживает похвалы по многим причинам — к примеру, за наглядность и простоту освоения. Однако свой след в истории она оставила не только этим.

Та эпоха была золотой для игровых журналов, одним из самых значимых из которых был Computer Gaming World. Автором, пишущим рецензии и колонки об RPG, а также отвечающим на письма читателей по этой теме, была женщина, которая скрывалась под псевдонимом Scorpia.

В своей статье о Might&Magic 2 она очень жестко прошлась по игре:

Цитата
«Первая часть была не идеальной, но она впечатляла, вызывала интерес и вселяла надежду на то, что серию ждет прекрасное будущее. Однако Might&Magic 2 сошла с верного пути и превратилась в унылое избиение монстров в поисках сокровищ […]» — Scorpia — CGW #57, март 1989
Разработчикам в New World Computing это жутко не понравилось, и в Might&Magic 3 они добавили вот такого врага…



Princess Maker 2 (1993)

Японская RPG Princess Maker 2 — очень странная для западного рынка игра, в которой нужно воспитывать девочку с 10 до 18 лет. Выпустить ее на английском так и не решились — есть только «утекшая» бета-версия перевода. Однако с точки зрения игровой механики этот проект нельзя обойти вниманием.

Каждый месяц вы определяете, чем будет заниматься ваша девочка: например, станет обучаться волшебству, работать лесорубом или отправится на поиски приключений. Каждый выбор влияет на многочисленные характеристики и может привести к особым событиям, вроде сражения на гладиаторской арене, встречи с очаровательным принцем или драконом-извращенцем, беседы с демонами или даже дуэли с богом войны.



Поиски приключений выглядят как типичная JRPG, в которой вы напрямую управляете героиней во время путешествий по карте, а сражения проходят в пошаговом режиме.

С наступлением совершеннолетия игра заканчивалась: принцессу ждала самостоятельная жизнь, которая зависела от того, как вы ее воспитали. Всего в  Princess Maker 2 около 70 концовок: девушка могла стать генералом, монашкой, танцовщицей, фермером, героиней, художницей, писательницей, проституткой, королевой или принцессой тьмы.



Несмотря на то, что серия оказалась плодовитой, а подражатели, вроде Long Live the Queen и Spirited Heart, не заставили себя ждать, лучшей из игр подобного рода остается Princess Maker 2.

Поклонникам аниме также будет любопытен тот факт, что серию создала студия Gainax, известная по сериалу Neon Genesis Evangelion.

Superhero League of Hoboken (1994)

В отличие от многочисленных настольных RPG о супергероях, компьютерные игры такого рода — большая редкость. До 1994 года единственной из них была Superhero League of Hoboken, сочетающая в себе черты ролевой игры и адвенчуры.

Кроме того, Superhero League of Hoboken принадлежит и к другому редкому виду — юмористическим RPG. Ее главный герой — Человек-бюрократ, обладающий сверхспособностью чертить организационные схемы. Используя его выдающиеся лидерские качества, вы должны завербовать других героев-неудачников: Человек-пальмовое масло поднимает уровень холестерина в крови врагов, Луженая глотка может спокойно есть острую пищу, а Мадемуазель Пепперони — видеть начинку пиццы, не открывая коробку.



Все эти умения, которые кажутся бесполезными, применялись в бою (скажем, чтобы вызвать у врагов инфаркт), для решения головоломок (если нужно съесть груду острых перцев) или просто облегчали жизнь (ведь в коробках вместо пиццы могут быть ловушки!). Впрочем, некоторые герои и впрямь были беспомощными, зато могли получить новые способности при определенных условиях (например, перекусив радиоактивным фастфудом).

Legend Entertainment смешала элементы своих адвенчур вроде Deathgate и Spellcasting 101 с несложной пошаговой боевой системой в духе Wizardry (правда, аж с 9 персонажами!), получив в результате игру, которая заслуживает внимания за странный юмор (особенно облик врагов и их атаки) и неожиданные повороты сюжета. Правда, вы должны терпимо относиться к «гринду».



Omikron: The Nomad Soul (1999)

Игры Дэвида Кейджа часто критикуют за то, что в них мало геймплея, и они скорее являются интерактивными фильмами, напичканными QTE. Как это ни удивительно, его первый проект — полная противоположность такого определения. Omikron вместила в себя почти все жанры компьютерных игр.

Она начинается с того, что офицер полиции пробивает «четвертую стену» и просит игрока взять под контроль его тело, отправиться в виртуальный мир Омикрон и помочь ему раскрыть убийство. Omikron начинается как адвенчура: вы ищете улики, общаетесь с персонажами и решаете головоломки вроде «сунуть снотворное в чашку с кофе, который пьёт начальник полиции, чтобы пройти мимо охраны».

Затем вас просят остановить ограбление в супермаркете, и игра неожиданно превращается в шутер от первого лица. Вы стреляете по преступникам, подбираете патроны, аптечки и т.д. Когда вы припрете главаря банды к стенке, он обезоружит вас, и его придется бить врукопашную а-ля Street Fighter.



Если вам слишком тяжело, потому что персонаж слаб, всегда можно натренировать его и повысить характеристики, как в RPG. Все равно недостаточно? Вы можете покинуть тело офицера и вселиться в других персонажей: молодого журналиста, медсестру, студента, проститутку или наемника-киборга. У каждого — свой набор параметров и снаряжения. Но свободно бродить по полицейскому участку никто из них не может, поэтому решать головоломки им придется иначе.

Для своего времени Omikron была чрезвычайно амбициозной, а ведь она вышла в 1999 году, опередив на месяц Shenmue и на два года — GTA 3. В ней уже был большой трехмерный город, который можно было свободно исследовать, покупать предметы в магазинах, подслушивать чужую болтовню, брать задания, кататься по улицам на автомобиле и находить новых персонажей для вселения.

Наконец, в игре был Дэвид Боуи. Речь идет не о небольшом камео — музыканту была отведена важная роль. К тому же он сочинил часть саундтрека (позднее другие аранжировки этих композиций стали частью его альбома «hours…»). Как будто этого мало, Боуи стал прототипом еще одного персонажа в Omikron — солиста объявленной вне закона рок-группы революционеров. Бродя по городу, вы можете увидеть его на сцене.

К сожалению, Omikron трудно назвать хорошей игрой — уж слишком она была неуклюжей, противоречивой и запутанной. Но при этом — одной из самых интересных, причудливых и новаторских. Жаль, что ее коммерческий провал обернулся тем, что Дэвид Кейдж переключился на интерактивные фильмы.

Gorky 17 (1999)

Когда нам кажется, что мы видели всё и нас ничем не удивишь, свежим веянием может оказаться простой и неожиданный гибрид двух хорошо знакомых жанров. Например, Death Metal + J-pop. Или Resident Evil с пошаговыми сражениями.

Именно по такому рецепту была изготовлена Gorky 17, создатели которой объединили в одной игре пререндеренные «задники», врагов-мутантов, решение несложных головоломок, чудовищные диалоги в духе Resident Evil и сражения из тактических RPG. Кроме того, перед каждой битвой с «боссом» показывали короткий CG-ролик, что по тем временам было круто.

Любопытно, что на российском рынке игра вышла аж в трех изданиях, преподносивших сюжет совершенно по-разному: «русофобская» Originals-версия про солдат НАТО, «нейтральная» локализация «Горький-17» от Snowball, герои которой служили в МЧС, и «гоблинский перевод» «Горький-18», который позиционировался как «патриотический», но привлекал скорее грубыми, отвязными шутками, очень уместными в здешних трэшевых декорациях.

RPG diary

  • Sysop-In-A-Box
  • ***
  • Сообщений: 1658
    • RPG diary

Ролевые игры, встряхнувшие жанр #4

Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura (2001)

К Arcanum трудно относиться равнодушно — она вызывает пылкую любовь или отторжение.

В списке лучших ролевых игр на RPG Codex она занимает почетное пятое место, выше Morrowind и Vampire: The Masquerade — Bloodlines. Но ее нет в топ-50 RPG на Rock Paper Shotgun и даже в топ-100 RPG на IGN и NeoGAF.

Причин, по которым Arcanum может не понравиться, действительно много. Это неровная, богатая программными ошибками игра, которую выпустили в полусыром виде. Сражения в реальном времени в ней соседствуют с пошаговыми, причем обе системы работают кое-как. Здешние подземелья — одни из худших в истории RPG.

Однако все это становится совсем не важно, когда вы понимаете, насколько эта игра глубока и сложна по своему устройству. Кроме того, она может похвастаться превосходной системой создания персонажей и оригинальной вселенной, где в сказочном мире случилась промышленная революция.



Хотя в Arcanum есть основное задание про спасение мира, большинство конфликтов в игре связаны с расовыми и культурными проблемами, а также расслоением общества по уровню достатка. Вы столкнетесь с бунтом орков-рабочих, протестующих против нечеловеческих условий труда, а не только со злыми волшебниками и драконами.

Сильно впечатляет и то, как по-разному вы можете переживать одни и те же события, меняя персонажей. Например, конфликт между магией и технологией приведет к тому, что вашему колдуну запретят ездить на поездах, дабы его способности не вызвали аварию, а на изобретателя перестанут действовать не только вредные, но и полезные заклинания.

На это накладываются мощные социальные и расовые факторы. К тупому полуогру все будут относиться как к существу второго сорта, а красавица-эльфийка (с высокой характеристикой «красота», поскольку «харизма» — это отдельный параметр) придется ко двору везде, кроме общества дварфов, но феминисткам такое внимание вряд ли понравится. Например:



Еще одна важная особенность Arcanum — то, насколько хорошо игра реагирует на ваши действия, из-за чего ее мир кажется очень живым. Это касается и простых деталей, когда павшие в бою напарники благодарят вас за воскрешение, и более замысловатые примеры, вроде газет, где среди мировых новостей и подсказок по второстепенным заданиям встречаются заголовки, связанные с вашими подвигами.



Arcanum не просто предлагает огромный мир, наполненный интересными заданиями. Способы их выполнения тоже захватывают дух и соответствуют здешней атмосфере. Нужно расследовать преступление? Если вы некромант, вам не придется искать улики. Просто призовите дух жертвы и спросите у него, кто убийца.



К сожалению, проработать всю игру на столь высоком уровне Troika не смогла. Вы можете вызвать дух убитой девушки или мертвого бандита в пещере, но в других ситуациях похожие заклинания не сработают. Однако подобные моменты делают Arcanum замечательной RPG, у которой почти нет аналогов по глубине.

Freedom Force (2002)

Freedom Force — вторая игра Irrational Games, выпущенная ей вскоре после объединения с остатками Looking Glass Studios. Спустя почти десять лет после Superhero League of Hoboken вышла еще одна ролевая игра про супергероев!

В отличие от юмористического гибрида адвенчуры и RPG, Freedom Force — настоящая дань уважения «серебряному веку» комиксов, заимствующая у него тему «холодной войны», визуальный стиль и хлесткие реплики супергероев, которыми они выстреливают в нелепых злодеев.



Эта игра смогла на невиданном доселе уровне воплотить в игре сражения между супергероями: с полетами над городом, прыжками по крышам и метанием автомобилей.

Кроме того, Freedom Force позволяла создавать собственных персонажей, меняя их характеристики, умения и спецспособности. Кто-то просто был очень сильным, другой умел летать, состоял изо льда или стрелял лучами, берущими разум противника под контроль. Любую деталь разрешали тонко настроить.



Вокруг игры сформировалось огромное сообщество разработчиков модов, которые добавили в нее множество новых способностей, эффектов и героев. Персонажей, выдуманных Irrational Games, позволили поменять на Зеленого фонаря, Спауна, Человека-паука и Эша из «Зловещих мертвецов». И натравить их на Бэтмена!



Увы, мир не всегда благосклонен к своим героям. Оригинальная Freedom Force разошлась неплохим тиражом, но продажи ее сиквела Freedom Force vs. The Third Reich, вышедшего в 2005 году, составили всего 40 тысяч копий, и Irrational отказалась от планов выпустить третью часть.

7.62 (2007) и «Перезарядка» (2008)

Что лучше: сражения в реальном времени или пошаговый режим? Этот спор будет вечным, но 7.62 — очень сильный аргумент в пользу тех, кто стоит за реальное время.

Будучи продолжением «Бригады E5», этот проект также является вольным переосмыслением культовой серии Jagged Alliance. В отличие от проектов Sir-Tech, здесь вас ждут реальное время с паузой и максимально реалистичная игровая механика.



7.62 позволяет целиться в разные части тела, выбирать одну из семи скоростей для движения и одну из четырех — для стрельбы (от «навскидку» до «точного выстрела»), переключаться между четырьмя режимами стрельбы (даже задавать длину очереди!), активировать режим от первого лица и оценивать уровень адреналина в крови (чем он выше, тем персонаж быстрее движется, но не так метко стреляет).

Однако главная особенность игры — сама система боев в реальном времени с паузой, где каждое действие занимает определенное время, которое исчисляется с точностью до сантисекунд. 7.62 устроена таким образом, что вам придется учитывать эти мгновения, чтобы правильно отреагировать на засаду. Вести огонь навскидку или прицелиться? От этого может зависеть не только то, выстрелите ли вы первым, но и будете ли стрелять вообще. В пошаговом режиме реализовать такое попросту нельзя.

Разработчики создали настолько дотошную симуляцию, что важную роль здесь играет даже расположение предметов в «инвентаре». Достать новую обойму из кармана разгрузочного жилета намного быстрее, чем из рюкзака, и в этих секундах порой сокрыта разница между жизнью и смертью.

Но и это еще не все. Эта игра — самая обширная интерактивная энциклопедия огнестрельного оружия, включающая в себя сотни «пушек» и множество аксессуаров к ним (прицелов, фонариков, лазерных прицелов, подствольных гранатометов, глушителей, приборов ночного видения и т. п.), уйму видов боеприпасов и даже возможность соединить два магазина с помощью изоленты, дабы сэкономить время на перезарядке. Если вам и этого мало, мод Silver Girl’s Armory добавляет в игру еще более 200 видов «стволов».



Важно отметить и то, что «пушки» отличаются не только параметром DPS. У каждой из них есть множество характеристик, которые обязательно нужно учитывать, если вы хотите выжить: от надежности и максимальной дальности до времени, необходимого для того, чтобы взять оружие наизготовку и открыть стрельбу. К примеру, у пистолетов последняя характеристика может быть в пять раз меньше, чем у штурмовых винтовок, что делает их очень полезными в тесных помещениях, где враг может появиться внезапно.

Автор оригинальной версии этого текста советовал тем, кто вдоволь насытился джунглями 7.62, обратить внимание на следующий проект студии Apeironпод названием «Мародер<» — игру хоть и более линейную и во многом упрощенную, но все же основанную на той же боевой механике.

Мы же советуем вам не тратить время на эту поделку, а лучше еще раз напомним, что к 7.62 в 2008-м вышло дополнение «Перезарядка», которого почему-то до сих пор нет в Steam. Его главное достоинство — skirmish-режим, позволяющий отбросить открытый мир и всласть играться в «песочнице», создавая какие угодно сценарии.

* * *

Если вам понравилась эта подборка, обязательно обратите внимание на The CRPG Book Project, где перечисленные и многие другие интересные игры описаны фанатами жанра значительно подробнее. Еще раз напомним, что сейчас для бесплатного скачивания уже доступны почти 200 страниц книги из 480 запланированных.

Shannar

  • Drifter
  • *
  • Сообщений: 64
  • =*=
    • Homepage
Популярные RPG вроде Fallout, Baldur’s Gate 2, Planescape: Torment и System Shock 2, он сознательно оставил за скобками статьи, чтобы рассказать о менее известных проектах.

20 лет Planescape сегодня исполняется, да!

Planescape: Torment turns 20 years old today - here's why it's a classic
https://www.rockpapershotgun.com/2019/12/12/planescape-torment-turns-20-years-old-today-heres-why-its-a-classic


P. S. И ещё малёхо по теме:

800 000 слов. История создания Planescape: Torment
https://www.mirf.ru/games/videogames/800-000-slov-istoriya-sozdaniya-planescape-torment
= Anime-KPI: общество (не)КПИшных (не)анимешников =
[Интенсификация Разума] | [Расставим точки над i, ї и ё]

Unseen

  • Icebreaker
  • *
  • Сообщений: 7671
    • RPG diary
Блин, время то как пролетело быстро  :wacko_mini: :cray_mini:
Никогда не приписывайте злому умыслу то, что вполне можно объяснить глупостью. Бритва Хэнлона.

Tik-Taker

  • Cyberpeppie
  • ****
  • Сообщений: 230
Блин, время то как пролетело быстро  :wacko_mini:
Все со временем ок, просто память уже не та  :laugh_mini:
Aut bibat, aut abeat

Unseen

  • Icebreaker
  • *
  • Сообщений: 7671
    • RPG diary
Блин, время то как пролетело быстро  :wacko_mini:
Все со временем ок, просто память уже не та  :laugh_mini:
Ба! Какие люди :))) Насчет памяти несогласен, кое-что словно вчера было, если верить памяти  :yes_mini: Недавно как раз вспоминал наши знастольные игры под водку с записью на диктофон  :facepalm: :redlol: :wacko_mini:
Никогда не приписывайте злому умыслу то, что вполне можно объяснить глупостью. Бритва Хэнлона.