04 December 2024, 21:12

Author Topic: Нам не нужны числа

RPG diary

  • Sysop-In-A-Box
  • ***
  • Posts: 1996
    • RPG diary
Нам не нужны числа
« Topic Start: 10 November 2014, 12:56 »
В отличие от настольных игр, в которых мы просчитываем всё сами, видеоигры могут сделать все математические расчёты самостоятельно. Это сильно упрощает процесс игры. Если бы я захотел сыграть с друзьями партию в D&D, мне пришлось бы отслеживать следующие параметры:
  • Здоровье
  • Опыт
  • Наши характеристики
  • Имена персонажей
  • Имена других персонажей
  • Предметы в инвентаре
  • Характеристики этих предметов
  • Наши деньги
...и много чего ещё. Многие из них действительно имеют смысл. Если бы я жил в фэнтезийном мире, я бы точно знал своё имя и имена моих друзей, а также предметы, находящиеся в моём распоряжении. Но если я захочу вступить в бой в настольной игре, мне приходится держать в голове (в зависимости от версии D&D или других правил) значение силы, тип оружия (и все связанные с ним числа), инициативу (свою и противника), значение силы противника и необходимые формулы: сколько раз нужно бросить кость, какие кости необходимо бросить, надо ли вообще их бросать? Всё это быстро становится крайне сложным.

Следите за историей, а не за числами

Из моего опыта игры в настольные игры, сражения не только занимают львиную долю настоящего игрового времени (в то время как в самой игре проходит лишь несколько минут), но и просто скучны на фоне решения дипломатических проблем, исследования скрытых руин или завершения древних ритуалов. Будучи мастером игры, я стараюсь как можно сильнее ограничить количество сражений в игре.

Но у видеоигр с этим всё хорошо. Вы можете целый день рубить на куски монстров, и компьютер всё посчитает за вас. В этом и заключается одновременно проблема видеоигр и её решение: нам не нужно видеть все эти цифры. Многие игры показывают игроку стоящие за механиками цифры, которые на самом деле они ему не нужны, ведь следя за ними, он сознательно отбрасывает то преимущество, что даёт использование компьютера — автоматические расчёты. Мы должны избавиться от этих цифр раз и навсегда.

Разумеется, вам нравится знать, какой уровень нужен, чтобы взять в руки крутой меч или значение скрытности, которое позволит вам обчистить карманы другого персонажа. Мы выросли на системах, которые нянчатся с нами, давая нам больше информации, чем действительно нужно. Видеоигры хорошо справляются со сражениями, в то время как настольные славятся своим повествованием. И вот что я предлагаю:

Давайте спрячем все числа и больше не будем к ним возвращаться

Что если игрок сможет в любое время воспользоваться упомянутым выше крутым мечом? Сначала он будет обращаться с ним как последний неудачник, но со временем у него станет получаться всё лучше, и вы это заметите. Не потому, что маленькая полосочка стала немного длиннее или повысился уровень, а благодаря тому, что персонаж начинает вести себя более уверенно и атаковать динамичнее. Что если вы не будете знать ваш уровень потому, что игра попросту не использует систему уровней, если все числа и формулы скрыты от глаз игрока? Ведь вы не видите их в реальной жизни. В моей фантастической вселенной эльфы не оглядываются на значение выносливости, решая, броситься ли им в бой.

Это уникальный вид ролевой игры. Как и в реальной жизни, персонажи не знают точного значения своих навыков и могут оценить их лишь в сравнении с чужими. Вместо того, чтобы думать «Я не справлюсь с этим огненным демоном 73 уровня», вы подумаете: «Чёрт, хоть я и смог добраться сюда, но не смогу убить даже щенка!». Игра никогда не скажет вам «Ты слишком слаб, чтобы срубить алмазное дерево», вместо этого вы можете попытаться и потерпеть неудачу, узнать всё на собственном опыте, столкнувшись с элементом повествования.

Для кого-то это будет крайне неприятно, но те люди, которые захотят сыграть в такую игру, погрузятся в более реалистичный цифровой мир, интересный и захватывающий сюжет.

Создавая сюжетные пробелы

Видите ли, в настоящей жизни мы не знаем своих характеристик. Готовясь к тесту, вы практикуетесь и пытаетесь расширить свои знания в нужной области, но при этом никогда не знаете, какого *уровня* будет тест — вы можете лишь примерно оценить его сложность. Если привести в качестве примера соревнования по бегу, результат будет тем же. Вы тренируетесь и чувствуете, что с каждым разом ваши показатели скорости и времени улучшаются, но вы никогда не знаете точного уровня ваших противников. Неизвестность добавляет глубины повествованию, она создаёт пробелы, которые мы должны заполнить сами.

Пусть уровень вашего навыка равен 35, а у вашего противника он равен 25. Разве это интересно? В большинстве случаев вы выиграете просто потому, что у вас выше навык. Но если бы мы не знали точных значений их навыков, мы могли бы судить о них лишь из рассказов других. Вы, местная звезда, пробегаете 10 миль в день, в то время как ваш противник, региональный чемпион, расслабляется, ведь у него нет конкурентов. С системой уровней их навык сравнить легко. Во втором случае мы можем примерно оценить их навык, но гораздо более интересным образом.

Рыцарь не должен знать уровень здоровья

Я помню начало 2000-х, когда я играл в бесплатную версию Runescape. Последним заданием в ней было сразиться с драконом. До нас дошли слухи, что сразиться с ним можно лишь раз, и если ты проиграл, значит проиграл, и это подстёгивало наш интерес. Подготовившись к бою, мы взглянули на свои характеристики. Мы не чувствовали себя готовыми, но знали, что готовы, потому что так говорили числа. Поэтому когда мы, наконец, сразились с драконом, мы чувствовали себя готовыми не потому, что много тренировались и были уверены в себе. На нашей стороне были числа. Мы без проблем победили дракона. Я не помню большей части того сражения — я был слишком занят, следя за числами — тем, от чего мы должны были избавиться, играя на компьютере. Сколько здоровья у меня осталось, сколько урона я нанёс, сколько здоровья осталось у монстра. Я сам просчитывал сражение дракона и рыцаря.

А какой эпической могла бы быть эта битва, не знай мы заранее, насколько силён дракон? Если бы всё, что мы знали, было известно из уст других игроков? Даже если бы наши характеристики были огромны, мы бы стояли перед входом в пещеру, дрожа от возбуждения. Мы вошли бы в пещеру с чувством уверенности, но не потому, что числа на нашей стороне, а из-за моральной поддержки, которую мы давали друг другу, вспоминая, насколько быстрее и точнее стали наши атаки за последние две недели. Это могло стать нашим общим приключением. Независимо от того, сколько здоровья у меня было на конец сражения, я всегда мог бы сказать, что нанёс решающий удар. Вырвавшись из клетки чисел, ваше воображение обретает свободу.

Из этого мог бы получиться отличный фэнтезийный мир. И ещё более отличная ролевая игра.

Источник: Gamasutra
Перевод: core-rpg.ru

Unseen

  • Icebreaker
  • *
  • Posts: 7716
    • RPG diary
Re: Нам не нужны числа
« Reply #1: 10 November 2014, 13:00 »
Помнится о чем-то подобном я говорил лет десять назад  :happy_mini: В CRPG следует использовать системы, рассчитанные на обработку данных компьютером, а не человеком. Не нужно упрощать там, где без этого можно обойтись. Компьютер не человек - ему считать и обрабатывать кучу данных на роду написано. Особенно это касается походовых боев, где в качестве главного и единственного мерила должно использоваться время (вплоть до долей секунды), а не абстрактные ОД.
Никогда не приписывайте злому умыслу то, что вполне можно объяснить глупостью. Бритва Хэнлона.

Warlogis

  • Sysop-In-A-Box
  • *
  • Posts: 2589
Re: Нам не нужны числа
« Reply #2: 10 November 2014, 13:59 »
А я все-таки часть цифирь хотел бы видеть. Мне так удобнее именно в планировании боя. Даже если это соло-плеер рпг где я вожу только самого себя :) И мне хочется заранее знать хотя бы базовые параметры оружия чтобы иметь возможность выбирать какое мне лучше смотрится. Если вообще цифр не будет и все "на ощуп" оценивать - спасибо, в такую игру я играть не буду. Ну разве что если возьму пушку и сразу увижу ее + и - по сравнению с предыдущей. Так же и по броне, шмоту и т.п.
We march in endless waves
Atop their nameless graves
Unleashing our weapons to remind our enemies
We have no use for slaves

Vo-13

  • Fixer
  • *
  • Posts: 2319
Re: Нам не нужны числа
« Reply #3: 10 November 2014, 14:39 »
Некоторые мастера так и строят свои модуля или кампейны, скрывая от игрока реальное положение дел. Вроде того же +ового меча от Каагота. :facepalm: Не то чтобы это не имеет права на жизнь, но не всем это "в жилу".
Т.ч. "Из этого мог бы получиться отлич..." - очень субъективно. Мне хотелось бы, чтобы автор статьи побывал в лапах ивельного ДМ-а... Это очень освежает. :mocking_mini:
"Инопланетяне, похищенные другими инопланетянами, чувствуют себя не в своей тарелке."
"Так... Давайте договоримся на берегу..." (с) В.И. Чапаев
"Аз есмь Альфа- и Омега-самец"
О себе: убежденный калсарикяннит.

Senka

  • Wirehead
  • *****
  • Posts: 652
Re: Нам не нужны числа
« Reply #4: 10 November 2014, 14:54 »
И ещё более отличная ролевая игра.
Ага. Болтушка, где все решает имха мастера
Нафик...

Unseen

  • Icebreaker
  • *
  • Posts: 7716
    • RPG diary
Re: Нам не нужны числа
« Reply #5: 10 November 2014, 15:08 »
А я все-таки часть цифирь хотел бы видеть. Мне так удобнее именно в планировании боя. Даже если это соло-плеер рпг где я вожу только самого себя  И мне хочется заранее знать хотя бы базовые параметры оружия чтобы иметь возможность выбирать какое мне лучше смотрится. Если вообще цифр не будет и все "на ощуп" оценивать - спасибо, в такую игру я играть не буду. Ну разве что если возьму пушку и сразу увижу ее + и - по сравнению с предыдущей. Так же и по броне, шмоту и т.п.
Какие-то цифры определенно нужны. Я к тому, что не стоит упрощать механику cRPG там, где в этом нет никакой необходимости. В статье говорится о более глобальных вещах, вроде "давайте вообще спрячем от игрока все цифры" (как например в шутерах). Я же за то, чтобы разработчики перестали использовать системы от настолок в компьютерных играх. И за то, чтобы ни не пытались делать свои системы похожими на системы для настолок просто потому, что это отвечает каким-то там традициям и выглядит "лампово".
Никогда не приписывайте злому умыслу то, что вполне можно объяснить глупостью. Бритва Хэнлона.

Unseen

  • Icebreaker
  • *
  • Posts: 7716
    • RPG diary
Re: Нам не нужны числа
« Reply #6: 10 November 2014, 15:10 »
Некоторые мастера так и строят свои модуля или кампейны, скрывая от игрока реальное положение дел. Вроде того же +ового меча от Каагота. :facepalm: Не то чтобы это не имеет права на жизнь, но не всем это "в жилу".
Т.ч. "Из этого мог бы получиться отлич..." - очень субъективно. Мне хотелось бы, чтобы автор статьи побывал в лапах ивельного ДМ-а... Это очень освежает. :mocking_mini:
В одной из так и не законченой игры от Неффа, он прятал от нас все цифры. Даже в момент генерации. Они были, но существовали только для его удобства, тогда как игроки обходились текстовыми описаниями мастера. Было прикольно и атмосферно  :dirol_mini:

Но речь в статье все таки идет о компьютерных РПГ, а не настолках.
Никогда не приписывайте злому умыслу то, что вполне можно объяснить глупостью. Бритва Хэнлона.

Senka

  • Wirehead
  • *****
  • Posts: 652
Re: Нам не нужны числа
« Reply #7: 10 November 2014, 17:15 »
Было прикольно и атмосферно
Дык потому что Нефф  :biggrin_mini2:
Эх, жаль, что он больше не тогось...

Vo-13

  • Fixer
  • *
  • Posts: 2319
Re: Нам не нужны числа
« Reply #8: 10 November 2014, 18:00 »
Quote (selected)
речь в статье все таки идет о компьютерных РПГ, а не настолках
Было бы забавно дабы автор профинансировал подобную ролевую игру "без цифр". И потом желательно дабы все-таки огласили кол-во "тех людей, которые захотят сыграть в такую игру, погрузятся в"... И степень баблопролета. Мне кажется у автора неверное восприятие кол-ва "кого-то, кому это будет крайне неприятно". :scratch_one-s_head_mini:
"Инопланетяне, похищенные другими инопланетянами, чувствуют себя не в своей тарелке."
"Так... Давайте договоримся на берегу..." (с) В.И. Чапаев
"Аз есмь Альфа- и Омега-самец"
О себе: убежденный калсарикяннит.

Unseen

  • Icebreaker
  • *
  • Posts: 7716
    • RPG diary
Re: Нам не нужны числа
« Reply #9: 10 November 2014, 19:53 »
Quote (selected)
речь в статье все таки идет о компьютерных РПГ, а не настолках
Было бы забавно дабы автор профинансировал подобную ролевую игру "без цифр". И потом желательно дабы все-таки огласили кол-во "тех людей, которые захотят сыграть в такую игру, погрузятся в"... И степень баблопролета. Мне кажется у автора неверное восприятие кол-ва "кого-то, кому это будет крайне неприятно". :scratch_one-s_head_mini:
Чем тебе тот же Mass Effect не игра без цифр? На самом деле глядя на игры последних лет, можно с уверенностью сказать, что большинство уже давно плохо воспринимает ролевые игры с обилием цифр. Что не только не мешает продажам, а кажется наоборот способствует им. Т.е. если раньше РПГ из-за обилия цифирей и правил воспринимались как игры для задротов, то теперь под ролевой игрой подразумевается игра про диалоги, выборы и последствия, и прочие подобные штуки.
Никогда не приписывайте злому умыслу то, что вполне можно объяснить глупостью. Бритва Хэнлона.

Senka

  • Wirehead
  • *****
  • Posts: 652
Re: Нам не нужны числа
« Reply #10: 10 November 2014, 20:20 »
то теперь под ролевой игрой подразумевается игра про диалоги, выборы и последствия, и прочие подобные штуки.
А под выбором понимается выбор с кем трахаться, разумеется. И колесный диалог, да. "Угадай, что разрабы имели в виду".