23 November 2024, 11:51
Обзор Might and Magic X: Legacy

Author Topic: Might and Magic X: Legacy

RPG diary

  • Sysop-In-A-Box
  • ***
  • Posts: 1992
    • RPG diary
Might and Magic X: Legacy
« Topic Start: 10 March 2014, 23:41 »

Might and Magic X: Legacy

Еще несколько лет назад известие о выходе новой части из порядком подзабытого ролевого цикла Might&Magic, вызвало бы немалый ажиотаж не только среди фанатов данной игровой вселенной, но также многих олдфагов, неистово ностальгирующих по теплым ламповым играм далекого прошлого. Все ж таки Might&Magic, наряду с такими сериями как, например, Wizardry или Ultima, символизирует собой «золотую эпоху» компьютерных RPG — те полумифические времена, когда «в играх была душа!».

Сегодня же появление Might&Magic X: Legacy воспринимается почти как заурядное событие. Что, в общем-то, понятно. Сейчас у нас есть, с одной стороны инди-разработчики и Kickstarter, с всевозможными ремейками, сиквелами и духовными наследниками культовых игр прошлых лет. А с другой, в силу заметного кризиса идей и на волне возросшего в последние годы интереса к классике (спасибо все тому же Kickstarter) крупные издатели сами периодически выуживают на свет ту или иную известную медиафраншизу с богатой историей и готовой фанбазой; впрочем, стараясь все же не забывать о требованиях и вкусах современной аудитории.




На таком фоне M&M X смотрится как дитя «двух миров» индустрии. Инициатором разработки и издателем проекта выступила небезызвестная компания Ubisoft Entertainment, владеющая правами на вселенную Might&Magic. Но выпуск десятой части вряд ли знаменует собой перезагрузку всей серии. Созданием M&M: X занималась неизвестная студия Limbic Entertainment, в чьем портфолио на тот момент не было ничего, кроме дополнения к Heroes of Might&Magic 6. При этом разработчики декларировали стремление вернуться к самым истокам серии, пообещав придерживаться канонов и традиций самых ранних игр антологии.

Как ни странно, им это вполне удалось. Конечно, по прошествии стольких лет уже трудно сказать наверняка, что и откуда унаследовала десятая часть, а чего раньше никогда не было. Но, в общем и целом, игра выглядит аутентично. По крайней мере, с точки зрения дизайна, игровой механики, ролевой системы и вообще геймплея, M&M: X если не во всем, то во многом повторяет старые части серии. Причем не столько памятные многим Might&Magic 6-7, сколько вышедшие в первой половине 90-х Might&Magic 3-5.




Как и двадцать лет назад, новая часть M&M в каком-то смысле похожа на Heroes of Might&Magic только с видом от первого лица. Собрав отряд из четырех героев игрок попадает в причудливый, по нынешним меркам, grid-based игровой мир, полный забавных условностей и досадных ограничений. Типичный ландшафт местности состоит преимущественно из непроходимых лесных чащ в один ряд деревьев; неприступных скал и валунов, высотой чуть выше роста персонажей; непреодолимых рек шириной в два шага; крутых оврагов по колено и монолитных кустарников по пояс. Не говоря уже про города и замки, с внешней стороны не превышающие размерами пару жилых домов.

Хитросплетения естественных преград временами образуют собой настоящие лабиринты, где приходится подолгу искать ту единственную лазейку, которая выведет персонажей на территорию соседней локации; и это при том, что сопредельные области карты лежат друг от друга буквально на расстоянии одной-двух клеток и хорошо просматриваются со всех сторон. Естественно, такие особенности ландшафта местности доставляют всяческие неудобства, превращая эксплоринг в крайне утомительное занятие. Также не добавляет комфорта возможность передвигаться только в четырех направлениях с поворотами строго на 90 градусов. И если внутри тесных коридоров подземелий или городских улочках подобный принцип навигации не вызывает особых нареканий (а иногда кажется даже оправдан), то для открытых пространств использование модульной сетки явно не лучшее решение.




Ко всему прочему, исследовать окружающий мир не очень интересно. Казалось бы, обширные территории на поверку оказываются не столь уж обширны, а после полной зачистки от монстров делать на них становится совершенно нечего. Главным стимулом к изучению всех закоулков карты могут послужить сокровища, щедро рассыпанные по всем локациям (в подземельях они часто скрываются за тайными нишами в стенах), но и тут не все радужно. Содержимое сундуков зачастую настолько посредственно, что отбивает всякое желание целенаправленно заниматься их поиском.

Еще одним наследием давнего прошлого является абсолютная пошаговость игрового процесса. За абстрактную единицу времени в M&M: X взят один «ход». Поэтому, скажем продолжительность действия заклинаний либо смена времени суток привязаны к количеству «ходов». Наибольшее влияние это, конечно же, оказывает на боевую систему. Во время обычного путешествия по миру, один «ход» равен одному «шагу» всего отряда (перемещение на одну клетку в любую сторону). А вот в режиме сражения время растягивается, и «ход» превращается в «фазу», до окончания которой каждый персонаж может сделать какое-то одно действие. Увы, но выбор действий не включает в себя банальное маневрирование: стоит приключенцам вступить в ближний бой как они тут же теряют всякую возможность передвигаться. Поэтому тактика в стиле Hit&Run, здорово выручавшая в Legend of Grimrock, тут не работает.




Вообще, у тех, кто совсем не знаком с играми серии Might&Magic, некоторые особенности геймплея могут вызвать «легкий культурный шок» (см. butthurt). Например, потребность отряда в периодическом отдыхе, для чего следует всегда иметь при себе достаточный запас провианта; отсутствие автоматического восстановления здоровья; постоянство негативных эффектов, вроде окаменения и отравления, требующих магического исцеления; перманентная (ну почти) смерть персонажей; постижение новых вершин мастерства в навыках только с помощью учителей и прочие подобные штуки.

Другими словами, M&M: X не отличается особым дружелюбием по отношению к игроку. Хотя, трудности ждут не только новичков. В частности, обилие всевозможных головоломок, надо которыми придется изрядно поломать голову вне зависимости от имеющегося игрового опыта. Тем более, что помимо классических «найди правильную последовательность нажатия рычагов или напольных плит», здесь очень распространены настоящие текстовые загадки, ответ на которые нужно вписывать руками. То есть, кроме смекалки будет не лишним знание английского языка.




Расписывать все нюансы игры или сравнивать ее с предыдущими частями, можно еще долго. Но суть от этого не изменится — Might&Magic X: Legacy, это добротное подражание первым пяти играм серии и приятный подарок тоскующим поклонникам Might&Magic. Остальные увидят бюджетное, местами необычное и сложное «инди». А заодно узнают, на что был похож мейнстрим пару десятилетий назад.


Автор: Unseen