14 May 2024, 23:04
Обзор игры Legend of Grimrock

Author Topic: Legend of Grimrock: иногда они возвращаются...

RPG diary

  • Sysop-In-A-Box
  • ***
  • Posts: 1970
    • RPG diary

Legend of Grimrock: иногда они возвращаются...

Legend of Grimrock — настоящий подарок всем тоскующим по тем временам, когда солнце светило ярче, трава была зеленее, а игры душевней и атмосферней. За вполне современной графикой игры кроется классический, олдскульный dungeon crawler, приоткрывающий дверь в безвозвратно ушедшее прошлое. В “золотую эпоху” компьютерных ролевых игр; дни процветания Wizardry, Might and Magic, Lans of Lore, Dungeon Master, Eye of Beholder и многих других игр, берущих свое начало в настольных приключениях, перенесенных с бумаги в цифру.



Как и в большинстве подобных игр (особенно 25-летней давности), сюжет Legend of Grimrock не существенен. По большому счету, его здесь нет вообще. Предыстория уместилась в несколько статичных картинок и пару абзацев текста, рассказывающих о четверых заключенных (выбранных из готового набора персонажей, либо созданных самостоятельно), которых за неведомые страшные преступления бросили в древние подземелья под горой Гримрок. Чтобы завоевать прощение и свободу, они должны объединится в команду и достичь самого нижнего уровня катакомб. Путешествие в недра горы сопровождается небольшой интригой, постепенно раскрывающейся через мистические сновидения. Однако не стоит рассчитывать на увлекательный рассказ: игра выдержана в традициях “старой школы”, и ориентирована на исследование и выживание, а не повествование захватывающей истории.



У современного игрока непритязательный геймплей Legend of Grimrock вероятно вызовет лишь чувство замешательства и чуждости происходящего. Путь во чрево горы пролегает через 13 подземных этажей, состоящих из бесконечного лабиринта однообразных коридоров и небольших комнат. Передвигаться по ним возможно исключительно по клеткам невидимой сетки и только в четырех направлениях (повороты строго на 90 градусов), что делает игру похожей на причудливые шахматы с видом от первых глаз. Только в отличие от шахмат и первых игр, использовавших схожую механику, в Legend of Grimrock все происходит в реальном режиме времени, без пауз на изучение карты, осмотр инвентаря или подготовку заклинаний. Добавьте сюда суетливую возню со старомодно-недружелюбным интерфейсом; потребность персонажей в еде и отдыхе; постоянную нехватку нужных для выживания ресурсов и неочевидность сценария действий. Что ни говори, подчеркнутый архаизм игры явно отпугнет молодое поколение, привыкшее к зрелищности, удобству и повсеместному упрощению игрового процесса.



Зато олдфаги почувствуют себя в родной стихии. Отключив автоматическую карту, вооружившись по старинке карандашом и бумагой в клеточку, они смогут всецело посвятить свободные часы увлекательному виртуальному диггерству. Основная цель на каждом уровне одна — достичь выхода на следующий. Проще сказать, чем сделать. Эксплоринг подземелий сопряжен с кропотливым сбором ключей, поисками потайных кнопок и рычагов, удержанием на месте плит-триггеров, избеганием ловушек и решением многочисленных головоломок, которым в игре отведено особое место. Одни, те что полегче, требуют от игрока толики сообразительности и внимательности, в крайнем случае, наличия в карманах персонажей (к слову, ограниченных размерами и переносимым весом) подходящего случаю предмета; Другие, более сложные, добавляют к списку выдвигаемых условий быстроту реакции, отточенные движения и посекундный расчет времени. Такие загадки, несмотря на оставленные предшественником туманные подсказки и вроде бы ясную последовательность действий, способны растянуть преодоление некоторых участков лабиринта на долгие часы.



Наградой за усердие и настойчивость служит доступ к ранее недоступным территориям, либо тайникам с сокровищами. Правда, сокровищами большую часть предметов можно назвать с натяжкой: поношенная одежда, полезные корешки, пара метательных снарядов и если сильно повезет — какая-нибудь кольчуга или шлем. В этом отношении Legend of Grimrock еще более аскетичен чем его духовные предки. Арсенал крайне скуден, трофеи большая редкость и первое время герои вынуждены обходится только факелами и камнями. Любая хорошая вещь, будь-то новый топор, волшебный амулет или пара бомб, добывается кровью и потом, после чего неизменно воспринимается как большая ценность. Стоит ли говорить, что для собрания полного набора качественной брони и получения лучшего оружия в игре, нужно выложиться по полной.



Среди всех подстерегающих героев испытаний, самое распространенное, конечно же, сражения. Встречаемые в самом начале монстры относительно безобидны, так что поединки с ними не представляют существенной угрозы. Но чем глубже пробираешься, тем коварней возникающие ситуации. Причина не столько в более сильных противниках или реал-тайме, сколько в сопутствующих бою условиях и окружении. В основе победной тактики игры лежит всего один маневр — уклонение, поэтому самые страшный враг приключенцев не монстры, а места стесняющие передвижение. Внезапное телепортирование в центр залы, полной слабых тварей, гораздо неприятней встречи с одним, невероятно сильным и живучим, огром. Дать загнать себя в тупик или иное безвыходное положение, значит обречь на смерть как минимум одного из героев. Если подобная неприятность все же произошла, можно попытаться избежать потерь за счет перестановки членов отряда, выставив на передовую наиболее ловких и юрких. Хотя, в этом случае возникает другая сложность: не обладая нужными навыками или специальным оружием, или магией, стоящие во втором ряду персонажи не могут атаковать через головы своих товарищей.



Одним из ключевых факторов, влияющих на сложность прохождения игры, является состав отряда. Правильно сбалансированной группе героев по плечу любая задача. На выбор имеется три класса персонажей: воин, разбойник и маг; и четыре расы: люди, минотавры, человеко-ящеры и инсектоиды. За исключением усредненных во всем людей, у каждой расы имеются уникальные особенности, намекающие на рекомендуемую специализацию. Минотавры прирожденные бойцы, рептилии проворны и становятся отличными разбойниками, а из инсектоидов получаются хорошие маги. При самостоятельной генерации персонажей, игрок получает возможность распределить очки между четырьмя основными атрибутами (влияющими на девять второстепенных характеристик) и шестью классовыми навыками, а также выбрать героям по две особые черты (traits). Дальнейшая прокачка реализована посредством развития навыков. По мере достижения определенных уровней в умениях, кроме непосредственно повышения их эффективности персонаж также получает прибавку к основным параметрам. При таком подходе пытаться делать из персонажей мастеров на все руки занятие бестолковое и трудно реализуемое. Чтобы достичь максимального значения в одном навыке, потребуется полностью игнорировать остальные. А вместе с тем, лишиться причитающихся бонусов.



Ругать Legend of Grimrock очень не хочется, но надо. Как бы странно не звучало, мои претензии касаются... упрощения геймплея. Первое серьезное расхождение с заветами духовных предков связано с регенерацией здоровья. Пусть медленной и только у сытых персонажей, но все равно — не канонично! Не менее странно выглядит возможность впадать в целительный сон поблизости от врагов. Достаточно захлопнуть перед атакующим монстром дверь, немного вздремнуть и снова вернуться в бой, как ни в чем не бывало. В тоже время очень не хватает кнопки атаки всеми персонажами одновременно. Помнится, таковая была в Eye of the Beholder или какой-то схожей игре. Другой серьезный промах — малые размеры и отсутствие автоматической генерации подземелий. Все сделано вручную, но для подобной игры это скорее минус, резко снижающий интерес к повторному прохождению.



В остальном игра прекрасна. Нет, правда. Legend of Grimrock не какая-то там удачная стилизация “под старину”. Дебютный проект Almost Human и есть та самая старина, с классической начинкой конца 80-х начала 90-х годов и современной оберткой. Прохождение просто таки пропитано той самой атмосферой и духом настоящего приключения, вызывая эмоции аналогичные испытываемым во времена, когда фантазия еще с лихвой компенсировала пробелы вызванные несовершенством технологий. Обидно одно — Legend of Grimrock очень нишевый продукт. Забава, бередящая старые чувства. Сейчас никто, кроме инди-разработчиков, не будет делать подобные игры, по крайней мере, для “персоналок”.

Резюмируя вышесказанное. Если вы причисляете себя к олдфагом, соскучились по играм бросающим вызов, хотите получить “новый игровой опыт” или посмотреть каким был dungeon crawl до появления Diablo — попробуйте Legend of Grimrock.


Опубликовано: 27.04.2012
Автор: Unseen