Взялся я за, уже практически, классику! За трилогию “Такеши Ковач” Ричарда Моргана.
Если проверить английскую википедию, то сразу натыкаешься на вот какое определение первой книги: “Altered Carbon – hardboiled cyberpunk science fiction”. Действительно так. Я такого сто лет не читал, потому что киберпанк естественным образом вышел из моды. А тут прямо убойный его концентрат.
Будущее, корпорации, ховеры, AI, импланты, агенты, триады… В общем, все шаблоны жанра – сочные и густые. Главная же оригинальная фишка от Моргана – так называемый resleeving. Это, по сути, механическая реинкарнация. Свое сознание/память можно загнать в электронный код, а потом этот код влить в другое тело. Стоит такая операция дорого, поэтому не пользуется особо широким спросом. Богачи, понятно, так обеспечивают себе бессмертие. Обыватель в лучшем случае может рассчитывать на одну-две “реинкарнации”, да и то в какое-нибудь дешевое синтетическое (выращенное искусственно) тело.
Вообще, этот трюк с цифровым переселением душ поднимает очень много серьезных теоретических вопросов. Например, сознание/память могут храниться в специальных запасниках десятки лет (некоторых преступников приговаривают к сотне с гаком лет заточения на хард-драйвах). Но в книге нет ни слова о том, что переживают люди, вывалившиеся в мир после долго в нем отсутствия. То есть, очевидно, что пока они долго спят в цифровом виде, в мире все должно как-то измениться. И это может спровоцировать мощный шок для новоприбывшего. Как они с этим справляются? Вообще, какая глобальная динамика изменений социума? Насколько быстро, например, одна мода замещает другую? Какой прогресс в технологиях? Как resleeving повлиял на ту же науку и культуру, например? Ведь башковитые ученые или поп-дивы могут бесконечно прыгать из одного клона в другой.
Такие вопросы остаются без ответов, потому что, вероятно, Ричард Морган просто не того уровня писатель, чтобы эти ответы дать. Поэтому (для меня) выстроенный им мир не работает. Слишком мало фоновой информации для правдоподобности. Получается не мир, а так… дорогие декорации.
Но в этих декорациях Морган построил закрученный, увлекательный детективный сюжет. Его главный герой – тот самый Такеши Ковач – специально тренированный агент, расследующий то ли убийство, то ли самоубийство одного богача с Земли. Дело очень мутное. Вдобавок на Ковача почти моментально начинают охоту какие-то подозрительные личности.
Далее Ковач с удивительно решительностью шагает из одной говенной ситуации в другую. На него покушаются, его выслеживают, похищают. Несколько раз он почти погибает, но как-то выкручивается. Противники становятся друзьями, и наоборот. Клубок постепенно распутывается, и по верной ниточке Ковач упорно лезет вверх – к организатором заговора, в который он вляпался.
И все это действие плотно нашпиговано всякими специфическими киберпанковскими технологиями. Системы слежения, хакерские атаки, боевые дроиды, фокусы с клонами, допросы в виртуальности (где жертву можно убивать и воскрешать снова и снова) и прочее.
Правда, показалось, что Морган слишком уж заигрался с сюжетными перестановками – от постоянной смены подозреваемых и их мотиваций я как-то подустал. Но все равно, как для антуражного детектива – Altered Carbon очень хорош.
P.S. Начал Broken Angels – следующую книгу трилогии. Кажется, Морган для нее сменил жанр. Это уже не детектив, а скорее авантюрное приключение с инопланетными артефактами.
Эммм.... стыдно признаться, но я об этой "почти классике" ни слухом ни духом. Кто-нибудь читал? Насколько соответствует вышеприведенное мнение реальности? Стоит читать? Есть ли на русском (и если да, то как называется?) или придется осиливать на английском?