King’s Bounty: Принцесса в доспехах
Формально «Принцесса в доспехах» числится обычным дополнением из разряда «more of the same», однако при более продолжительном знакомстве видно, что по своему масштабу аддон практически не уступает оригиналу. А если учесть большое количество всевозможных доработок, нововведений и изменений (в числе которых фигурирует и переработанный баланс) разнообразивших и преобразивших знакомый геймплей, то можно смело говорить о том, что перед нами фактически новая игра способная побороться за звание полноценного продолжения.
Найти Билла — Убить Билла
Сюжетная линия «Принцессы в доспехах» переносит игрока на десять лет вперед со времени победы Билла Гилберта над Баалом. Сказочное королевство Эндория вновь оказалось перед лицом угрозы, и вновь угроза исходит от Баала, прошедшего все испытания ада, дабы поквитаться с Дарионом и лично с Биллом Гилбертом. Впрочем, сам Билл об этом не подозревает, поскольку послужив десять лет военным наставником для принцессы Амели, благополучно отбыл в другой мир, исполняя возложенную на него королем должность Искателя Миров. На его срочные поиски собирается Главный Советник короля он же известный архимаг Шивариус, но инициативу перехватывает принцесса Амели, и нырнув в открытый им портал оказывается в мире под названием Теана. Оказавшись в другом мире, Амели тут же узнает об одном местном древнем пророчестве, напрямую связанным с ней и восьмью Камнями Богов, дарующими большие силы и могущими помочь отыскать Билла Гилберта и вернуться домой. Первый камень Амели достается практически сразу, причем абсолютно бесплатно и безболезненно. Остальные приходится добывать потом и кровью своих армий, разгребая накопившиеся проблемы местных жителей.
Игровой процесс в целом остался прежним, изменилось лишь место действия. Мир Теаны представляет собой несколько континентов и ряд островов, между которыми можно свободно перемещаться при помощи Карты Быстрых Путешествий. Впрочем, предварительно необходимо обзавестись кораблем и найти навигационные карты, каждая из которых указывает местонахождение одной из локаций.
Перемещения по локальной карте также претерпели небольшие изменения. Как и Билл Гилберт по суше Амели путешествует на коне, спешиваясь лишь в подземельях (при этом проблема с обещанным доступом в некоторые особо узкие закоулки так и осталась, несмотря на стройную фигурку принцессы), но после выполнения определенного квеста ее скакун получает крылья, превращаясь в настоящего Пегаса! И хотя путешествовать между островами на нем нельзя, прохождение локаций изрядно облегчается, становясь более быстрым и удобным, не говоря уже об открывающемся доступе в ранее недосягаемые части суши. Еще одно несомненное преимущество Пегаса — это отпадающая необходимость прокладывать маршрут на узких тропках скромных по размеру локаций таким образом, чтобы избежать нежелательной встречи с вражескими отрядами. Для контроля игроков в нужных локациях (например, на острове демонов) героиню ссаживают с «Пегаса» и возможность полета над препятствиями убирается.
Новый мир во многом похож на родину Амели и населяют его в большинстве своем уже знакомые существа, но есть среди них и доселе невиданные, уникальные обитатели Теаны. К таковым относится раса болотных ящеров-динозавров, чьи представители практически все обладают одним-двумя полезными талантами и особенностями. Армия нейтралов пополнилась Демонологами, Ассасинами, Королевскими Грифонами, Троллями и Морскими Волками (новая разновидность пиратов), а в арсенале гномов появилось две механические боевые единицы: дроид Механик и дроид Страж. Остальные расы остались «при своих», однако практически все их представители подверглись небольшой корректировке характеристик, а кое-кого разработчики наградили новыми возможностями. Впрочем, некоторые возможности существ были «порезаны», изменив насущность их выбора в команду игрока. По-прежнему, самые сильные существа разных рас (и их умения) плохо сочетаются между собой, заставляя брать в команду несколько стеков интересных тварей, дающих хоть какое-то тактическое разнообразие.
Изменения в балансе игры затронули не только армии существ — это лишь верхушка айсберга. Были ослаблены наиболее мощные заклинания, исчезли некоторые «читерские» артефакты, а узкоспециализированные и оттого не очень востребованные умения заменили более универсальными и полезными, добавив заодно каждому классу по одному уникальному навыку. На смену Шкатулке Ярости пришел забавный ручной дракончик, обладающий совершенно новыми заклинаниями, но играющий ту же роль и работающий по тому же принципу, что и шкатулка. Появилась система Достижений (Achievements), благодаря которой Амели получает различные Награды (среди которых есть и одинаковые для всех классов, и уникальные) за выполнение определенных условий. Каждая такая Награда дает героине какой-либо весомый бонус, и имеет три уровня развития.
Многие артефакты, регалии, броня и оружие стали частью именных комплектов, дающих дополнительные бонусы своему владельцу. При этом любой предмет теперь можно разобрать, получив за это кристаллы магии, а из самых мощных — руны. Были добавлены новые интересные заклинания (часть из которых ранее была доступна только Духам Ярости) и совершенно новая школа магии — Магия Странствий, свитки которой нельзя переписать в книгу, а можно использовать лишь на глобальной карте. Враги научились оценивать силу персонажа и в случае расклада сил не в их пользу пытаются поскорее убраться у него с пути. Персонаж, в свою очередь, настигнув более слабого врага, может либо вступить с ним в бой, либо оставить в покое, получив за это чуть меньше опыта и денег. Из классической King`s Bounty в игру ввели систему контрактов и «охоты за головами», но в тоже время увеличили количество банальных «почтовых» квестов. Проблемы, с которыми окружающие обращаются к Амели стали чуточку серьезнее, равно как и тексты диалогов, лишившиеся изрядной доли юмора оригинальной игры. В целом можно сказать игра стала немного взрослее. На смену невестам Билла Гилберта из «Легенды», в «Принцессе» появились… нет, не женихи, но оруженосцы. Всего их семеро, и каждый, перед тем как последовать за Амели, оговаривает условия службы и величину компенсации в случае увольнения. К сожалению, количество спутников не переросло в качество, так что из семерых полезными на протяжении всей игры оказываются лишь трое-четверо.
Но все вышеуказанные изменения и нововведения мелочь, в сравнении с изрядно переработанной системой развития персонажа. В дополнении убрали ограничение на количество уровней персонажа, но ввели абсолютно линейную систему роста персонажа, лишив игрока какого-либо выбора. С каждым новым уровнем Амели обязательно получает несколько рун каждого типа и очки Лидерства согласно избранному классу и получаемому уровню (количество и того и другого после 50-го уровня замирает на одной отметке и дальше не растет). А вот максимально допустимый запас Ярости, маны и первичные атрибуты героини можно повысить только при помощи специальных игровых объектов (алтарей и т.д.) и артефактов.
Столь кардинальные изменения привели не к самым лучшим результатам. Во-первых, границы между тремя классами персонажей стали более размытыми, сделав практически невозможным создание уникального героя. Отличия классов друг от друга заключаются лишь в одном уникальном навыке и нескольких Наградах, да еще в количестве слотов для оружия, регалий и артефактов благодаря которым можно влиять на характеристики Амели. При этом прокачивать персонажа можно по любой из имеющихся веток навыков, так что необходимости в классах персонажа вообще нет. Во-вторых, в общем-то приятная возможность свободно исследовать мир привела к отсутствию четкого сценария передвижений героини по игровому миру, а это в свою очередь вылилось в отсутствие механизма регулирования силы вражеских отрядов, чья мощь растет резкими скачками, в то время как сила героини растет крайне линейно и предсказуемо. И если на первом острове где Амели оказывается по сюжету и еще хоть как-то можно заниматься постепенной и планомерной зачисткой территорий, то на любом другом острове ее поджидают отряды врага со статусом «Непобедимый», «Смертоносный» или в крайнем случае «Очень сильный», и это уже не говоря о мини-боссах которых в игре насчитывается пятеро.
Стоит ли говорить, что в такой ситуации практически каждая битва приводит к масштабным потерям и необходимости постоянно иметь достаточный запас золота для их восполнения, превращающая деньги в главный ресурс игры. На определенном этапе, при достаточной сложности игры, появляется тупиковая ситуация, когда продвижение по сюжету стопорится слишком сильными отрядами, охраняющими карты следующих локаций, а источники сильных юнитов, способных справится с противником, уже израсходованы. Впрочем, при последующих прохождениях можно уже целенаправленно спешить к местам продажи свитков «Рождение Гиганта» для пополнения армии сильнейшими существами. Но это не панацея.
Можно сказать, что тщательную проработку игрового мира, имевшую место в первой части игры, сменили на балансировку при помощи силы отрядов, охраняющих навигационные карты. Также «штучного» качества лишились и работы юмористов-сценаристов, заставлявшие ранее хохотать над именами, шутками и ситуациями случавшимися герою. Не то, чтобы это совсем пропало из игры, просто все стало реже и меньше... Не совсем хорошую службу сыграло в создании второй части и многочисленное комьюнити фанатов игры. Неоднократно пройдя игру на максимальной сложности, они внесли в коллективный разум разработчиков необходимость повышенной сложности прохождения. И трудность понимания данных разведки о «страшных» статусах отрядов противников (просто не учитывающих магические или воинские возможности героини) требует пробы каждого встречного противника «на зуб», что изрядно затягивает игру.
Ratione conclusum
Учитывая количество и качество изменений, а также масштаб игры, в лице «Принцессы в доспехах» мы получили не столько дополнение, сколько фактически продолжение «Легенды о рыцаре». Разработчиками была проведена серьезная работа над ошибками, и «Принцесса», не смотря на оставшийся неизменным геймплей, выглядит столь же свежо как и «Легенда» год назад. Играть по-прежнему интересно и увлекательно, хотя некоторые изменения пришлись весьма некстати, немного подпортив былое очарование игрой. Ждем продолжение сказки...
Опубликовано: 11.06.2009
Автор: Unseen
Соавтор(ы): Vo-13