21 November 2024, 15:25

Author Topic: Deus Ex

RPG diary

  • Sysop-In-A-Box
  • ***
  • Posts: 1992
    • RPG diary
Deus Ex
« Topic Start: 29 September 2013, 21:32 »

Deus Ex

На первый взгляд Deus Ex кажется каким-то сильно «заумным» first person shooter. Но стоит поиграть подольше, и становится очевидно – перед нами очень атмосферная ролевая игра с крайне интересным сюжетом. Игра, мимо которой не должен пройти ни ценитель хороших crpg ни любитель жанра киберпанк.

Ikarus has you...

Действие игры разворачивается в мрачном 2052 году на фоне эпидемии неизлечимой болезни под названием «Серая смерть». Лекарства от вируса нет, есть лишь синтетическая вакцина Амброзия, на короткое время останавливающая действие вируса. При этом вакцина недоступна большей части населения и предназначена в первую очередь для правящей и бизнес элиты, а также военным и ученым. Такое положение дел привело к многочисленным бунтам по всему миру и росту числа террористических организаций. Среди последних наиболее активны и известны американская National Secessionist Force (NSF) и французкая Silhouette.

Главный герой игры JC Denton (имя мы можем вписать сами) является оперативником анти-террористической организации UNATCO, чьей основной мишенью на момент начала игры являются террористы из NSF. Именно с ними связаны первые, весьма примитивные, задания которые JC получает в штабе UNATCO. Начало игры ничем особым не примечательно и не обещает никаких особых сюрпризов: первые задания по сути являют собой банальные силовые акции по устранению боевиков NSF. То, что перед нами нечто большее чем обычный шутер с возможностью прокачки персонажа становится ясно по мере развития сюжета (нещадно эксплуатирующего известные теории заговора и фигурирующие в них организации) которое не заставит себя долго ждать. На одном из очередных заданий JC неожиданно встречает своего брата, также агента UNATCO перешедшего на сторону NSF. В результате этой встречи игрок узнает, что организация на которую работает JC является не более чем одним из подразделений другой, более мощной, организации — Majestic 12, ответственной за изобретение вируса и планирующей завоевать мир, для начала объеденив Европу и сделав ее единой державой под своим контролем. Нарушить их планы стараются NSF и Silhouette, что собственно и послужило истинной причиной развернувшейся анти-террористической кампании UNATCO.

Подслушивая разговоры, читая секретные файлы, пробираясь на запретные территории и общаясь с различными npc, игрок будет постепенно узнавать подробности сюжета. Персонажу предстоит узнать правду о себе и о своем брате, об организации на которую он работал и о тех людях, которым казалось можно было доверять. А также о том, что Majectic 12 лишь одна из сторон принявших участие в борьбе за власть над миром.

Узнав часть этой правды JC покидает организацию и становится объектом охоты не только для своих бывших коллег но и интерпола и полиции, по чьим сводкам JC проходит как бандит, торговец наркотиками и убийца. Из охотника JC превращается в дичь, что очень убедительно передает атмосфера происходящего. Игра в лучших традициях остросюжетных, насыщенных экшеном, боевиков переносит игрока в центр стремительно развивающихся событий где ему не раз придется уходить от погонь и засад, проводить тайные операции и осуществлять диверсии, чтобы позже со здоровьем на один выстрел прорываться сквозь неожиданно возникающие вражеские заслоны.

Как не трудно догадаться, динамичный сюжет наложил свой отпечаток на геймплей. Основная масса игрового времени Deus Ex приходится на бои, по своей динамике напоминающие игру в Quake против «ботов». Надо заметить, «ботов» весьма шустрых и довольно неглупых (хотя не последнюю роль играют и изначальные позиции противников, различные сигнализации, и ловушки). Однако бои на открытой местности или против подавляющего числа противников JC в первую половину игры противопоказаны, поскольку с большой вероятностью заканчиваются его неминуемой гибелью. Из-за этого изрядную часть игры приходиться проходить ползая как крыса по различным трубам и канализациям, ненадолго покидая их чтобы сделать пару прицельных выстрелов в ничего не подозревающих врагов.
Противники как правило под пулями не стоят и очень лихо маневрируют, приседая и убегая из зоны обстрела. Иногда единственным вариант убить противника, это дождаться пока он начнет перезаряжать оружие. Нужно так же отдать должное умению «ботов» отыскивать персонажа среди нагромождения коридоров и лестниц, их которых состоят большинство закрытых локаций. Помогает им в этом острый слух. Шум издаваемый персонажем как и в Thief, является одним из его врагов – заслышав чьи-то шаги охрана не поленится пойти проверить в чем дело, а обнаружив персонажа многие предпочтут вначале сбегать включить сирену, и только потом вступить в огневой контакт.

Немаловажной особенностью боев Deus Ex является реализованная в игре система распределения повреждений. У каждой части тела есть свое количество хитов. Например, если персонажу снесли все хиты с обеих ног, то он будет ползать, истекая кровью. Если же снесли не все хиты, или только с одной ноги, то скорость передвижения снижается. То же касается рук, «здоровье» которых влияет на боевые качества персонажа. Вплоть до того, что оружие будет брошено, если руки будут сильно изранены. Когда уровень хитов туловища или головы, будет равным нулю, то персонаж умирает. Все то же самое касается и врагов (хотя их можно убить стреляя куда угодно) и их головы самое уязвимое место, и редко кто из них переживает два выстрела в голову, особенно с близкого расстояния. Кроме убийства, противника можно просто «вырубить», выстрелив в него «успокоительным», либо пару раз влупив полицейской дубинкой.

Отдельных слов благодарности заслуживает реализация pathfinding`а противников. За всю игру я ни разу не видел чтобы враги где-то застряли или уперлись в стенку. Они исправно обходят препятствия, выбирая при этом наикратчайший путь (с pathfinding связан один забавный и полезный глюк: иногда бегущий кратчайшим путем противник, открывает на своем пути двери, для вскрытия которых JC понадобился бы ключ или код доступа).

Что касается разнообразия противников то их не очень много. Основная масса это конечно же люди: солдаты, агенты, «люди в черном» и коммандос. В зависимости от действий игрока против JC могут выступить полицейские или простые гражданские. В остальных случаях — это бойцы различных уличных группировок, отличающихся друг от друга только одеждой.
Среди противников особая роль и внимание отведена агентам и «люди в черном». Агенты встречаются только в определенных локациях и только по сюжету, так как все они являются уникальными npc. Их можно назвать мини-боссами, поскольку противники они весьма и весьма серьезные. «Заряженные» имплантантами и хорошо вооруженные они могут в считанные секунды распотрошить JC. Что интересно, агенты остаются опасны даже после своей смерти из-за вживленной в их тело взрывчатке, детонирующей через несколько секунд после их ликвидации.
Люди в черном не столь сильны как агенты, но тоже не зря жуют свой виртуальный хлеб. Убить их сложнее чем простых боевиков или полицейских и лучшим способом сделать это максимально быстро — стрелять в голову. После смерти они как и агенты взрываются, так что задерживаться возле поверженного врага не стоит.

Кроме противников людей игроку предстоит встретить различных роботов, системы сигнализации активирующие настенные пулеметы и мутантов, созданных в ходе секретных экспериментов. Мутантов всего два вида: маленький зеленый крылатый ящер плюющийся ядовитым веществом, и большой четвероногий ящер, очень сильный но не сильно быстрый.
Из всех негуманоидов самыми «сложными» противниками являются роботы. Избавиться от них можно разными способами. Можно расстрелять из базуки или гранатомета, а можно использовать специальные гранаты, EMP или Scramble. Первая из них просто выводит из строя робота. Вторая на некоторое время сбивает ему программу, после чего он временно становится союзником персонажа.

Представленный в игре арсенал оказался на удивление еще более скромным чем разнообразие врагов. Больше всего оказалось оружия ближнего боя. К нему относятся ножи, электрошокер, полицейская дубинка (не убивает, а приводит противника в бессознательное состояние) газовый балончик (тоже не убивает) меч простой и лазерный, и даже обычная фомка. Из дальнобойных есть мини-арбалет с различными типами стрел, пистолет простой и бесшумный, автомат с подствольным гранатометом, два вида дробовиков, снайперская винтовка, плазменная винтовка, базука, огнемет и GEP (он же гранотомет, он же самое рульное ружие в игре). На мой взгляд арсенал для 2052 года весьма скуден. Небольшой компенсацией служат лишь различные типы патронов существующие почти у каждого огнестрельного оружия. Кроме этого, есть еще различные «гаджеты» для модификации оружия, ну и самое главное импланты и оружейные навыки персонажа.

Подробнее про навыки, оружие и импланты Deus Ex вы можете прочитать в этой статье.

Для того, что бы получить импланты, практически заменяющие собой в игре и броню и некоторые навыки, необходимо найти специальную канистру в которой содержаться нано-импланты (augmentation). Посмотреть какие именно импланты она содержит можно щелкнув на ней и прочитав появившуюся информацию. В одной канистре находятся два имплантанта, но установить можно только один из них. Персонаж имеет ограниченное пространство под импланты, впрочем это и неудивительно, ведь человек не резиновый. Так что придется выбирать, какие импланты жизненно необходимы, а без каких можно и обойтись. Для их установки необходимо доставить канистру надо доставить до ближайшего medical bot (кроме того, он еще лечит персонажа, полностью и безвозмездно), и он вам имплантирует то что вы выберете. Имплантам можно делать upgrade, при этом услуги medical bot уже не нужны, но найти специальные канистры содержащие upgrade не намного легче, чем найти сами канистры.

Система получения опыта порадовала отсутствием оного за убийства. Драгоценные очки выдаются только за успешные действия, при этом их количество настолько мало, что накопив энную сумму поинтов приходится долго выбирать, что именно прокачать и без чего никак не обойтись. Прокачать все и по максимуму просто невозможно.

В Deus Ex`e представлена вполне реалистичная физическая модель мира. Огонь обжигает, падение с большой высоты чревато смертью, большинство объектов можно разрушить (обломки от разрушенных объектов в скором времени исчезают) или передвинуть. Соблюдены и некоторые особенности человеческого организма. В частности, если персонаж возьмет в руки тяжелое оружие типа базуки или огнемета, то скорость его движений очень сильно упадет. Жаль только это правило не работает по отношению к тем же самым предметам находящимся непосредственно в инвентори. Впрочем, все минусы переноски тяжелого вооружения исчезают стоит только повысить навык обращения с ними. Какой уж тут реализм...

К слову, багажное отделение персонажа непривычно мало. Перед играющим не раз возникнет проблема выбора вещей для его заполнения. Лично мне, к сожалению, от многих полезных вещей приходилось отказываться. Хорошо хоть (но весьма странно), что патроны для оружия не занимают драгоценного места, а одинаковые предметы, за исключением оружия, помещаются в один слот. Если персонаж берет какое-то оружие, которое уже у него есть, то взятое просто исчезает в неизвестном направлении. И уж совсем дико, во всяком случае с точки зрения crpg, происходит «лутание» трупов. Персонаж просто выгребает из трупа все что у того есть в карманах и если у JC не хватает места в инвентори, то не поместившаяся вещь просто останется в трупе. И никакой тебе возможности взять именно то, что нужно, или даже просто посмотреть, что есть в карманах трупа. В результате часто выходит так, что взяв две абсолютно ненужные вещи, третья очень даже нужная остается нетронутой и узнать о ней можно только если успели прочитать соответствующее сообщение вверху экрана.

Что еще можно сказать про Deus Ex? Много чего. Например, что npc живут своей жизнью. Общаются, веселятся, танцуют и в большинстве случаев вполне адекватно реагируют на действия персонажа. Иногда даже более чем адекватно. Изучая штаб-квартиру UNATCO я как-то завел персонажа в женский туалет, и тут же получил от находившейся там женщины замечание. А после этого, персонаж пришедший на отчет к шефу, получил замечание относительно этого инциндента еще и от него. Таких забавных случаев достаточно много, что создает ощущение реальности происходящего. В этой игре вообще очень много мелочей, которые приятно разнообразят геймплей.

Подводя итог можно сказать, что в лице Deus Ex мы получили крайне удачный симбиоз ролевой игры с настоящим «экшеном». Эта игра сочетает в себе интересный и захватывающий сюжет, хорошо выдержанную атмосферу мрачного будущего, а также разнообразный и стремительный геймплей допускающий несколько вариантов прохождения и три возможных финала игры. И пусть многие ролевые элементы из Deus Ex были выброшены, это никоим образом не помешало игре стать крайне аддиктивным и захватывающим приключением.


Опубликовано: 05.07.2000
Автор: Unseen