21 November 2024, 13:58

Author Topic: RPG — Кино

RPG diary

  • Sysop-In-A-Box
  • ***
  • Posts: 1992
    • RPG diary
RPG — Кино
« Topic Start: 22 September 2013, 23:30 »
Наша совместная заметка не описывает какие-то конкретные фильмы которые снимаются на основе RPG игр. Это всего лишь попытка проанализировать такое явление как признаки RPG в кино, на основе уже существующих фильмов, как бы смешно это не казалось...

«Все компьютерные игры — это RPG. Просто некоторые из них — неудавшиеся RPG.» Unseen.
«Все фильмы — RPG-Кино. Просто некоторые из них - неудавшееся RPG-Кино.» Vo-13.
«Наша жизнь — RPG. Но редкий персонаж проходит ее до счастливого финала.» Warlogis.
Партия: Буратино — Thief. Некоторое время обучался у высокоуровневых коллег (Л.Алиса и К. Базилио). Используя climbing победил главного вражеского монстра (обездвижил К. Барабаса до подхода крутых файтеров П. Карло и Джузеппе). Артемон — Файтер (хотя по расе — пудель). Пьеро — Бард («Читай свои самые гадкие стишки! — Лису Алису жалко, Плачет по ней палка!»). Ну дальше можно не продолжать... Под такую базу можно подвести любое произведение искусства. Особенно картину Васнецова «3 Богатыря».
Одно слово «ролевой» уже намекает на актерство. Правда и документальный фильм может показать житие партии или героя, и стать RPG-фильмом. RPG-Кино может изобразить персонаж(и) в ограниченных пределах времени (по RPG-терминологии в пределах одного модуля), но более верно показать процесс усиления героя(-ев), «рост его уровня». А это процесс небыстрый. Вот прямое указание на телесериалы. Но почти не встретишь таких. Либо для домохозяек.

Либо... Вот смотрю на то как Малдер и Скали в очередной серии опять наступают на те же грабли. Понимаю что никогда они не станут умнее и опытнее. Не судьба. Бо «правда где-то там».

И конечно не имею в виду фильмы исключительно на фантазийные темы. Особенно большую ненависть вызывают «Конаны» и «Сони» разнообразные... Даже вспоминать их в дальнейшем не хочу.

Настоящим образцом RPG-Кино для меня стали «Вампиры» Джона Карпентера. История партии приключенцев, вычищающей гнезда вампиров, после очередного выполнения заказа, попавшей в засаду. Как выяснилось потом, выход на заказ по зачистке гнезда вампира первого поколения (если вообще не 1) дали специально, по наводке высокоуровнего клерика. Короче отец всех вампиров вырезал всю партию коготками, заодно и окружающих потаскушек. Как всегда не удалось ему поймать высокоуровневого файтера (шикарный Джеймс Вудс), который был нужен как компонент для завершения одного обряда. Оный файтер (являясь по совместительству и потомственным паладином) выскользнул из пекла, вместе с коллегой (файтер-вором, наверное) и подраненной потаскушкой-приманкой (ну нельзя Шерил Ли показывать ноги — не девочка уже, времена Twin Peaks давно прошли). На помощь выжившему воину дали молодого клерика, который оказался крепче, чем ожидалось и с честью выполнил предначертанное.

Но RPG-Кино не ограничено только историями про вампиров (особенно телесериал «Клан» никак не является таковым, скорее это «ганстерское кино»). Ради смеха можно еще вспомнить «Грязные Танцы» и некоторые др. танцевальные фильмы. Рост персонажей на лицо. И обязательно есть финальная «битва» с подлым, но высокоуровневым противником. Очень напоминает фильмы про боевые искусства. Даже старик-учитель, настоящий мастер, дарящий герою(-ям) озарение всегда присутствует. Отсюда рукой подать до «Звездных Войн». И любых RPG-фильмов со схемой «учитель-ученик», вплоть до обучения Матильды (Натали Портман) в «Леоне».

Вот классический древний «спагетти-вестерн» «Хороший, Плохой, Злой» с Клинтом Иствудом, показывает до чего могут довести противостояния алигментов высокоуровневых персонажей. Все кончается веревкой.

С трудом к RPG-Кино можно отнести военные фильмы типа «Апокалипсис Сегодня» или «Цельнометаллическая Оболочка». Да, показаны характеры и взаимоотношения в экстремальных условиях, но боевка - бессмысленность и свалка.

Многочисленные картины, связанные с ограблениями и похищениями ценностей (от «Как Украсть миллион» до «Ва-Банка») представляют собой почти готовые модули для Thief'ов. Вот идет по веренице фильмов навороченный fighter-thief Джеймс Бонд, меняя лица актеров и супертехнику, вручаемую в его разрушающие руки, но не меняя свой шарм и мачизм. А вокруг враги... враги... враги... Кто только не был на их месте!

Из линчевской «Дюны» (а из игр тем более) выкинут процесс роста Пола Муад'Диба. Очень условно показано его самоосознание себя как настоящего Квизац Хедерака. Хотя показать такое в рамках одного фильма невозможно. Первый «Горец» — в начале, обучение героя у Рамиреса. Ну это просто хорошо! А последующие серии (с притянутым за уши сюжетом) и даже телесериал с Адрианом Полом... Ну нельзя же так!

Не стоит надеяться, что «Безумный Макс» это RPG — фильм по пост-апокалиптическому миру. Уж очень однообразны боевики, где одни хорошие парни дерут задницу другим плохим парням. Низок класс этих лент. Имя им — Легион. Размеры скуки, навеянной ими — Легион. Конечно можно считать «Водный мир» пост-апокалиптическим фильмом, где обрисован сюжет одного модуля, но не хватает зарисовки процесса роста персонажей.

С киберпанком посложнее. В GURPS нет явных уровней, привязанных к набору экспы. Стало быть получил персонаж дополнительное крутое cyberware (на которое положено тратить point'ы), облегчающее жизнь — вырос в уровне. Ну прежде всего классика «Матрица» и «Джонни-Мнемоник». Хотя в сравнении с книгами Гибсона фильмы (субъективно) проигрывают («Когда смотришь фильм, то дайсы никто не кидает. А читаешь книгу — и кажется что все время кто-то дайсами шуршит.» — к.ц.). Вот в верхувеновском «Вспомнить Все» была местами неплохая чехарда с навеянными воспоминаниями. А в «Face/Off» hi-tech'овское «переселение душ» Траволты и Кейджа. Или принудительная смена алигмента в «Механическом Апельсине» Кубрика.

Кино Дальнего Востока.


Китай

Все китайское кино началось на юге, в Гонконге/Тайване/Шанхае, 30-е годы.

Первоначально это были съемки (псевдо)исторических фильмов в духе поединков в китайской опере, весьма условное размахивание саблями «Дао» и мечами. Именно в таком виде оно и перешло в фильмы-сказки, наполненные летающими даосами и румяными героями с подведенными глазами. Партийный элемент присутствует (КПК не имею в виду). Изредка два-три героя (братья, брат-сестра, воспитанники монастыря) спасаются от жестокого, стоящего высоко в иерархии (уровень?) злодея. Злодей (обычно файтер) обвешан маг. шмотками, окружен толпой охраны (гибнущей сотнями) и несколькими высокоуровневыми файтерами и магами (даосами). Как образцы вспоминаются ранние и среднего периода картины Ли Лян Чжи (нынче Джет Ли) «Боевые Искусства Шао-Линь», «Мастер Тай-Цзи», «Однажды В Китае» (сериал про клерика-файтера и партию его учеников). Окромя фильмов-боевиков по истории Китая, в которых снимались выпускники академии У-Шу (что делало картины одинаково средними), бытовали их варианты «Тихого Дона/Тени Исчезают В...».

Только в последние годы выдвинулись Чжан Имоу и Чан Кайгэ. Это качественное и умное Кино. Но увы, может являться RPG-шным лишь по соответствию историческим эпохам...

Гонконг


Оставив старую структуру кинопроизводства не тронутой революцией оставили и старые принципы цехового устоя. Старые режиссеры выхаживали таких же ремесленников, как и они сами. Практически картины не менялись до начала 70-х гг. Брюсу Ли с огромным трудом удалось произвести какие-то изменения. Конечно ошеломляющий результат западного влияния на кино Гонконга (приведший к сумасшедшим в Азии сборам), отнесли только на харизматичность главного актера. Просто он был первым... Именно он и снял сливки со знакомства Запада с У-Шу. И его закат был закатом этой оттепели. Все вернулось на круги своя... Образцы этого «творчества» неоднократно лицезрелись в любимой одним местным телеканалом рубрике «Золотой Век Кунг-Фу» (правильно гунфу). Все пришлось начинать сначала. Молодым «опереточникам» Джеки Чану и Само Хунгу, перекачанному Боло Йену... Про себя Джеки Чан снял немало документальных фильмов, которые являются гордостью и отрадой его многочисленных фан-клубов.

Я же смотрю «Пьяный Мастер 2» или «Городской Охотник» в который раз... И удивляюсь, и понимаю, что все это изумительное искусство не нужно ни фанам (кроме отдельных), ни в Америке (куда давно перебрались все), ни у нас. Ни-ко-му. Всем нужны боевики, где много ездят на дорогих (рекламируемых т.о.) машинах и стреляют из пистолетов. Где нет ни капли RPG — Кино. Хотя Само Хунг ведет в США сериал «Закон Боевых Искусств», но уверен, что это никогда не переплюнет «Шанхайского Экспресса» или «Привидения». А старый высушенный Боло Йен не собирается объяснять в третьесортных боевиках почему он дерется как требуют «режиссеры», вместе со своими друзьями каратэ'ками, а в жизни продолжает практиковать Тай-Цзи. Ну и «рабочая лошадка» Гонконга Чоу Юн Фат, воплотивший образ современного Thief'a. Красавец в длинном черном плаще, с зубочисткой в уголке рта. Эти 2 пистолета, в горизонтальной плоскости — Тарантино отдыхает! Юн Фат настоящий «Бог Азартных Игроков»!

Ну что еще. Есть список в 68 классических фильмов и его создатели — режиссеры, среди которых Вон Кар Вай, Цуй Харк, Джон Ву и др... Теперь Гонконг — китайский город. Половина его жителей — в Америке и Канаде. Что дальше?

Япония.


Страна победившего дзен и восходящего ... киберпанка. Благодатнейшая для RPG — Кино эпоха — становление и расцвет сегуната. Эти идеальные файтеры — самураи! Идеальные ассассины — нинь-цзя! Есть и клерики — дзенские монахи. Магию нинь-цзя тоже можно пришить. А вот хороших фильмов на эту тему — мало. Жанр «кэнгэки» постепенно сдыхает...

«Сегун». Книгу не читал. Но сериал смотрел. Интерес вызывает, но очень слабая вещь. А причина в том, что это СОЗНАТЕЛЬНО СДЕЛАННЫЙ ВЗГЛЯД ЕВРОПЕЙЦА. Этот (по идее) отстраненный и трезвый взгляд привел к тому, что ни главный герой, ни авторы книги/сериала не понимают сути происходящего. В результате «Сегун» максимально адаптирован для взгляда европейца (и уж американца). В этом коренное отличие от японской точки зрения. Лучшим киносериалом пока остается «История Одинокого Волка» (называемый у нас «Палач Сегуна / Убийца Шогана»). Лучшие части 1-2. Настоящий Дух! В картине необычная партия — отец и сын. Высокоуровневый файтер и младенец в люльке! Это (скорее GURPS'овская — «иждевенцы») нагрузка на Воина, что бы создавать ему проблемы. Хотя в особо критических ситуациях маленький Дайогоро выручает Одинокого Волка. И никаких сомнений - если я встречу на природе гору трупов с отрезанными конечностями, то пожав плечами просто хмыкну: «Это Огами Ито тренировался».

Но даже этот идеализированный взгляд далек от реальности — это соц. заказ японского самоосознания.

Куросава прекрасный творец кино! Этот старик перед смертью обрел столь тонкое чувство красоты что... И идеальная партия в «Семи Самураях»... Но его самурайские фильмы — это взгляд на проблему с другой стороны. Взгляд запуганного крестьянина, который ожидает от каждого самурая «пробы меча». Взгляд торговца, смеющегося над ронином, умирающим с голода... Взгляд на разбойника и труса, перепоясанного катаной-то. И большей частью этот взгляд верен. Не многие самураи были достойны своего звания...

Один мой друг дочитался сборников самурайских документов до полного неприятия этой идеи. Все дело в этом... Ну в этом... В закрепленном кодексом гомосексуализме. Истинные любовные и преданные отношения между самураем и его господином строились на сексе. Потому отвага самураев, защищающих господина недалека от отваги всевозможных «священных отрядов». :facepalm:

Через такую призму и надо бы смотреть на это...

Вот древний, популярный у отцов, «Гений Дзю-До» показал весь процесс становления мастера. То же и в длиннючем «Самурае» (фильм про Миямото Мусаси) — герой простой хулиган-крестьянин в начале, и мастер дзен, способный убить тренировочным деревянным бокеном противника, в конце. Все эти (и многие др.) фильмы связаны личностью главного актера Тосиро Мифунэ — прекрасного мастера своего дела. Именно он научил Запад тонким и отрешенным чувствам самурая...
Анимэ. Явный RPG-жанр. Что уже отражено в серии FF. Я этого не понимаю. Когда японцы научатся делать в рамках этого стиля кино а не мультфильмы, посмотрим...


Ну что же, вот Вы и ознакомились с точкой зрения Vo-13 на такое явление как RPG — Кино. Теперь и я хочу написать пару строк на эту интересную тему...

Начну пожалуй с того, что и в фильмах, и в RPG играх есть одна общая черта — это отыгрывание роли. В зависимости от того как ты это сделаешь (либо как сделает актер в фильме) и зависит успех и интерес фильма или отыгранного модуля. Вы никогда не видели интервью с режиссерами популярных фильмов? Когда они рассказывают: «Я посмотрел на ...... и понял, вот кто должен сыграть главного персонажа, эта роль была создана для него...» и т.д. а потом этот актер делится впечатлениями и рассказывает, что это была его лучшая роль, и он играл в этом фильме самого себя,  очень похоже на RPG, где мы выбираем себе персонажа не просто так, а полагаясь на какие то свои принципы и взгляды на жизнь, пытаясь создать свое второе, виртуальное, Я (это конечно если не манчкинствовать) ... вот и получается, что, садясь играть, мы выбираем себе чара «под себя», выполняя таким образом роль режиссера и актера одновременно.

Довольно много сходств с RPG играми. К сожалению в компьютерных (в силу многих обстоятельств) RPG часто отыгрываются боевые модули, а не общая роль, ну да не про это сейчас речь.

Итак, RPG — Кино, возможно ли это? Вполне, например берем такой сериал как «Скользящие», что мы там увидим... А увидим мы там стандартную партию из 4 чаров, 3 из которых являются мультиклассовыми с сильной прокачкой интеллекта и мудрости, а четвертый это бард, который ближе к концу сериала дуалится в файтера. Так же мы видим, что у партии есть одна главная цель, но как они ее пытаются достичь, это что-то, из-за ошибки главного героя они вынуждены «скользить» по разным измерениям, и что самое главное почти в каждом из этих параллельных миров они должны отыгрывать ту или иную роль, для того чтобы выжить или добиться нужного результата, от того как они отыграют эту роль и зависит успех их очередного приключения. Также на лицо рост персонажей, это уже не те ламеры, которыми они были в начале своего пути. А миры ? Тут Вам все что захотите: от высокотехнологических до отсталых и использующих магию, и почти в каждом есть их двойники, чью роль иногда необходимо сыграть, а иногда надо просто крушить все на своем пути т.е. Hack&Slash, пытаясь вырваться из этого мира, вот уж где необходимы все их скиллы для того, что-бы выжить или совершить побег из данного мира, а главное, не последнюю роль играет их харизма, уровень интеллекта и элаймент в общем на использование тех скиллов и природных данных которым так мало уделяют внимания в RPG играх. Отношение между партийцами тоже весьма интересны, все в принципе NG, но иногда их элайменты меняются в основном от обстановки, но иногда и под влиянием скажем так «магии», и тогда милое дело смотреть как они чуть ли не глотки друг другу режут, так что скорее они CN.

Вот это в принципе и есть настоящий RPG фильм, по которому запросто можно делать игры, правда игра уже есть, она on-line и позволяет Вам отыгрывать разные эпизоды (модули) из фильма. Вот на примере сериала мы поняли, что может связывать такие две плоскости как RPG и фильмы, хотя пожалуй одним из главных связующих является наша жизнь, ведь что такое RPG, это отражение нашей жизни, а что такое фильм... я думаю что мысль можно не продолжать.

Теперь немножко о существующих фильмах, возьмем фильм, который создали по мотивам игры «Mortal Kombat», чем была игра? Мордобитием, а вот фильм получился почти RPG, партия файтеров / магов против главного злодея и его партии, причем у каждого чара были свои причины вступить в команду.

Так что выходит, если смотреть фильм не просто так, а пропустив его через «призму RPG» то получиться, что 90% фильмов есть RPG. Возьмем боевик, главный герой в одиночку расправляется с мафией. Посмотрели, прикинули и поняли, дык это же модуль для высоуровнего файтера или на крайняк мультиклассового чара. Да что там модуль, посмотришь такой фильм и сразу вспоминаешь Fallout.

Фильм «От Заката до Рассвета», смотрим, что мы имеем, двух файтеров, клерика и некую обузу, которая оказывается полезной + присоединение (правда не надолго) еще двух файтеров. А такие фильмы как «Властелин Вселенной», «Хакеры» и «Нирвана», а сериал «Солдаты удачи», список можно продолжать, но не имеет смысла, в каждом из этих фильмов мы видим те элементы, которые мы называем элементами RPG. Но это не просто элементы, это и есть RPG... это RPG - Кино... просто не всегда удавшееся, как сказал Vo-13. Вот было бы интересно, как бы выглядело прохождение модуля в настолке, только снятое на пленку, и персонажи были бы заменены на профессиональных «ролевиков» (т.е. актеров) + вложены изрядные деньги на спецэффекты... думаю такие фильмы были бы претендентами на «Оскар», да и чего уж там, явно бы его получили. Единственное что мне не нравится, так это то что в фильмах один герой валит врагов сотнями, при этом выходит из боя без царапинки и с голливудской улыбкой на устах, но это уже чисто киношные приколы, которые мне наверное не понять, в конце концов если бы он был dwarf-fighter тогда еще ладно, но так...
Ну вот я и закончил, получилось меньше чем у Vo-13, но надеюсь что я смог передать Вам свои мысли на тему RPG — Кино.


В принципе, я согласен с Unseen-ом и Vo-13, но хочу лишь добавить, что вся наша жизнь является RPG, а кино - лишь способ отображения жизни через причудливо вывернутые желания режиссеров и сценаристов. С этой точки зрения величайшим DM-ом можно считать Бога, при этом процесс формирования перса происходит во время прохождения — приобретение навыков, рост опыта, изменение основных показателей и т.д.

Теперь вернемся к кино. Почему-то выше почти не приведены примеры отечественных фильмов/сериалов (имеется в виду советских, а потом уже СНГ-овких).

Первый фильм, о котором я навскидку вспомнил - «Как закалялась сталь». Партия начинающих комсомольцев оказывается в трудных условиях — им мешают различная ивельная контра, боги и могущественные маги (первые портят погоду, а вторые затмевают разум комсомольцев, посылая их на строительные работы). Судя по всему, наиболее подходящая им раса — дварфы, класс какой-то небоевой, но навыки у них растут не по дням, а по ночам, и в первую очередь способности в заклинаниях типа «Charm», «Dire Charm», «Hypnotism», «Change Self», «Friends», «Know Alignment» и т.д., т.е. ребята скорее всего являются мультиклассовыми, а опыт приходит как в классе мага-специалиста (энчантера), так и в классе воина (махание кирками и боевки подручными средствами с вышеуказанной контрой).

«Чапаев». Fallout с ограничением на оружие до 1918 года. Имеется главный герой Чапаев (Charisma 10, Intellengence 4, Melee, Big Guns), основной помощник Петька (Intellengence 2, Small Guns, Big Guns), замполит Фурманов (Intellengence 10, Strength 3, Speech, Science) и Анка (Intellengence отсутствует, Sex Anti-Appeal, Big Guns ++). Понимание основного квеста не совсем четкое, погоня за дополнительными квестами (а также их выдумывание). Стратегическое планирование боевок производится на уровне торгующих овощами бабок. Сами боевки смотрятся неслабо, немного изумляет попытки врага производить психическую атаку (существа с низким интеллектом не подвержены иллюзиям высших уровней).

«Семнадцать мгновений весны». Готовый модуль для высокоинтеллектуального вора. Боевки минимальны, скиллы класса перса многочисленны и максимально развиты. Имеет явный дуализм в сторону мага-специалиста (энчантера). Чармит по-черному.

«Щит и меч». Еще один модуль для hi-tech thief-a. Классический рост перса начиная от рядового вора и заканчивая мастером гильдии.
«Белое солнце пустыни». Сухов — паладин 15-го уровня, гарем — нагрузка, Петруха - несостоявшийся ученик. В конце модуля — триумф одинокого рыцаря Добра над Злом.

«Место встречи изменить нельзя». Учитель - опытный файтер/вор Глеб Жиглов (CN) и его ученик, паладин Владимир Шарапов (до павшего осталось совсем чуть-чуть). Количество ивельных NPC и врагов просто чудовищно, опыт немеряный, защита от Зла постоянна и непробиваема.

Цикл про Резидента («Ошибка резидента», «Судьба резидента» и т.д.). Отличный модуль для вора. Редкая для RPG смена мировоззрения по ходу прохождения, тонкое балансирование между Силами.

«Следствие ведут ЗнаТоКи». Знаменский явно тянет на паладина, Томин — скорее воин/вор, Кибрит — клерик/маг. Ярко выражен рост персонажей как в иерархии общества (лейтенант-капитан-майор …), так и в основных навыках. Немеряно вырастает мудрость, а от нее и знание.

«Гостья из будущего». Явный пример hi-tech GURPS. Рост персонажей сразу не виден, выражен в приобретении жизненных навыков и знания своего будущего (Одно из индийских проклятий: «Чтобы ты знал день своей смерти»).
«Улицы разбитых фонарей» («Менты»). Наиболее яркий пример современного RPG. Компания хаотично-добрых файтеров методично выносит все новое и новое Зло. Пытаются быть паладинами, но видимо, не судьба. Явный перевес силы и телосложения над интеллектом и харизмой. Хотя Ларин спасает положение. Остальные берут мудростью.
Вот, собственно говоря, и все. Правда, появилась идея, что все вышеперечисленное можно отнести к симуляторам. Но это уже другая тема.

Опубликовано: 08.06.2000
Автор: Vo-13
Соавтор(ы): Unseen, Warlogis