Matrix — another term for the global computer network. (С. Джексон «GURPS Cyberpunk»)
«Что такое Матрица?»... И обратил я внимание, что ни одна статья или заметка о фильме не может обойтись без этой фразы. Скорее всего потому, что именно этот вопрос в картине является побуждающим для главного героя Нео. Он вынесен в рекламные слоганы на афишах и даже в сетевой адрес сайта, посвящённого фильму.
Да какая разница что такое матрица! В конце концов это фильм. Братья Вачовски сделали коктейль. Очень хороший, добротный, тщательно взбитый. Но увы нет в нём благородной выдержки и первозданной чистоты продукта. За предыдущую работу «Связь» им просто дали деньги, которыми те с толком и умом воспользовались.
Итак. Где-то 2199 год. Компьютерный разум, окончательно и бесповоротно победивший человечество, снабжённый армией кибернетических помощников, выращивает людей, превращая их в ... батарейки. Дескать, люди сами виноваты в том, что оставили роботов, перешедших на фотоэлектричество, без солнечного света. Противостоят этому Искусственному Интеллекту остатки «Полиции Тьюринга» — жители подземного города — последнего поселения людей, не живущих в банках с розовым гелем для волос в навеянных Матрицей снах. Что-то мне это напоминает. А! Ну да, это типичный бред в духе великого фантаста всех времён и народов Килгора Траута. До такого маразма додуматься трудно любому человеку, который может связать в узелок два конца тонкой нити здравого смысла. И что, вся истерика вокруг фильма — дутый пузырь?
Нет... Всё не так запущено как кажется на первый взгляд.
Просто Орёл наделяет рождающиеся существа энергией осознания для того, что бы те, набравшись впечатлений жизни повысили бы своё кач-во энергии осознания, которое станет пищей Орла...
Одним из доказательств того что братья Вачовски использовали мысли из Кастанедовских «Дара Орла» и «Огня Изнутри» служит то, что на допросе Морфиуса, Агент Смит сообщает главарю отряда совершенно ненужные (для любого AI) подробности создания первого варианта Матрицы, где все были счастливы. По версии Агента Смита отсутствие страдания в мире первой Матрицы приводило к «низкому кач-ву батареек». И только имитация «рассвета Вашей цивилизации», наполненная болью и страхом, дала нужное сочетание... Или, говоря другими словами, кач-во осознания имеет значение для Орла. Это пища для него более деликатесна.
Теперь уйдя от энергетическо-магических обоснований, вернусь к «здравому смыслу». И новые вопросы... Зачем AI содержать армию поедающих энергию роботов, если весь урожай энергии уходит на их содержание? Не проще ли ему будет сосредоточится на том, чтобы «Тучи развести руками», найти источники энергии для питания самого себя и замкнуться в себе, уничтожив как людей-«придатков», так и многочисленных слуг. Для войны и экспансии это всё имеет какой-то смысл, но в целом создаётся ощущение что авторы сценария (те же братья) подошли к AI весьма шаблонно, наделив его страстями, глупостью и неинтеллектуальностью человека. Создав очередного всемогущего злодея, обречённого на провал. Неужели никто из них никогда не читал «100 правил Злого Властелина»?
Вот совсем я не понимаю смысла сравнения Нео с JC. Почему? Из-за того что он «избранный»? Дык, почему героя Fallout 2, который тоже вроде Chosen One, не пытаются записать в Иисусы? А может потому что героиня, поцелуем оживившая «Спящую Красавицу» Нео (кстати, весьма затасканный вариант сюжета, носит имя Тринити (Троица)? Не знаю, для меня это не аргументы...
Итак, имеется два варианта восприятия Матрицы в картине. Один — полное восприятие мира, нарисованного виртуальностью, как реально существующего. Это принудительное восприятие, сродни действию лукьяненковской «Дип-Программы», с разницей в том, что у попавшего в Матрицу нет осознания того что этот мир иллюзорен. Второй вариант (в конце фильма) — видение Матрицы в гибсоновском смысле, как звёздных скоплений данных, взгляд «дайвера». Что является реальным, дающим безграничные возможности герою и определяющим направление грядущих сиквелов «Матрицы».
Соответствие традиции киберпанка. Есть такое дело. Правда не всегда киберпанковый нетранер умирает от вынутого киберджека. И никто не привязан к телефону-автомату для выхода из виртуальности. Но тогда и проблем в картине не было бы. Пришлось бы братьям-сценаристам головой работать. А не хочется. Легче парить по ушам молодым обывателям про страшных агентов, добрых террористов и расстрел телефонных автоматов.
Боевик? Да, экшн. Дорогой выделки. Первая ласточка новых веяний. Западное кач-во съёмки на восточную скорость и технику. Конечно, в сравнение с предыдущими работами постановщика боёв Йен Во Пинга («Мастер Тай-Цзи», «Кулак Легенды», «Однажды В Китае») не идёт (Ли Лян Чжи всё-таки очень классный) — очень медленные и не имеющие поставленной конечной фазы ударов Ривз и Фишборн (Керри-Энн Мосс получше, но чуть-чуть). Но всё же это очень хорошее зрелище. На фоне тормознутых/дуболомных ударов агентов Матрицы, слова Нео «I Know Kung-Fu!» почти не вызывают улыбки.
Стрельба по амбидекстре. Так и вспоминается Чоу Юн Фат. И плащик такой-же. Ну ОЧЕНЬ красиво! Насилие в стиле «манга». И ещё вспоминаются «Патруль Времени», «Терминатор 2»...
Фильм удался. И ощущения что нас обманули нет. Ну почти нет... Самую чуточку...
Vo-13Комментарий киноведа
Тенденция, однако. Последнее время дорогое кино снимают антибуржуазным, левацким, называйте как хотите, но этот протест против тупого существования в развитом капиталистическом обществе, вышел за рамки арт-кино (фестивального кино).
Когда Ларс Фон Триер снял «Идиотов», то прикрываясь «Догмой» исполнил кино по-европейски дешевое и пространственно плоское. В его фильме реальность настолько же лжива как и у Вачовски. Но этот тупик реальности все же имеет один выход — назад. Идиотизм, спасший героиню, выражался попыткой смещения сознания в наивную сферу детского восприятия мира. Шведский «Fucking Amal» о свободе личной, наступившей после (или благодаря) мелкой тирании массива окружающих людей, живущих в самом Fucking городе мира.
Все эти отнюдь не фантастические фильмы утверждают: «С этой гребаной реальностью нужно что-то делать. Не получится изменить ее, изменим ее восприятие, изменим себя».
Вспомните бесконечные фильмы о сети и ее Героях Глобального Союза — хакерах. Вполне отчетливая позиция хакеров по отношению к матценностям/деньгам и реальная оппозиция к существующей власти переводит радикальную молодежь из лагеря наземного терроризма (с обязательным ощущением общности идеи и присутствием единомышленников), в категорию виртуальных одиночек, плюющих с парапета на все, включая идеи и государство. Но, парадокс новой нетовской эры заключается, как раз, в потакании видимости независимости пользователя. Эти фильмы, с доисторической компьютерной графикой, забитые под завязку путешествиями по «прохладным глубинам глобальной сети Интернет» /(с) С.Баженова/, вырисовывают образ тщедушного, с печатью ума на лице и с глазами, полными информации, героя. Хакер стал попсовым персонажем. До всех деревень дошло, что хакер, рэйв, наркотики — это модно. А секс уже нет, т.к. — net.
Будучи молодой, я смотрела доперестроечные сюжеты из коммунистической программы «Время» об ужасах загнивания капиталистического общества. И только теперь понимаю, насколько бездарны были наши журналисты в его отображении. То как интерпретируют реальность талантливые работники ненашего идеологического фронта братья Вачовски, может послужить образцом для доведения необходимых установок до ума массового зрителя. Манипулирование сознанием зрителя, на этот раз для достижения коммерческих целей, неприятным постпросмотровым холодом докатилось до моего, поначалу полностью отдавшемуся фильму рассудка. Стало выгодно делать кино, якобы (жанр ведь фантастический) открывающее глаза на реальное положение вещей в сегодняшнем мире. Весь анти-посыл разбивается о высокотехнологичные съемки, создание суперпопулярных персонажей. Братья старались и сочиняли историю эскейпизма от человеческой матрицы. Но сделали все по ее законам. Отсюда коммерческий успех и зрительское поклонение фильму. Бунтари одеты по последней моде, их имидж бесконечно продуман. Далее послефильмовая продажа сопутствующих товаров. Одежда, очки... Уверяю вас, деньги подняты на этом немалые. Девушки хотят походить на Тринити и хотят Ривза. Юноши хотят быть похожими на Нео (в плаще) и хотят Тринити (как прыгает! как машет ногами!).
Мысли о свободе удел немногих. Мне кажется, что не это причина популярности фильма. «Короче, ну там, такие, съемки, этот чувак такой навороченный, дерется, стреляет, апгрейдится в общем». В результате получается противоречие: утверждение фильма о, мягко говоря, скептическом отношении ко всему навязываемому апеллирует к оказываемому воздействию на зрителя. Он (зритель) оказывается таким же образом обработан и внушаем, как и те безликие толпы на улицах «Матрицы».
Лично мне фильм очень понравился. Думать, на самом деле, нужно меньше.
Хотелось сказать о восприятии «Матрицы» в кинотеатре. Такого ощущения ранее я не испытывала никогда. Меня крепко «зацепили» не сюжетные моменты, а визуальные. Это меня и смущает. Возможно, Вачовски с таким же драйвом снимут рекламу или дурной фантастический боевик. «No Matrix». Разум хочет честных фильмов, а тело требует продолжения.
Опубликовано: 29.08.1999
Автор: Vo-13
Соавтор(ы): Ирина Богдан