Эти советы и некоторые размышления, ни в коем случае не претендуют на роль единственно верных и исчерпывающих. В основном эта статья рассчитана на начинающих, или же на тех, кто что-то пропустил в игре, или в чем-то не до конца разобрался.
Магические книги повышающие основные характеристики
Начну с наболевшего (у меня), в Baldur`s Gate существуют некоторые волшебные книжки (manual`ы), которые дают +1 к базовым характеристикам персонажа. Некоторые, кто знает про эти книги, думают что этих книжек шесть (str, dex, int, wis, cha, con.) Но на самом деле книжек семь, хотя седьмая всего лишь еще одна книга +1 wisdom, но ее ценность от этого не снижается (ведь зная это, можно уже более выгодно сгенерить персонажа в самом начале). Но прежде чем рассказать, где находится седьмая книга (а вернее как ее взять), я расскажу что мне известно про 6 остальных.
Gnoll Fortress — перейдите мост (огров лучше завалить, у одного из них есть классные gauntless of dexterity поднимающие базовый dex до 18 (!!), даже если до этого он у вас был допустим всего лишь 9, и идете вниз, там в одной из пещер (кажется в средней), в ящике лежит книга +1 charisma
Lighthouse — в пещере которую охраняют сирены, лежит книга +1 constitution.
Candlekeep — Книги +1 wisdom и +1 strenght можно найти в катакомбах под Candlekeep. Вас туда телепортируют из тюрьмы. Внимательно облазьте катакомбы, книги находятся в концах коридоров, одну из них охраняют Phase Spider в количестве 6 штук (или меньше) + разные ловушки как в коридоре так и в помещении с книгой, вторая книга находиться только под охраной ловушек. Не забудьте прихватить свиток или заучить заклинание Knock, оно вам может понадобиться при открытии ящиков с книгами.
Baldur Gate — Еще три книги, в доме мага Ramazith (примерно в центре города, длинный шпиль) на последнем этаже в одном из книжных шкафчиков вы сможете найти книгу +1 intelligence. А +1 dexterity находится в Thiefs Guild, в бочке, рядом с девушкой по имени Black Lily.
Книга +1 wisdom (вторая !!!) является заданием квеста, который можно получить возле шатра The Fortune Teller (где-то в центре города, посмотрите по общей карте), Если вы войдете в шатер и поговорите с предсказателем, а потом выйдете, к вам на выходе подойдет человек который захочет с вами поговорить (в принципе заходить в шатер не обязательно, можно сначала раскрыть планы Sarevok`a, а потом идти к шатрам). Внимательно его выслушайте и соглашайтесь на квест. Он скажет вам, что вы отравлены и у вас есть 10 дней до того как яд убьет вас, у него же есть противоядие, но он его вам не даст, пока вы ему не поможете избавиться от своих болячек. Все это оказалось конкретной хреновиной. И хотя персонаж действительно отравлен, но антидот который он вам потом даст является простым противоядием которое можно купить почти в каждом храме (вполне возможно что и в любом храме вас смогут вылечить от этого яда). Я этого естественно не знал, но так получилось что я обыгрывал этот момент 2 раза. Во второй раз, сразу после разговора, я дал персонажу обычный антидот (правда не в зеленной бутылке, а чуть получше, в длинной фиолетовой но в принципе это одно и то же) и сразу пошел в таверну на отдых. После отдыха у меня не появилось сообщения, что персонаж действительно отравлен, а это значит, что я вылечился и при чем довольно быстро и просто (если после разговора не лечиться и сразу пойти в таверну спать то после пробуждения появится сообщение, что персонаж плохо себя чувствует и видимо тот человек был прав насчет яда). Так вот в ходе выполнения квеста у вас появится вторая книга +1 wisdom, вы можете ее идентифицировать и использовать (я этого не сделал), а можете довести выполнение квеста до конца, после чего вы останетесь без книги, но поможете тому человеку и получите первую половину противоядия. За второй половиной противоядия он отправит персонажа к человеку по имени Marek, который свою очередь поведет себя весьма агрессивно. Убив его вы получите экспы и вещичек среди которых есть бутылочка с противоядием то же зеленого цвета, но в отличие от обычных противоядий ее хватает на 10 использований, так что выбор за вами, либо еще +1 wisdom либо вещички и экспа...
С книгами/manual`ами вроде все.
Главный персонаж и состав партии
Это как говорится по вкусу, могу лишь сказать, что магом проходить очень тяжело, в ввиду его физической немощи и ограниченности в заклинаниях в самом начале игры. Бытует мнение, что в add-on`е где можно будет прокачать персонажа выше чем 7-8 уровень, пользы от мага будет больше, но... так это будет или нет мы не знаем. Я лично посоветовал бы брать либо паладина либо бойца, но опять же на вкус и цвет товарищей нет. Возможно будет лучше взять multi-классового героя. Правда не стоит забывать, что опыт будет распределяться равномерно по обоим классам, и если у вас будет команда из шести человек, да и еще с несколькими «мультиками», то прокачка героев займет больше времени чем в обычной партии, но с другой стороны в будущем это «размазывание» опыта себя оправдает.
Что касается набора NPC по дороге и общий состав партии, то это в принципе тоже на любителя. Например, некоторые вначале берут Imoen, а потом заменяют ее на кого-нибудь другого, лично я, когда первый раз играл в Baldur`s, прошел всю игру с Imoen, и не жалею (второй раз я проходил без нее и тоже почти не жалел), в конце игры у нее был 8 уровень + всегда есть возможность ее продуалить, да и хороший вор с backstabx3 никогда не бывает лишним (особенно если ей еще одеть Boots of Speed, Cloack of Non Detection и Ring of Invisibility). В игре довольно много NPC, которых можно присоединить к команде, правда некоторые соглашаются вступить в вашу команду только при определенных условиях, например обязательное присутствие в команде какого-то NPC (или обязательное его отсутствие), обязательное выполнение квеста, или путешествие в определенное место и т.д.
Кстати NPC, при их присоединении к команде, имеют обычно такой-же или почти такой-же уровень что и ваш персонаж. Например, если в Friendly Arm Inn не говорить с Khalid и Jaheira, а прийти за ними имея за плечами 5-6 уровень, то после их присоединения к вам у них будет примерно тот-же уровень, c одной стороны очень удобно, а с другой не очень, так как вы не сможете сами контролировать на какое умение отдавать звезды, да и к тому же эти звезды выпадают редко. С этими звездами вообще непонятно, это или как дайсы кинутся или через каждые 2 уровня их дают, не знаю. Только не забывайте, единожды поговорив с каким либо NPC, и не взяв его в команду, рассчитывая вернуться за ним позже вы обнаружите, что персонаж за это время не прокачался, поэтому никаких разговоров, вернее лучше использовать следующую схему: при виде NPC, сохраниться и поговорить с ним (взять в команду) чтобы посмотреть что он из себя представляет и если он сейчас не нужен, вернуться в сохранение и не начинать с ним разговор, пока не придет его время.
Состав команды можно менять в зависимости от сложившейся ситуации, каких либо потребностей в той или иной области, или просто для разнообразия и т.д. Если к вашей команде присоединяются друзья (два NPC которые друг без друга не могут) один из которых вам не нужен, то сделайте так, чтобы его убили в каком-нибудь сражении. Таким образом, вы оставите в команде его друга и освободите место для какого-нибудь другого NPC, который вам будет нужен. Если просто выгнать одного из «друзей», то второй уйдет вместе с ним.
К концу первого прохождения игры в составе моей партии были: Imoen (thief), Khalid (fighter), Jaheira (druid \ fighter), Dynaheir (specialist mage \ invoker), Kivan (ranger) и я сам (fighter). При этом, на протяжении почти всей игры, у меня была только одна свободная вакансия, которую я постоянно хотел занять магом, в итоге этим магом стала Dynaheir, остальные встречающиеся маги IMHO ничего особенного из себя не представляли. Остальные члены команды были со мной от самого начала до самого конца, а значит вышеприведенной командой пройти игру точно возможно.
Немножко о классах и персонажах
Fighter — (Khalid, Jaheira и мой главный персонаж). После прокачки становились той силой, которая всегда вступает в бой, когда заклинания и стрелы исчерпаны. Хотя, честно говоря, я их просто напускал на врагов (себя и Khalid`а, Jaheira была в резерве) и смотрел чем все это закончится. Если я видел, что исход битвы не в мою пользу, тогда подключалась Jaheira, которая помогала тому кто в этом нуждался (кастовала что-то лечащее, или атаковала противника).
Druid — (Jaheira) Выполняла роль медработника, а также навешивала полезные заклинания на команду, при надобности использовалась как боец, хороша в обращении с пращой. У друидов есть возможность получить бонус (special ability) превращения в разных животных. Но к тому времени когда он появился, особой нужды я в нем не видел. На ее месте может быть кто угодно, например Branwen.
Thief — (Imoen) Нужная девушка, особенно в начале, когда надо обогащаться за чужой счет с помощью удачных взломов. Также не стоит забывать возможность Hide in Shadow. Хороша в обращении с луком, различным метательным оружием и короткими мечами. При удачном backstabs отнимает у врага довольно много HP. Хотя я думаю, что на ее место можно было бы взять любого другого вора, но учитывая что Imoen была самым первым NPC, желающим присоединиться ко мне, то я ее оставил в команде, жалко ее было выкидывать. Кстати к концу игры она была прокачана до 8 уровня (остальные максимум до 7, остальное обещают в add-on`е).
Mage/Invoker — (Dynaheir) Сделал ей неплохой Armor Class (что очень трудно но возможно), правильно подбирал заклинания для запоминания, и в итоге получал оружие дальнего и мощного поражения + магическая поддержка оборонительного характера. Также снабдил ее разными wand`s, а особенно Wand of Fire. Кстати, в основном благодаря ей я выиграл финальную битву. Если вам нужен в команду маг то IMHO пусть это будет specialist/invoker или specialist/conjurer, не пожалеете.
Ranger — (Minsc, Kivan) Ну не знаю, в принципе появляется special ability (У Kivan`a — charm animal, у Minsc`a — Berserk и еще что-то...), хорош в обращении с луком и\или арбалетом (смотря как звезды распределите), есть возможность становиться невидимым (Hide in Shadow), а так в принципе, вроде ничего особенного. Можно взять Minsc`а, он достаточно крут, почти ни чем не уступает продвинутому fighter`у. А можно и вообще без рэйнджера обойтись, заменив его допустим на еще одного мага. Хотя все зависит от тактики которую вы захотите использовать, но об этом ниже. А если сильно хочется рэйнджера то берите Minsc`a, он все таки получше Kivan`a. Когда я проходил игру второй раз, то у меня в команде были оба.
Своего главного персонажа я вам настоятельно советую генерить как fighter`a или как multi class — fighter/thief или fighter/mage, fighter/еще кто-то. Только не выбирайте себе просто мага, если сильно хочется, то пусть он лучше будет fighter/mage, и лучше чтобы он был эльфом. Маг полностью зависит от своих спутников, без которых представляет собой овцу в вольере у тигра. Маги низких уровней по своей природе (в AD&D) очень слабые и хлипкие, сами за себя постоять не могут. Также не могут носить нормальных доспехов и нормального оружия, в связи с чем очень уязвимы. Когда у них заканчиваются заклинания, представляют собой 100% пушечное мясо. Несмотря на все вышенаписанное желательно иметь в партии хотя-бы одного мага.
О разных тактиках боя (которым я для удобства дал названия)
«Бег по кругу» — один персонаж бегает вокруг крутого монстра, а остальные, пока монстр отвлекается, потихоньку его забивают (издалека и луками). Но бегать именно по кругу не обязательно. Достаточно навесить на «бегуна» заклинание Haste или дать ему выпить Oil of Speed (а лучше найти и одеть Boots of Speed), после чего он будет бегать и отвлекать монстра пока остальная команда будет его убивать.
«Тупик» — сдерживаете своими воинами (или другими «крутыми персонажами») толпу монстров в каком нибудь узком месте (где больше двух не пройдут) в это время остальные члены команды закидывают врага заклинаниями и стрелами\дротиками\болтами\топорами и т.д. Главное чтобы вас не окружили.
«Побоище» — если бой на открытой местности, то вашему магу достаточно кастануть заклинание Web (издалека) после чего ваши стрелки спокойно могут расстрелять врага издалека (альтернатива, кастануть заклинание Entangle друидом или клериком). Правда не стоит забывать, что это заклинание действует не на всех, также и то, что вы сами можете стать жертвой своего заклинания. Если нету мага или подобного заклинания, то выгодной альтернативой может послужить Wand of Sleep, использовав его на некоторое количество монстров (опять-же действует не на всех) вы сможете их усыпить после чего подойти и спокойно их добить.
«Побоище-2» — для этой тактики требуются хотя бы 4 члена команды, которые хорошо стреляют из лука и оснащены хорошими стрелами и луками, а также находятся в состоянии ускорения (заклинание Haste или зелье Oil of Speed). Встретившись с сильным противником поставьте 2 лучников впереди, и 2 чуть сзади и в середине (между первыми 2). Далее начинайте планомерный отстрел монстров (ближних к вам), пока монстры будут продвигаться к вашей группе, вы отводите первых 2 лучников, назад, если монстры еще не забиты и продолжают придвигаться то повторите такие-же действия для другой пары стрелков и т.д. пока с врагом не будет покончено (используйте паузу для более точной отдачи приказов). Такая тактика позволит постоянно держать противника под «огнем» и одновременно с этим продолжать движение персонажей, не давая им сойтись в рукопашную. Против вражеских лучников такая тактика не поможет, с ними надо сразу-же вступать в ближний бой. Если в партии есть маг, то используйте его для прикрытия. Его лучше сразу отвести в сторону от основного сражения и кастовать чего-нибудь атакующее по мере надобности. Если сражаетесь против одного противника, но достаточно крутого, то окружите его лучниками и следите, за каким он пойдет того и отводите потихоньку, остальные будет продолжать атаковать его.
«Невидимки» — одного из команды делаете невидимым, и продвигаетесь вперед до первого монстра, как только увидели монстра, с безопасного расстояния, другим членом команды (или несколькими), обстреливаете монстра из луков или арбалетов и так с каждым встречным. Такую тактику хорошо использовать в подземельях.
«Невидимки-2» — сохранитесь, идите до ближайших монстров, после их обнаружения вернитесь в сохранение и подойдите как можно ближе к тому месту где вы видели монстров, только не открывайте тот участок карты где они находятся, кидайте Fireball к краю черной кромки. Хорошо применять против Bassilisk.
«Сковородка» — если есть заклинания Fireball или соответствующий Wand, то можно и не вступать в бой, достаточно одним невидимкой открыть месторасположение монстров, потом увести невидимого персонажа, и магом кидать в ту сторону Fireball`ы, до полного уничтожения всех монстров. Кстати именно таким образом в финальной битве, я оставил Sarevok`а без всех его подручных.
«Газовая камера» — используя заклинание Stinky Cloud можно очень сильно облегчить себе бои с превосходящими силами противника. Используя это заклинание при отступлении или при нападении вы создаете завесу из ядовитого газа, где противник теряет сознание и получает дозу яда. Очень удобно, ведь враги в бессознательном состоянии не смогут последовать за вами, если вы решили отступить, и есть большая вероятность, что в конце концов они умрут от полученной дозы яда. А если вы наступаете, то что может быть лучше стрельбы из лука по такому «отдыхающему» противнику?
Единственное, чего не следует делать, так это лезть в это облако своей командой. Кастуйте заклинание издалека, а потом подождите пока облако не исчезнет.
«Один в поле воин» — кастуете невидимость на мага, даете ему Wand of Fire и натравливаете эту ходячую артиллерию на врагов. Не волнуйтесь, пока он стреляет из wand`a, невидимость не исчезнет.
Общие советы
Прежде чем сделать что-то, с вашей точки зрения важное (разговор который может закончиться не так как вам надо, опасные действия, согласие на выполнение квеста и т.д.), сохраните игру. Также желательно сохранять ее перед важными\тяжелыми боями, и сразу же после их благоприятного (для вас) исхода. Сохраняться лучше в разных слотах и в большом количестве. Дело не только в возможности последующим манипулированием сэйвами, что позволяет более успешно проходить игру, но и в такой банальности как подвисание компьютера.
Железное оружие в Baldur`s Gate ломается (не сразу но ломается, а почему это происходит вы поймете завершив кое-какой квест, поэтому постарайтесь как можно быстрее вооружить ваших бойцов магическим оружием (оно не ломается), а то в разгар сражения окажетесь с голыми кулаками.
Стройте свое боевое построение так, чтобы бойцы стояли впереди, а те кто кастует сзади (щелкните на иконку персонажа и удерживая кнопку мышки тяните его либо вверх на первые позиции либо вниз, на галерку.
Во время привала вне городов партия может стать объектом нападения групп монстров (произвольно рождающихся и не имеющих отношения к заранее расставленным на карте монстрам). Нападения могут проходить до 3-4 раз подряд при попытках сделать привал «на природе». После этого как правило игра позволяет партии отдохнуть 1-3 раза по 8 часов, после чего нападения опять возобновляются. Поэтому не стоит отдыхать для того чтобы лечиться, за 8 часов много не вылечишь. Лучше всего отдыхать для запоминания\восстановления спеллов, в том числе и лечащих, которыми потом и лечиться. Имея в команде клерика или друида (лучше иметь обоих) у которых будет достаточное количество лечащих заклинаний + бонусы главного героя, можно себя чувствовать как в больнице. Тем более, что для запоминания\восстановления спеллов одного 8 часового отдыха будет вполне достаточно. Правда отдых на природе очень хорошо помогает в прокачке команды, так что выбор за вами.
Многие магические вещи несовместимы друг с другом (обычно те которые увеличивают защиту), поэтому найдите укромное место и манипулируйте предметами, пока не добьетесь максимально эффекта, а заодно выясните, что с чем несовместимо, а что дает больший эффект. Не пытайтесь навешивать на своего главного персонажа все, что найдете — не получиться. Подумайте про остальную команду. В игре очень мало магических предметов (да и немагических тоже мало) и оружия, старайтесь правильно комбинировать предметы.
Прежде чем цеплять на себя магические шмотки, проидентифицируйте их, а вдруг они проклятые? Идентификацию проводят в храмах, кузницах и магазинах (некоторых) или с помощью заклинания (или свитка). В храмах идентифицируют все. Если у персонажа большой показатель Lore, то он тоже сможет идентифицировать вещички.
Убитого товарища можно воскресить в храме.
При получении нового уровня, прежде чем нажать Level Up, сохранитесь, нажмите — если результат не устроил, вернитесь в сохранение и повторите. Такими манипуляциями, по меньшей мере, можно здорово поднять хит-поинты.
Очень полезно иметь в команде NPC со stealth ability (Thief, Ranger). Этих персонажей можно использовать как для ударов в спину (backstabs), комбинируя эти удары с напитками повышающими силу, так и для разведки местности, в целях общего ознакомления с картой, а также для выяснения местонахождения противников. Также неплохо чтобы на таком персонаже были одеты Boots of Speed, если такого персонажа в команде нет, то воспользуйтесь заклинанием скорости + заклинанием невидимости. Можно это все заменить заклинанием, которое открывает всю карту (Clairvoyance) — очень удобно в городах, жаль только, что срабатывает оно только на открытых пространствах (outdoors) и не показывает расположение живых существ. :-( Кстати, если использовать свиток с этим заклинанием, то он может открыть карту не только на открытой местности, но и в помещениях (очень удобно использовать его в конце при прохождении лабиринта).
В игре много полезных вещей, не ленитесь обшаривать каждый уголок и обыскивать каждый труп (а также картины в помещениях, сундуки, мешки и все что только можно обыскать).
Пароль для входа в Гильдию Воров Fafhrd.
Для того что-бы не попадать в тюрьму в Baldur Gate лучше путешествовать по канализациям. Если все таки попались, то на вопрос Ned`а отвечайте 33 children. Для тех кто читает это, но еще не был в Baldur Gate, то не волнуйтесь, сразу вас в тюрьму не посадят. Это случится гораздо позже и будет частью сюжета.
Oil of Speed (или заклинание Haste) отличное средство для массового убийства врагов. Положите каждому персонажу в слот для Quick Item по бутылочке этого напитка, и если вам предстоит трудный бой используйте его вместе с разными защитными заклинаниями (в том случае если будете сражаться не с простыми монстрами, а например с крутыми охотниками за головами или другими уникальными персонажами, которых вам тяжело убить). Кстати с помощью Oil of Speed финальную битву выиграть намного легче.
Запертые двери и сундуки можно открывать не только вором, но и просто взламывать силой. Для этого необходимо просто атаковать закрытую дверь/сундук. Но как и в случае с вором, взломать получается не все.
Wand of Summoning очень полезная штука, используйте вызванных монстров для отвлечения противника, или для убийства наиболее сильных противников.
На второй локации вниз от High Edges вы встретите Drizzt`a, он попросит вам помочь ему в сражении. У вас будет выбор, помочь ему (хотя он в этом и не нуждается) или отказаться. Если откажитесь, то вам придется с ним сразиться. Скажу сразу, победить в финальной битве легче, чем победить Drizzt`a, но и награда будет соответствующей, у него самое крутое в игре оружие (и хорошая кольчуга +4). Убив его вы потеряете 5 или10 очков репутации (точно не помню), но это дело наживное. Магия на него не действует, драться с ним в ближнем бою — дело заведомо бесполезное, особенно если вы проходите игру первый раз, тогда встретившись с ним у вас наверное будет максимум 2 уровень, но даже если уровень вашей команды будет на отметке 7, добиться победы будет очень сложно. Единственный способ, которым мне удалось завалить Drizzt`a, так это с помощью Wand of Summoning, чего и вам советую. Вызывайте 30-40 монстров и берите Drizzt`a в плотное окружение, после чего отходите подальше и атакуйте его оружием дальнего действия. У меня получилось так, что Drizzt не атаковал моих монстров, а пытался пройти к моей команде, в результате чего новых монстров вызывать не пришлось. Если вы последуете моему совету но в вашем случае Drizzt начнет атаковать ваших монстров, то вам понадобится примерно еще 50 монстров + Oil of Speed для владельцев стреляющего\метательного оружия. Желаю удачи, она вам понадобится...
Поднимать репутацию можно в храмах, пожертвовав им некоторую сумму. Больше 2 очков за один заход вам в храме не повысят, сколько бы вы не жертвовали, поэтому не выкидывайте деньги на ветер, а лучше вернитесь через некоторое время. Только знайте, что максимальное количество очков репутации в игре 20, а в храмах выше 18 репутацию не поднимают.
Вместо заклинания Dispel Magic, лучше использовать Arrows of Dispelling. Быстро и эффективно, а у мага будет лишний слот для другого заклинания. При этом желательно, чтобы у лучника было одето Ring of Freeaction.
Если не хотите продавать некоторые из предметов (а вдруг они еще понадобятся?), то таскать их с собой вовсе необязательно. Найдите в каком нибудь городе дом с сундуком или шкафчиком, и держите свои вещи там. Просто положив вещи на пол и покинув локацию по возвращению вы этих вещей не найдете, при этом совершенно неважно где вы их кинули просто на улице, в лесу или в доме. Так что не стесняйтесь использовать чужую мебель. Лучше иметь такие «заначки» в каждом городе
Иногда вам будут попадаться команды довольно крутых «уникальных» персонажей, с которыми вам придется вступать в драку, часто неравную, где врагов больше чем вас и они явно покруче. Так вот, если вам предстоит сражаться в помещении (например главный шатер в Bandit Camp или Iron Thron в Baldur Gate), то постарайтесь, не отходя от входа в помещение, завалить хотя-бы одного из врагов, после чего выйдете и полечитесь, потом возвращайтесь и повторите процедуру. И так до полной победы.
Перед входом в дом Sarevok`a вы встретите Tymoko (вроде правильно написал) которая скажет вам, что она вынуждена с вами сражаться. Вы можете ее отговорить и она уйдет, а можете с ней подраться. У нее очень хорошие доспехи Full Plate Armor +1 (лучшие в игре). Если вы не будете с ней драться, то эти доспехи можно будет найти рядом, на кладбище. А если будете, то снимите их с ее трупа.
Опубликовано: 05.01.1999
Автор: Unseen