Ну а ты не подумал, что размер боссов объясняет то, что тебе надо всадить в него не одну пулю, чтобы нанести серъезный урон?
Может как раз разработчики именно в этом реализмЪ видят?
А по поводу ИИ - вот когда создату полноценный ИИ, вот тогда и можно будет подумать о схеме "пару попаданий из обычного оружия или 1 из сильного - босс умер или как минимум тяжело ранен и контужен". Но и у тебя тогда наработанных схем противодействия не будет - каждый лоад после твоей смерти будет иметь совсем другое поведение мобов и боссов
Пока что ни один из самых навороченных скриптом поведения и все проверки на дальность/видимость/вероятность попадния и т.п. все равно разбиваются на то, что где-то что-то разработчиками упущено, а игроками найдено: непробиваемая решетка, недоступный уступ на колонне, простреливаемый пол под боссом и т.п.