Планируется нечто Рекламной статьи "Почему вам стоит выбрать GURPS"?
Пальцем в небо
Планируется некая извращенная версия FAQ разбавленная личными размышлизмами об...
Т.е. что такое ГУРПС, с чего начать, какие книги, что к чему, и т.д. Т.е. для "чайников".
Вот первая пара параграфов (для затравки и чтобы было понятно, что за статья планируется):
GURPS for Dummies
Вначале было слово…
Вначале была статья GURPS F.A.Q. И было в ней слишком много вопросов не по существу. Поэтому возникла идея отделить «мух от котлет». Во-первых, написать отдельно про GURPS, а отдельно про GURPS Cyberpunk, сеттинг к которому многие из нас питают слабость и вопросы по которому занимали большую часть того самого F.A.Q.
Во-вторых, осветить эти темы выйдя за рамки стандартного F.A.Q., строящегося по принципу вопрос-ответ. Впрочем сами вопросы благополучно перекочевали в статьи. В качестве отправных точек для мыслей, растекающихся по древу…
На кого рассчитана статья
Тешу себя надеждой, что статья рассчитана на всех, кто начинает свое знакомство (или хотел бы начать) с GURPS. Не важно, сколько лет вы играете в ролевые игры, сколько игр вы провели как мастер или как игрок, и со сколькими системами вы знакомы. Познавать новое легче с чьей-то помощью, нежели самостоятельно. Я надеюсь, что мне удастся оказать подобную помощь всем интересующимся.
В тоже время статья не рассчитана на тех, кто начинает свое знакомство с ролевыми играми вообще. Таким людям данная статья может дать какие-то общие понятие и знания, но в принципе она не призвана отвечать на вопросы вида: «А что такое ролевые игры?» или «А чем это вы тут таким занимаетесь?».
Чем не является эта статья
Данная статья не является попыткой привлечь игровые массы к GURPS попутно обосрав другие системы, вроде убогой D&D (да, это провокация). Я отдаю себе отчет в том, что на вкус и цвет товарищей нет, как и нет «самой лучшей на свете системы». Каждому хорошо то, к чему он привык, что ему лично больше нравится и что устраивает лично его.
Ну вот, все формальности вроде соблюдены, и можно переходить к тому, ради чего это все затевалось.
Как вы яхту назовете…
Название GURPS расшифровывается как Generic Universal Role-Playing System. В переводе с английского это будет примерно так: «Базовая Универсальная Ролевая Система». У большинства людей, и не только начинающих, порой возникает недопонимание, относительно универсальности GURPS. Ничего сложно тут нет — GURPS позволяет смоделировать игру в любом мире, временном отрезке и жанре. Используя при этом единую систему правил.
Конечно, универсальность имеет свои проблемы. Можно взять базовую книгу правил GURPS и сразу начать играть, опираясь на приведенную там информацию. Однако в базовой книге правил в основном расписана лишь механика системы. А вот элементы, позволяющие смоделировать полноценную игру в определенном жанре, в этой книге освещены поверхностно. Недостаточная детализация и малая глубина проработки того или иного жанрового направления может показаться большим минусом системы. Хотя на самом деле это не совсем так.
Те кто не первый день знакомы с ролевыми играми знают, что есть игровые системы рассчитанные на какой-то определенный жанр, будь то фэнтези, хоррор, киберпанк или космические оперы. Такие системы имеют узкую направленность, позволяющую им наиболее лучшим (субъективно) образом смоделировать игру в заданном жанре. Но что делать, если мастер решит ввести в свою игру элементы другого жанра? Скорее всего, он столкнется с тем, что в пределах выбранной им системы сделать этого нельзя. Система просто может быть не рассчитана на подобные изменения. Ей не хватает гибкости. И тогда мастеру придется либо изменять систему самому, либо прибегать к помощи тех, кто уже наступал на подобные грабли. И вовсе не факт, что решение предложенное другими, окажется изящным и разумным, а не будет просто «латанием дыр». Самым простым вариантом в итоге оказывается смена игровой системы. Но что за кайф, каждый раз, когда хочется сменить жанр, использовать другую систему?
Так вот, в отличие от «жанровых» систем, GURPS не страдает подобными ограничениями. Для игры нужен лишь базовый набор правил (Basic Set) применяющийся в любой игре и книга описывающая выбранный игровой мир. Скажем если игра планируется по Дикому Западу, то понадобится Basic Set и сеттинг Old West. Хотите добавить в этот мир магию? Воспользуйтесь книгой Voodoo: The Shadow War. Возникла необходимость ввести туда вампиров? Нет проблем, к вашим услугам книга Blood Types. Как видите, все достаточно гибко и удобно. Можно создавать практически любой игровой мир, используя лишь одну систему. Ограничением служит лишь фантазия и желание мастера.
Еще одним аспектом универсальности GURPS является возможность усложнять или упрощать правила, в зависимости от нужд играющих. Система включает в себя два типа правил — базовые и усложненные. Усложненные правила расширяют и дополняют базовую версию правил и используются для придания игре большей реалистичности, увеличивая в тоже время сложность и количество всевозможных расчетов. Наличие двух «версий» правил привело к образованию двух моделей игры. Первая, модель реалистичная. Она подразумевает использование правил (в основном усложненных), с точки зрения реальной жизни (балансируя по мере сил между реальной жизнью и игрой, ведь игра есть игра, с неизбежными для нее упрощениями). Вторая, так называемая «синематика», превращает игру в действо, не стиснутое рамками реалистичности, где персонажи могут обладать возможностями, в реальной жизни или несуществующими, или существующими в более «мягкой» форме, а система позволяет им вытворять вещи, в реальной жизни практически невозможные.
Что самое замечательное, так это отсутствие преград и запретов, на одновременное использование двух типов правил и двух моделей игры. Возможность «настройки» GURPS, позволяет задавать различные уровни реализма и сложности происходящего в игре, причем часто прямо «на лету». Практически все можно настроить под себя и свои нужды, не отвлекаясь на «изобретение велосипеда», а пользуясь уже готовыми опциями.
С чего начинается GURPS
Знакомство с любой системой начинаться изучением основной книги правил, описывающей ее механику. В GURPS эта книга носит название Basic Set. Однако мало кто захочет купить ее (хе-хе) только для предварительного ознакомления с системой. Поэтому для тех, кто хочет просто получить некоторое представление о GURPS, компания SJ Games выложила в свободный доступ «демоверсию» правил — GURPS Lite (есть версии для 3-ей и 4-ой редакции). Это очень облегченная версия правил, позволяющая ознакомиться с механикой системы и провести ознакомительную игру, получив таким образом необходимое представление о системе.
Если же вы твердо решили использовать в своих играх GURPS, то вам понадобится Basic Set (благодаря усилиям переводчиков с сайта UTK Gurps существует версия правил на русском языке). В третьей редакции системы она содержит в себе всю необходимую информацию как для игрока, так и для мастера. Кроме Basic Set неплохо также иметь Compendium I и Compendium II. Эти книги дополняют и расширяют Basic Set, но по большому счету не являются обязательными. Для проведения большинства игр будет достаточно и базовой книги.
Относительно недавно вышла четвертая редакция GURPS. Материалов по ней пока еще не много, но в принципе имеет смысл начинать изучать систему именно с последней редакции. В 4-ой редакции Basic Set разделили на две части, одну для мастеров (Basic Set: Campaigns) и другую для игроков (Basic Set: Characters). Однако разделение это было сделано скорее для удобства ознакомления и использования книг, поэтому рекомендуется прочесть обе книги.
Какую редакцию правил лучше использовать? Трудно сказать. С одной стороны, под третью редакцию выпущена уже масса материалов, и есть масса опытных игроков, могущих помочь советом. С другой стороны, четвертая редакция, это обновленная, пересмотренная и исправленная версия правил, под которую будут как выпускаться новые книги, так и переиздаваться в новой редакции старые, популярные, книги.
И хотя «тройка» еще долго будет в ходу, лично я посоветовал бы начинать изучать систему именно с «четверки». В конце концов, разница между двумя редакциями не столь существенна, чтобы можно было однозначно сказать, что лучше. А те, кому будет мало книг по четвертой редакции, после небольшого исправления могут использовать материалы выпущенные для 3-ей редакции.
Всего книг по третьей редакции GURPS насчитывается более 100. И это только официальных. Условно книги можно разделить на следующие категории: сеттинги (игровые миры); справочники; дополнения и уточнения к основным правилам, сеттингам и справочникам; приключения и кампейны.
Некоторые книги, не смотря на то, что они представляют собой цельные сеттинги, могут быть использованы при создании игр в других жанрах.
Такое вот начало статьи.
Any comments? Принимаю советы, пожелания и критику по существу.