13. Fire Emblem
Создатели: Сёдзо Кага (оригинальная идея), Кейске Терасаки (руководитель) и другие.
Создана под влиянием: настольных военных стратегических игр.
Серии: множество игр, большая часть которых до недавнего времени не выходила на Западе. Совсем недавно переиздание первой игры было выпущено для консоли DS. [Прим. пер. — Кроме того, ничего не мешает опробовать на эмуляторах первые части серии, выходившие на NES, SNES и GBA и переведённые на английский язык. А недавняя Fire Emblem: Awakening даже в «Игромании» получила премию «Тактическая игра 2013 года». Всего в серии на данный момент четырнадцать игр, планируется пятнадцатая в виде кроссовера с персонажами Shin Megami Tensei].
Наследие: прямая наследница — серия тактик Shining Force. Также здесь же, вероятнее всего, черпали вдохновение для Tactics Ogre, а оттуда уже и для Final Fantasy Tactics и, впоследствии, для Nippon Ichi (Disgaea).
Таким образом, Fire Emblem — родоначальница целого поджанра японских тактических ролевых игр. В таких играх в сражении участвуют отдельные солдаты (не отряды), перемещающиеся по квадратикам. Включены и элементы ролевой игры, ведь персонажи не взаимозаменяемы, они вовсе не безликие пешки, каждый солдат уникален (необычно для игр того времени). Солдаты получают опыт, развиваются, становятся сильнее. Чем чаще и активнее персонаж участвует в бою, тем больше зарабатывает опыта и тем эффективнее становится.
Персонажи в Fire Emblem развиваются довольно медленно. Нет, получить новый уровень развития вовсе не трудно, но этот уровень может дать усиление характеристики всего на единицу. У каждого солдата свой шанс на увеличение характеристик при получении нового уровня, причём информация эта хранится от игрока в секрете. Но даже при большом шансе удача может быть не на вашей стороне, тогда характеристики не вырастут (или вырастут не те, что нужно), и герой окажется несколько слабее, чем мог бы быть.
Игры серии вообще отличаются сложностью, а невезение при распределении характеристик может привести к тому, что следующие бои станут намного сложнее. Зачастую к финальным сражениям, при встрече с особенно защищёнными противниками, оказывается, что всего один или два героя из всей армии игрока могут нанести хоть сколько-то значимый урон.
А это очень плохо, ведь если противник не убит с одного удара, то он проводит контратаку (если, конечно, ударивший находится в пределах досягаемости). У бронированных врагов, встречающихся в конце игры, и атака обычно весьма внушительная. И да, в Fire Emblem персонаж, очки здоровья которого упали до нуля, умирает. Совсем. Окончательно. Потеря особенно полезного героя может привести к тому, что игра станет вовсе непроходимой. [Прим. пер. — видимо, вследствие многочисленных жалоб игроков на это, в Fire Emblem Awakening появился упрощенный режим, с неокончательной гибелью героев. Хотя впечатления будут уже не те…]
Если сравнивать механики Fire Emblem с третьей или четвертой редакцией системы D&D, в которых особый акцент сделан на тактике, то можно найти очень, очень много общего — вплоть до того, что система «способствует» окончательной смерти персонажа.
К счастью, Fire Emblem позволяет загрузить автоматическое сохранение в начале боя, так что любимого персонажа можно спасти… если вы не против того, что весь бой придётся перепроходить заново. В зависимости от того, кто останется в живых в конце игры, даже несколько меняется концовка.
В некотором смысле Fire Emblem реалистичнее, чем система D&D. Магов практически нет, большинство героев игры в рамках D&D считались бы воинами. Оружие в основном тоже неволшебное, да и даже волшебное оружие, то есть некие особо сильные артефакты, имеют ограниченный срок службы (да, любое оружие тут со временем приходит в негодность). Противники тоже обычно не монстры, а люди.
Как вы знаете, система D&D берёт начало с правил «Кольчуги» (Chainmail), настольной игры на средневековую тематику, в которой сражались не отдельные воины, а целые армии. Гэри Гайгэксу пришла в голову идея о том, что хорошо бы уменьшить масштаб происходящего, добавить сказочных персонажей и вдохнуть во всё это ощущение «приключения», обосновывающего происходящие сражения. Так вот в Fire Emblem сохранился дух тех самых ранних настольных игр.
продолжение следует...