Ролевые игры, встряхнувшие жанр #4
Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura (2001)
К Arcanum трудно относиться равнодушно — она вызывает пылкую любовь или отторжение.
В списке лучших ролевых игр на RPG Codex она занимает почетное пятое место, выше Morrowind и Vampire: The Masquerade — Bloodlines. Но ее нет в топ-50 RPG на
Rock Paper Shotgun и даже в топ-100 RPG на
IGN и
NeoGAF.
Причин, по которым Arcanum может не понравиться, действительно много. Это неровная, богатая программными ошибками игра, которую выпустили в полусыром виде. Сражения в реальном времени в ней соседствуют с пошаговыми, причем обе системы работают кое-как. Здешние подземелья — одни из худших в истории RPG.
Однако все это становится совсем не важно, когда вы понимаете, насколько эта игра глубока и сложна по своему устройству. Кроме того, она может похвастаться превосходной системой создания персонажей и оригинальной вселенной, где в сказочном мире случилась промышленная революция.
Хотя в Arcanum есть основное задание про спасение мира, большинство конфликтов в игре связаны с расовыми и культурными проблемами, а также расслоением общества по уровню достатка. Вы столкнетесь с бунтом орков-рабочих, протестующих против нечеловеческих условий труда, а не только со злыми волшебниками и драконами.
Сильно впечатляет и то, как по-разному вы можете переживать одни и те же события, меняя персонажей. Например, конфликт между магией и технологией приведет к тому, что вашему колдуну запретят ездить на поездах, дабы его способности не вызвали аварию, а на изобретателя перестанут действовать не только вредные, но и полезные заклинания.
На это накладываются мощные социальные и расовые факторы. К тупому полуогру все будут относиться как к существу второго сорта, а красавица-эльфийка (с высокой характеристикой «красота», поскольку «харизма» — это отдельный параметр) придется ко двору везде, кроме общества дварфов, но феминисткам такое внимание вряд ли понравится. Например:
Еще одна важная особенность Arcanum — то, насколько хорошо игра реагирует на ваши действия, из-за чего ее мир кажется очень живым. Это касается и простых деталей, когда павшие в бою напарники благодарят вас за воскрешение, и более замысловатые примеры, вроде газет, где среди мировых новостей и подсказок по второстепенным заданиям встречаются заголовки, связанные с вашими подвигами.
Arcanum не просто предлагает огромный мир, наполненный интересными заданиями. Способы их выполнения тоже захватывают дух и соответствуют здешней атмосфере. Нужно расследовать преступление? Если вы некромант, вам не придется искать улики. Просто призовите дух жертвы и спросите у него, кто убийца.
К сожалению, проработать всю игру на столь высоком уровне Troika не смогла. Вы можете вызвать дух убитой девушки или мертвого бандита в пещере, но в других ситуациях похожие заклинания не сработают. Однако подобные моменты делают Arcanum замечательной RPG, у которой почти нет аналогов по глубине.
Freedom Force (2002)
Freedom Force — вторая игра Irrational Games, выпущенная ей вскоре после объединения с остатками Looking Glass Studios. Спустя почти десять лет после Superhero League of Hoboken вышла еще одна ролевая игра про супергероев!
В отличие от юмористического гибрида адвенчуры и RPG, Freedom Force — настоящая дань уважения «серебряному веку» комиксов, заимствующая у него тему «холодной войны», визуальный стиль и хлесткие реплики супергероев, которыми они выстреливают в нелепых злодеев.
Эта игра смогла на невиданном доселе уровне воплотить в игре сражения между супергероями: с полетами над городом, прыжками по крышам и метанием автомобилей.
Кроме того, Freedom Force позволяла создавать собственных персонажей, меняя их характеристики, умения и спецспособности. Кто-то просто был очень сильным, другой умел летать, состоял изо льда или стрелял лучами, берущими разум противника под контроль. Любую деталь разрешали тонко настроить.
Вокруг игры сформировалось огромное сообщество разработчиков модов, которые добавили в нее множество новых способностей, эффектов и героев. Персонажей, выдуманных Irrational Games, позволили поменять на Зеленого фонаря, Спауна, Человека-паука и Эша из «Зловещих мертвецов». И натравить их на Бэтмена!
Увы, мир не всегда благосклонен к своим героям. Оригинальная Freedom Force разошлась неплохим тиражом, но продажи ее сиквела Freedom Force vs. The Third Reich, вышедшего в 2005 году, составили всего 40 тысяч копий, и Irrational отказалась от планов выпустить третью часть.
7.62 (2007) и «Перезарядка» (2008)
Что лучше: сражения в реальном времени или пошаговый режим? Этот спор будет вечным, но 7.62 — очень сильный аргумент в пользу тех, кто стоит за реальное время.
Будучи продолжением «Бригады E5», этот проект также является вольным переосмыслением культовой серии Jagged Alliance. В отличие от проектов Sir-Tech, здесь вас ждут реальное время с паузой и максимально реалистичная игровая механика.
7.62 позволяет целиться в разные части тела, выбирать одну из семи скоростей для движения и одну из четырех — для стрельбы (от «навскидку» до «точного выстрела»), переключаться между четырьмя режимами стрельбы (даже задавать длину очереди!), активировать режим от первого лица и оценивать уровень адреналина в крови (чем он выше, тем персонаж быстрее движется, но не так метко стреляет).
Однако главная особенность игры — сама система боев в реальном времени с паузой, где каждое действие занимает определенное время, которое исчисляется с точностью до сантисекунд. 7.62 устроена таким образом, что вам придется учитывать эти мгновения, чтобы правильно отреагировать на засаду. Вести огонь навскидку или прицелиться? От этого может зависеть не только то, выстрелите ли вы первым, но и будете ли стрелять вообще. В пошаговом режиме реализовать такое попросту нельзя.
Разработчики создали настолько дотошную симуляцию, что важную роль здесь играет даже расположение предметов в «инвентаре». Достать новую обойму из кармана разгрузочного жилета намного быстрее, чем из рюкзака, и в этих секундах порой сокрыта разница между жизнью и смертью.
Но и это еще не все. Эта игра — самая обширная интерактивная энциклопедия огнестрельного оружия, включающая в себя сотни «пушек» и множество аксессуаров к ним (прицелов, фонариков, лазерных прицелов, подствольных гранатометов, глушителей, приборов ночного видения и т. п.), уйму видов боеприпасов и даже возможность соединить два магазина с помощью изоленты, дабы сэкономить время на перезарядке. Если вам и этого мало, мод Silver Girl’s Armory добавляет в игру еще более 200 видов «стволов».
Важно отметить и то, что «пушки» отличаются не только параметром DPS. У каждой из них есть множество характеристик, которые обязательно нужно учитывать, если вы хотите выжить: от надежности и максимальной дальности до времени, необходимого для того, чтобы взять оружие наизготовку и открыть стрельбу. К примеру, у пистолетов последняя характеристика может быть в пять раз меньше, чем у штурмовых винтовок, что делает их очень полезными в тесных помещениях, где враг может появиться внезапно.
Автор оригинальной версии этого текста советовал тем, кто вдоволь насытился джунглями 7.62, обратить внимание на следующий проект студии Apeironпод названием «Мародер<» — игру хоть и более линейную и во многом упрощенную, но все же основанную на той же боевой механике.
Мы же советуем вам не тратить время на эту поделку, а лучше еще раз напомним, что к 7.62 в 2008-м вышло дополнение «Перезарядка», которого почему-то до сих пор нет в Steam. Его главное достоинство — skirmish-режим, позволяющий отбросить открытый мир и всласть играться в «песочнице», создавая какие угодно сценарии.
* * *
Если вам понравилась эта подборка, обязательно обратите внимание на
The CRPG Book Project, где перечисленные и многие другие интересные игры описаны фанатами жанра значительно подробнее. Еще раз напомним, что сейчас для бесплатного скачивания уже доступны
почти 200 страниц книги из 480 запланированных.