23 November 2024, 14:00

Author Topic: Ролевые игры, встряхнувшие жанр

RPG diary

  • Sysop-In-A-Box
  • ***
  • Posts: 1992
    • RPG diary

Ролевые игры, встряхнувшие жанр #2

Zanzarah: The Hidden Portal (2002)

Помните 90-е, когда все сходили с ума по выращиванию покемонов и «распрыжкам» в Quake? Когда-нибудь задумывались, что будет, если смешать одно с другим? Вряд ли.

А вот немцы из Funatics Development решили попробовать, и в результате появилась Zanzarah — игра, где вы управляете молодой британкой, исследующей сказочный мир и собирающей коллекцию фей, демонов, драконов и других волшебных существ… чтобы они участвовали в яростных битвах на аренах.

Zanzarah может похвастаться десятками интересных карт и множеством умений на выбор. Чтобы использовать существ эффективно, нужно умело подбирать их сочетания. Для захвата новых используются магические шары. Со временем подопечные, разумеется, развивают свои таланты. Хотя с маркетинговой точки зрения сказка про милых фей и битвы в режиме deathmatch, конечно, выглядит странно.



Fable (2004)

Fable трудно назвать малоизвестной игрой, но особенность, из-за которой она попала в этот список, вспоминают куда реже, чем болтовню Питера Молинью про деревья, растущие в реальном времени.

Многие игроки любят накладывать на себя ограничения. Например, если проходить Baldur’s Gate 2 отрядом из странных мультиклассовых персонажей или не пользоваться щитами в Dark Souls, они подарят вам новые впечатления, даже если вы знаете их наизусть.

В Fable для подобных ограничений есть встроенная игровая механика, отлично вписанная в сюжет. Раз главный герой ищет славы, почему бы ему не совершать безумные подвиги? Ведь это сильнее впечатлит публику. Одолеть белого оборотня — серьезное достижение, но что если вы пообещаете сделать это голыми руками и не получить ни царапины?

Заключая пари, вы рискуете потерять деньги, однако награда за успех значительно возрастает. Жаль, что в следующих играх серии эта возможность исчезла.



Magical Diary (2011)

Эта игра — гибрид визуальной новеллы и RPG, в которой девочка узнает, что она — волшебница, и отправляется в магический колледж, где ей предстоит найти друзей, освоить множество заклинаний и, если повезет, подобрать пару для выпускного бала. Звучит не очень впечатляюще? Отбросьте предубеждения! Magical Diary — игра с одной из самых гибких и интересных систем подземелий и головоломок.

Когда наступает время пройти тест, героиня попадает в лабиринт, из которого она должна выбраться. Испытания бывают разными: то вам противостоит монстр или другой волшебник, то нужно просто перебраться через пропасть. Справиться с задачей помогает арсенал из 70 с лишним заклинаний. Чудище можно прикончить разными способами, отвлечь, напугать, ослепить, усыпить, телепортировать его куда-нибудь (или себя — к выходу), наконец, просто прокопать туннель сквозь подземелье. И это — далеко не все варианты!

Ведь быть магом — значит иметь в своем распоряжении огромные возможности, а не стрелять огненными шарами и носить остроконечные шляпы. К сожалению, Magical Diary очень коротка — в ней всего 7 подземелий.



Expeditions: Conquistador (2013)

Эта игра заслуживает внимания уже тем, что она основана на исторических событиях, но ее место действия — не Европа, США или Япония. Кроме того, рассказ о столкновении культур, причинами которого стали языковой барьер, предрассудки, расизм, религиозные догмы и недопонимание, выглядит куда более реалистичным, чем «гному не нравится эльф, потому что так завещал Толкин»…



Прежде чем вы отправитесь в экспедицию, нужно собрать отряд из персонажей, каждый из которых наделен чертами характера. К примеру, Бланка Алегрия — бескорыстная и набожная монашка, которая одобрит ваши попытки помочь другим колонистам, особенно беднякам. Но при этом она — расистка, а значит, настроена против аборигенов и потребует от вас пресекать все языческие ритуалы, с которыми вы столкнетесь. При необходимости — жестко.

Недостатками наделены все герои Expeditions: Conquistador. Не хотите брать с собой расистов? Тогда выбирайте между жадными, гордыми, самовлюбленными или агрессивными. Вам удастся лишь найти сочетание, лучше всего подходящее к избранному стилю прохождения.



NEO Scavenger (2014)

В эпоху, когда подбор экипировки для персонажей означает «давайте скопируем Diablo», а однопользовательские RPG вовсю используют показатель «урон в секунду» (см. Dragon Age: Inquisition), бывший сотрудник BioWare отринул современные тренды геймдизайна и пошел своим путем.

В NEO Scavenger вы не знаете, сколько урона нанесет оружие, какими характеристиками обладает ваша броня и сколько «очков здоровья» у вашего героя или его противников. Вы очутились в темном дождливом лесу, и это — всё, что вы знаете. На плечах — толстовка, в руках — нож, безумный культист только что сломал вам ногу монтировкой. Это roguelike-игра про выживание, в которой нельзя опереться на цифры, поэтому приходится думать самому, верить инстинктам и учиться на ошибках.

Здесь вы поменяете нож на бейсбольную биту потому, что так вы чувствуете себя увереннее, а не потому что она подсвечена зеленым или всплывающая подсказка гласит «+10% урона огнем». Вы примете это решение, подумав, что лучше бить врагов с большего расстояния и ломать им кости, а не вызывать кровотечения. Выживете ли вы в следующем бою, зависит от того, оправдаются ли эти предположения. Это намного интереснее, чем менять меч с 250 DPS на новый, с 254 DPS.

NEO Scavenger распространяет этот подход и на другие сферы. Игра не подсовывает характеристики и механику, а предлагает положиться на интуицию. Лучше идти босиком или в обуви неподходящего размера, которая натрет мозоли? Выпить воду из старой бутылки или из озера? Не обрабатывать рану или перевязать ее грязным бинтом, рискуя занести инфекцию? Так ли опасно есть гнилое мясо? А человечину? Решайте сами и увидите, к чему это приведет.



Отдельного внимания заслуживает трилогия The Age of Enlightenment

Вселенная Ultima неспроста заслужила к себе особое отношение. Однако именно три игры, о которых речь пойдет ниже, превратили новаторскую сагу в важнейшую серию и самую влиятельную ролевую серию.

Ultima 4: Quest of the Avatar (1985) не прозябает в безвестности — те, кто не знаком с ней лично, хотя бы слышали это название. Однако об этой игре все-таки говорят незаслуженно мало.

В 1985 году все RPG были посвящены сражениям, а сюжет излагали парой абзацев в руководстве пользователя. Обычно это было что-то в духе «убей злого колдуна и верни магический шар».

Молодой Ричард Гэрриот, недавно выпустивший Ultima 3, получил много писем от родителей, переживавших, будто его игра пропагандирует жестокость (ведь на ее обложке был изображён демон!). Это подтолкнуло его к серьезному решению.

К началу событий Ultima 4 Британния уже спасена: зло повержено в предыдущих играх, земли объединены и живут в мире. Однако их правитель лорд Бритиш (альтер эго Гэрриота) беспокоится о духовном благополучии своих подданных и дает главному герою необычное задание — стать образцом для подражания. Вся игра построена вокруг того, что вы должны совершенствоваться, чтобы превратиться в воплощение восьми добродетелей.

Даже малые дела приближают или отдаляют вас от цели. Много торгуетесь при продаже предметов? Жадность — это плохо. Стали донором крови? Жертвенность, ставим плюс. Игра завершается не напряженной битвой с «боссом», а превращением в Аватара, духовного лидера Британнии, и чтением Кодекса абсолютной мудрости.



В Ultima 5: Warriors of Destiny (1988) Аватар возвращается в Британнию и видит, что добродетели превратились в извращенные законы Лорда Блэкторна. К примеру, Жертвенность стала законом «половину дохода следует жертвовать на благотворительность, либо не иметь никакого дохода».

Но Аватар не может просто вломиться в замок Блэкторна и силой вернуть всё вспять. Многим гражданам новые порядки пришлись по нраву. Честный купец чувствует себя в безопасности, зная, что его не ограбят, потому что бандиты боятся смертной казни. Нищий больше не голодает — ведь богатые теперь обязаны делиться. Аватару стоит опасаться не столько солдат Блэкторна, сколько общественного мнения. Ultima 5 — одна из самых политизированных игр в истории.



Заключительная часть трилогии, Ultima 6: The False Prophet (1990), начинается с того, что демонические горгульи атакуют Британнию и едва не убивают Аватара. Лорд Бритиш приказывает остановить их и спасти мир, но это Ultima, а не какая-нибудь RPG для тупиц. Исследуя мир, собирая улики и беседуя с людьми, вы поймете, что не «нашли» Кодекс абсолютной мудрости в Ultima 4, а украли его у горгулий и попутно уничтожили их мир. Как поступит человек, воплощающий все добродетели, когда узнает, что «ужасные демоны» на самом деле — жертвы его действий, пытающиеся спасти свою расу от гибели?



Говорить об этих жемчужинах жанра можно еще долго. К примеру, Ultima 5 была первопроходцем в имитации живого мира. У всех NPC в ней есть распорядок дня: они спят ночью, открывают магазины утром и т. п.

Как ни печально, за 30 лет, что прошли с выхода Ultima 4, RPG стали куда совершеннее в техническом плане, но мало продвинулись в искусстве подачи сюжета и сложных моральных проблем.

Автор: Филипп Пепе
Перевод: riotpixels.com