12 December 2024, 01:38

Author Topic: Про книги Андрея Круза

Unseen

  • Icebreaker
  • *
  • Posts: 7716
    • RPG diary
Как и обещал, начинаю потихоньку делится впечатлениями о прочитанном за... в общем не важно за какой период.

Первым на очереди будут книги Андрея Круза. Причем не по отдельности, а все скопом (из прочитанного). Потому что очень друг на друга похожи: героями, обстоятельствами, сеттингами, сюжетами, атмосферой и т.д. и т.п. Ну и про автора придется написать чуть больше чем нужно, ибо его мировоззрение и увлеченности находят прямое отражение в текстах.  Так что, зная чуть больше об авторе, становится понятнее, из-за чего большинство его произведений такие, какие есть.
 
Итак, на сегодняшний день Андрей Круз написал порядка 20 книг. Часть Некоторые являются частью того или иного цикла, остальные вне серий. Я осилил прочитал четыре цикла (по три книги в каждом) плюс две вне серий (но они как бы на ту же тему что и серийные) и еще две начал было читать, но забросил пока отложил.

Однако прежде чем про книги, кое что о писателе. Круз большой поклонник огнестрельного оружия, причем увлечение это профессиональное. Сын военного, воевал в Чечне, после чего пытался построить бизнес в России, но под давлением обстоятельств покинул страну и изрядно помотался по миру (вроде как в этот период ему довелось поработать телохранителем в горячих точках планеты, и побывать владельцем или совладельцем оружейного магазина в Панаме). В данный момент живет где-то в Испании, но вроде как планирует вернуться в США, где также успел пожить немало лет. 
 
Периодически выкладывает на ютюб "стреляльные видео" (как он сам их называет), в которых показывает в деле те или иные имеющиеся у него экземпляры оружия. В целом, чтобы было понятнее, что за человек просто приведу отрывок из интервью:
 
Нормальный человек, на мой взгляд, должен поддерживать себя в какой-то форме и иметь хотя бы базовый набор умений. Я могу просто себя в пример привести: я очень хорошо стреляю, я каждый вечер бегаю по восемь километров и устраиваю себе пятичасовой марш-бросок по горам по субботам, каждое утро минут сорок колочу мешок, у меня есть лицензия пилота-любителя, я умею водить малые суда и джипы по камням и грязи. Я могу сделать, например, стол или шкаф или починить машину. При этом я самый обычный человек, имеющий еще и семью, и работу. И я знаю великое множество людей ничуть не менее рукастых и подготовленных к жизни.
 
Там в интервью есть еще всякое интересное (например, писать начал чтобы скоротать время), так что кому интересно то вот: http://www.karavan.tver.ru/gazeta/4462
 
Теперь собственно про книги.

Я прочитал следующие циклы (в каждой по три книги): "Земля лишних", "Эпоха мертвых", "Я еду домой" (тот же сеттинг что и в "Эпоха мертвых", только там действие в России, а тут в США и немного в Европе), "Тьма". Кроме того, прочел пока что дилогию "Ветер над островами" и две книги вне серий: "Нижний уровень" и "Выживатель". 



"Земля лишних"

История героя, который под давлением обстоятельств и неуемной жажды приключений отправился на ПМЖ на другую планету, о существовании которой знает узкий круг лиц и те, кого туда уже переправили. Портал на планету пробили случайно (дело происходит в "нулевых"), после чего сделали еще парочку в разных странах и втихаря наладили отправку в другой мир добровольцев-первопроходцев. Обычно из тех, кому очень скучно жить или кому надо срочно исчезнуть, и чтобы их никто не смог найти. Такие люди получают билет "в один конец" (поскольку обратного ходя с планеты для них якобы нет) в полностью новую жизнь и навсегда покидают Землю.
 
Серия вызывает ассоциацию с историей колонизации "Нового света", в котором действуют законы "дикого запада" и используются современные технологии (время действия книги примерно начало-середина "нулевых"). За тем исключением, что аборигенов на "новой земле" нет, поэтому все конфликты возникают исключительно между переселенцами, которые сгруппировались по национальному признаку и создали аналоги своих земных государств.
 
Главный герой один из тех, кому трудно жить скучной повседневной жизнью. По крайней мере в стране, где сложно быть бизнесменом и не прогибаться под бандитов и ментов (угадайте страну с одного раза). В общем, когда на него вышел вербовщик, долго он над его предложением не раздумывал. Тем более, что оставаться на Земле было уже не безопасно.
 
Данная книга была в числе первых произведений Круза (или даже самой первой), и судя по всему в большей степени определила все характерные черты его последующего творчества. Это важно, но об этом позже.
 
О самой книге отдельно писать не буду, ниже сразу опишу все скопом (как я уже писал выше - большая часть книг Круза очень похожи друг на друга). Просто отдельно отмечу, что в отличие от последующих романов, этот цикл мне показался наименее продуманным с точки зрения логики происходящего. Например, неясно, зачем отправлять людей на другую планету (помимо получения части профита от проданного ими имущества), если гораздо проще и безопаснее просто построить там виллы для богачей где они могут делать все что хотят не боясь уголовного преследования или папарацци. А так получается, что помимо этих богачей и политиков по планете шатается куча опасного народа (банды, частные армии, отдельные суровые личности типа ГГ), от которых необходимо оборонятся. Ну да ладно, спишем на первый опыт писателя. Тем более, что в последующих книгах такого рода неувязок меньше.
 
Из официальной аннотации:
Около двадцати лет назад группа ученых открыла проход в другой мир. Планета, по всем параметрам похожая на Землю, только без людей. Энтузиасты основали специальный орден, не зависящий от государств, по заселению нового мира...
 

Серия "Эпоха мертвых"

Серия про зомби-апокалипсис. Описывает начало эпидемии рукотворного вируса превращающего людей в "зомби" (на самом деле скорее мутанты, в книге их называют "морфами" за умение трансформировать свое тело за счет поглощенной плоти) и последующие за этим события. Место действия - современная Россия. Главный герой, один из работников лаборатории (но не просто ботан, а "рожденный по заданию спец. центра") в которой был создан штамм вируса. В общем, немного причастный к наступлению Большого Пиздеца, который в считанные дни распространился по всему миру. Ответы на вопросы каким образом это все произошло, кто виноват в том, что вирус очутился на свободе и кому вообще нужен был этот вирус, частично даются уже в самом начале, а частично оставлены на конец трилогии (там правда по ходу дела некоторые вещи проясняются).
 
В сравнении с "Землей лишних" сеттинг и сюжет выглядят более продумано, хотя сама история про вирус, который в качестве защитного механизма оживляет труп носителя выглядит... излишне фантастически. В остальном автор постарался предусмотреть и дать объяснение всяким, на первый взгляд незначительным, мелочам. Например, почему люди перестали болеть. Или почему зомби на самом деле не совсем зомби, а очень даже быстрые и опасные твари, против которых нужен не топор/мачете, но мощное оружие и приличный запас патронов. 
 
Из официальной аннотации:
Любопытство и безответственность учёных, злая воля «сильных мира сего», неспособность властей отразить новую, невиданную раньше угрозу — всё это привело к коллапсу власти и общества и гибели мира в том виде, в каком мы его знали. И лишь те, кто нашёл в себе силы драться за себя и за других, выживают среди хаоса и кошмара, которые принесла с собой пришедшая в наш мир Смерть.
 

Серия "Я еду домой"

Тот же сеттинг и время, что в "Эпохе мертвых", только место действия США и частично Европа. Герой - русский владеющий небольшим бизнесом в Штатах. После начала Большого Пиздеца решил во чтобы то ни стало добраться до России, где его ждала жена и ребенок. Этим он занимается все три книги, и в итоге таки добивается своего.
 

Серия "Тьма"

Проживающий в частном доме главный герой однажды идет в сарай/погреб и внезапно попадает в иное измерение. Точнее в какую-то изнанку времени - послевоенный СССР. Мир мертвый, людей нет. То есть местных нет, но есть достаточное количество тех, кто провалился сюда из других вариантов Земли (параллельных миров). Объединяет всех то, что они родом из России, все провалились сюда из "нулевых", и каждый в этот момент провала находился в абсолютной темноте. Также тут есть  порождения тьмы. Они вырастают в темных помещениях, и чтобы это не случалось помещения надо периодически просвечивать фонарями, а еще лучше сделать так, чтобы там вообще никогда не было темно. Еще есть сектанты, которые практикуют всякие зверства и вполне удачно сосуществуют с Тьмой и ее порождениями.
 
Сеттинг и все происходящее напоминает что-то среднее между  "Лангольерами" Кинга и сериалом "Скользящие". В целом - неплохо. Снова таки, есть удобные автору объяснения тех или иных метафизических особенностей окружающей персонажей действительности (почему люди не стареют, почему техника не гниет, почему люди застрявшие в этом мире не могут размножатся и т.д.).
 
Из официальной аннотации для первой книги:
Любая дорога начинается с одного, первого шага. Даже дорога в другую реальность. Иногда этот шаг можно сделать случайно. Всего лишь один шаг, и ты оказываешься на пороге Тьмы, в странном, потерявшемся среди слоев времени мире, среди таких же потерявшихся людей. Этому миру будущее не сулит ничего хорошего, но все же люди в нем остаются людьми, то есть обустраивают свою жизнь, любят, дружат, ссорятся, враждуют… и все равно ищут пути обратно, пусть это и выглядит безнадежным.
 
Из официальной аннотации для последующих:
Миров бесконечно много, они живут, они развиваются, они умирают, а в умирающие приходит Тьма. И в такие миры начинают проваливаться люди: кто случайно, а кто, как выясняется, нет. Но большинству обитателей таких миров не до размышлений о сложности мироустройства: они выживают и пытаются построить себе даже на фоне наступающей Тьмы нормальную жизнь. Или хотя бы похожую на нормальную. Как могут, как умеют.
 

Дилогия "Ветер над островами"

Книги про посмертное перемещение ГГ в далекое будущее Земли (а может и не земли, и не в далекое будущее), где континенты в ходе катаклизма оказались раздроблены на кучи островов и архипелагов. Большая часть островов заселена, но государств как таковых нет. В плане технического развития, культуры и социального устройства, мир находится где-то на стыке 19-20 веков, в основном из-за того, что имеющая большое влияние церковь сдерживает техническое развитие. По крайней мере в той области, которая касается вооружения.

В целом, книги можно назвать вариацией на тему цикла "Земля лишних" в мире напоминающем произведения Жюля Верна. В целом, события книги предсказуемы ибо стандартны для произведений Круза, так что предугадать действия героя и развитие сюжета никакого труда не составляет. Главное отличие от прочих произведений: акцент на кораблях и морских путешествиях. Примерно тоже самое, но только про легкомоторные самолеты, можно было видеть в цикле про "Тьму". В общем, даже тут Круз оказался не оригинален и верен своей привычке излишне фиксироваться на собственных увлечениях и перетягивать их в книги.

Официальная аннотация гласит:
Конец пути в этом мире… Не начало ли это всего лишь нового пути? Сумеешь ли ты познать законы мира, в который ты попал? Получится ли там найти друзей, встретить любовь, понять самого себя? Как изменишься ты сам? Что станет для тебя важным, а что покажется ненужной суетой? Хватит ли духу и смелости начать новую жизнь с чистого листа?
 

"Нижний уровень"

Самостоятельное произведение в котором используется сеттинг серии "Тьма". Место действия - современная Панама. Герой - наемник родом из России, занимающийся вопросами безопасности, слежкой, охраной/защитой и прочими подобными штуками. В ходе текущего задания сталкивается с проявлениями "тьмы" и ненадолго попадает в "изнанку мира". 
 

"Выживатель"

Книга "почти про зомби". Как и "Нижний уровень" не входит ни в одну из серий, но скорее потому, что задуман как первая книга новой серии. По стилистике и содержанию текст близок к "Нижнему уровню", что несомненный плюс. Но в целом - вторично, что видно уже по аннотации.

Официальная аннотация:
Человечество болело. Всегда. Болело и выздоравливало. Но не в этот раз. И причина - не эпидемия, а вакцина, которая была призвана от этой заразы людей спасти. Удалось выжить тем, кто не захотел или не смог получить прививки, ничтожная доля от миллионов, еще вчера населявших планету. Выжили и оказались в аду - потому что все остальные перестали быть людьми, превратились в монстров, психов, зверей, движимых двумя инстинктами - убить и сожрать. Денис Максимов, профи охраны и спецопераций, мечтал выйти"на пенсию" и обосноваться в Испании. Но вместо этого снова взялся за оружие, став свидетелем и участником страшной Катастрофы. Свидетелем - потому что удалось спастись в первые дни и увидеть крушение мира, участником - потому что теперь надо жить дальше, точнее, выживать, искать оставшихся нормальными людей и спасать своих близких.
 


Ну, а теперь общие впечатления от книг. 

Серия "Земля лишних" были первыми романами автора, которые судя по всему определили манеру написания серий "Эпохи мертвых" и "Я еду домой" и "Тьма". А манера у него очень специфическая. 
Во-первых, Круз очень много внимания уделяет всему, что связано с оружием, навыками героя и куче незначительных мелочей, которые не играют ровно никакой роли кроме раздутия количества символом в тексте. Так, найдя/купив/достав из закромов какой-нибудь пистолет/ружье/что-то еще огнестрельное, "герой" начинает мысленный монолог про то, чем этот ствол охуенный/плохой. С мельчайшими подробностями и деталями, которые по факту будут интересны только тем, кто также помешан на оружии как автор. В итоге описания оружия могут занимать чуть ли ни треть книги. И когда герою попадается новая пушка уже заранее ожидаешь, что сейчас его описанию будет посвящена минимум пара абзацев, а то и целая страница (или две!). Ожидания, как правило, оправдываются на все 100%. К сожалению.
 
С навыками персонажей примерно такая же история. Словно Круз с их (персонажей книги) помощью выступает в роли эдакого сенсея, который менторским тоном объясняет неразумным, насколько полезно уметь летать на самолетах, водить катера и БТР, и прочие подобные штуки (см. цитату из интервью). С одной стороны вроде бы прав, с другой..., ну ты же пишешь художественную развлекательную литературу, а не личными впечатлениями делишься и не инструкцию/методичку готовишь. Короче, слишком навязчиво.
 
Но самое утомительное в книгах это не описания оружия, а описание бытовухи. Тут как говорится "что вижу, о том и пою". Например, Круз может долго и нудно описывать процедуру сборов героя в кабак либо подбор экипировки (к слову про экипировку: такие моменты очень здорово напоминают наши "настолки" -- вот прям очень-очень похоже, вплоть до размышлений вслух :), или начинает описывать как герой сидит кушает, что видит в окно, как ковыряется в носу и прочее в том же духе.
 
Или вот может начать подробное описание мыслей героя касательно какой-нибудь сделки, и ты думаешь, что это очень важно. А потом ему словно надоедает, и он скатывается от частного к общему: начинает писать в духе "а потом поехал туда, порешал вопросы, вернулся к тому, тоже порешал вопросы, наведался туда-то прикупил чего не хватало и поехал домой". Проще говоря, автор слишком часто "льет воду", которая не играет никакой роли в сюжете, никак не раскрывает характер героев и вообще откровенно ни о чем. Помните как там Чехов говорил "Если в первом акте на сцене висит ружьё, в последнем оно должно выстрелить"? Так вот, Круз может развесить много таких "ружей", но ни одно в итоге так и не выстрелит. Хотя сюжетных линий ведущих в далекое никуда кажется нет, но все эти "описания ради описания" и ненужная детализация откровенно бесят, вынуждая пролистывать по несколько страниц за раз. Порой кажется, что выкинь их, и книга похудеет на две трети без какого-либо ущерба для описываемых в ней событий (при том станет в разы читабальней).
 
Во-вторых, стилистика и полотно повествования в большинстве книг Круза это временами натуральный вынос мозга. Куча профессионального сленга, сокращений, аббревиатур это еще ничего. Куда печальнее, что внутренний диалог героя периодически ломает стену между выдуманным миром и реальным, когда герой, или скорее даже не герой, а уже сам Круз, внезапно переходит на прямое обращение к читателю. Создается ощущение, что сидишь и общаешься с автором на каком-нибудь форуме, где он излишне развернуто отвечает на не высказанные тобой вопросы и что-то там тебе поясняет или объясняет свою позицию по тому или иному вопросу или просто предается воспоминаниям. 
 
Причем повествование зачастую ведется простым, "разговорным", языком и без видимых попыток причесать текст. Например, хотя бы убрать повторяющиеся или просто лишние слова. Во время чтения я иногда невольно начинал мысленно "править текст", делая его более читабельным. При том что я не писатель, не корректор и не редактор. В общем, не знаю, чем там занимаются все эти люди в издательствах, но походу работу они свою делают хреново -- такие тексты нельзя продавать.

Все это по началу сильно напрягает, но со временем привыкаешь и перестаешь обращать внимание. Забавно, но именно за такую манеру написания его почему-то любят фанаты. И те книги которые написаны с соблюдением элементарных норм и традиций художественной литературы, особо упоротым поклонникам почему-то нравятся меньше (а то и совсем не нравятся), на что сам Круз в одном из комментов в ЖЖ как-то даже сетовал. Типа он старался, рос над собой как писатель, а людям все равно подавай самиздат-style. 
 
В итоге, судя по тем же комментам, он планирует и дальше ваять тексты в таком же формате. Что, кстати, странно, поскольку писательство не является его основным источником доходов, поэтому мог бы смело забить хуй на мнение той части поклонников, которым нравится "старый Круз" (см. графоман). Ну или не жаловаться на то, что книги не приносит денег.
 
Что еще не понравилось, это то, как Круз подыгрывает своим героям. Все у них настолько складно выходит, что диву даешься. И люди правильные попадаются на пути, и решения принимаются практически всегда самые верные, и с "хабаром" везет, и в отношениях, и в бизнесе... короче, куда ни кинь - везде заебись. 
 
С другой стороны, нельзя утверждать, что все это происходит благодаря одной лишь слепой удаче. И тут самое время рассказать про то, что мне понравилось в книгах Круза.
 
Первое и главное - здравость суждений, логичность мыслей и здоровый прагматизм главного героя. Не всегда, но по большей части. Герой, как правило, не пытается геройствовать и вообще лезть на рожон. Именно после прочтения книг Круза, я неожиданно для себя стал излишне придирчиво и критично относится к фильмам, сериалам и книгам, которые до этого воспринимал нормально. В итоге, стал обращать внимания на всяческий бред и перестал получать былое удовольствие от просмотра/прочтения. Такие дела.
 
Чем еще примечательны книги данного автора - в них не сразу прослеживается сюжет. Точнее, его временами кажется нет совсем. Круз словно "ведет настолку", в которой есть какие-то ключевые места и обязательные события плюс главная цель. А все что происходит между этим, исходит от персонажей, так что он и сам не знает, что и как будет, вынужденно следуя обстоятельствам. Сказать, что это хорошо я не могу, скорее даже плохо. Но необычно.
 
На этом пока все, быть может позже добавлю еще что-нибудь.
Никогда не приписывайте злому умыслу то, что вполне можно объяснить глупостью. Бритва Хэнлона.