27 November 2024, 13:39

Author Topic: Классификация CRPG от RPG Watch

RPG diary

  • Sysop-In-A-Box
  • ***
  • Posts: 1994
    • RPG diary

Классификация CRPG от RPG Watch

Одним из самых обсуждаемых вопросов на форумах, посвящённых компьютерных ролевым играм, является «Что такое компьютерная ролевая игра?». По всей Сети можно найти множество различных мнений и ответов на этот вопрос. Кто-то скажет, что на этот вопрос никогда не найдётся однозначного ответа, другие же попросят перестать насиловать труп.

Около года назад мы начали обсуждение с целью установить основополагающие элементы жанра компьютерных ролевых игр. К нам присоединились другие люди и в течение этого года мы создали список, позволяющий оценить, является ли компьютерная игра ролевой, или же нет. Эта статья демонстрирует наш подход к ответу на главный вопрос и результаты исследования.

Простая формулировка «CRPG — это компьютерная игра, в которой вы отыгрываете роль игрового персонажа» ставит перед нами следующие вопросы:
  • Каковы элементы описания персонажа (повторяющиеся структуры) в компьютерной ролевой игре?
  • Какие из этих элементов необходимы, важны, а какие необязательны?
  • Какие элементы выделяют CRPG среди других жанров, таких как стратегии, приключенческие игры, боевики и симуляторы?
  • Есть ли у компьютерных ролевых игр сходства с настольными?
После продолжительного мозгового штурма мы решили разделить все элементы CPRG на четыре основных категории:
  • Ролевая система. Описывает способы создания, изменения и развития персонажей, повышающие их эффективность в игре.
  • Исследование. Описывает способы перемещения персонажа по игровому миру, всё, что он может найти, увидеть, с чем он может взаимодействовать. Например, игровые области, предметы и иные объекты.
  • Сюжет. Включает в себя все элементы повествования, такие как игровой мир, его историю, персонажей, диалоги, задания, описания, сюжетные линии и способы взаимодействия этих компонентов.
  • Боевая система (необязательно). Объясняет влияние ролевой системы, исследований и сюжета на результаты сражения (или, более обобщённо, на результат разрешения конфликта).
Мы сошлись на том, что столпами жанра компьютерных ролевых игр являются развитие персонажа, исследование и сюжет, в то время как сражения часто присутствуют, но не являются обязательными.

Чтобы отразить тот факт, что жанр компьютерных ролевых игр постоянно менялся — от первых бродилок до современных сюжетных игр — при этом далеко не все элементы присутствовали во всех поджанрах, для каждой из четырёх основных категорий был введён второй уровень классификации.

Список был разделён группы: необходимые («должны быть») элементы и важные («могут быть») элементы. Таким образом, мы получаем возможность выстроить очень гибкую систему, охватывающую все виды компьютерных ролевых игр, включая смешанные (Deus Ex, Spellforce, XCom и так далее).

Основные проблемы, возникающие при попытке классификации компьютерных ролевых игр:
  • Многие игры других жанров включают в себя элементы ролевых игр для повышения продаж.
  • Жанр компьютерных ролевых игр непрерывно менялся (и будет меняться в будущем).
  • Компьютерные ролевые игры содержат элементы других жанров. Например, нет чётких границ с приключенческими играми, боевиками и стратегиями.
  • Как и в других случаях, вопрос разделения элементов на необходимые и важные зависит от того, кого вы спрашиваете. Иначе говоря, наша классификация является отражением субъективных мнений группы людей, привлечённых к процессу её создания.
После долгих обсуждений, изучения книжных и интернет-исследований, а также тестирования на множестве игр мы пришли к общему мнению. Вот что у нас получилось.

Анализ CRPG (версия 1.00)

Ниже представлены три основные категории (ролевая система, исследование и сюжет), степень присутствия которых в игре необходимо оценить для того, чтобы признать её Компьютерной Ролевой Игрой (или CRPG). Любая предполагаемая компьютерная ролевая игра должна содержать все три основных категории и все входящие в неё необходимые элементы для получения звания примитивной ролевой игры. Все эти категории должны предлагать некоторую форму развития от начала игры и до её конца.

Итак, у нас есть следующие варианты развития событий, отражающие всё разнообразие игр в жанре:
  • Если хоть один необходимый элемент отсутствует — игра не является ролевой.
  • Если присутствуют все необходимые элементы — это примитивная компьютерная ролевая игра.
  • Если присутствуют все необходимые элементы и часть важных — это ролевая игра, поджанр которой нуждается в дополнительной оценке.
  • Если присутствуют все необходимые и важные элементы — перед нами полноценная компьютерная ролевая игра.

Ролевая система

Описывает способы создания, изменения и развития персонажей, улучшающие их эффективность в игре.

Необходимые элементы:

  • Вы управляете одним (воплощение, аватар) или несколькими (группа, партия) уникальными персонажами (не безликими болванчиками). Это необходимое условие для всех ролевых игр. В отличие от чистых стратегий, ваши персонажи уникальны и имеют имя.
  • Вы постепенно улучшаете характеристики и/или навыки (посредством внутриигровых значений, чаще всего очков опыта, получаемых за выполнение заданий, исследование мира, диалоги, сражения и так далее).
  • В процессе прохождения происходят проверки характеристик и/или способностей/навыков.
  • Персонажи могут улучшать свои характеристики и/или способности/навыки при помощи элементов снаряжения. Теоретически возможно создать компьютерную ролевую игру без снаряжения, но я пока не видел ни одной. Отсутствие элементов снаряжения может служить опознавательным знаком приключенческих игр, зачастую использующих инвентарь исключительно для предметов, которые применяются при решении головоломок.

Важные элементы:

  • Вы можете создавать своих персонажей. В современных компьютерных ролевых играх предустановленные разработчиками персонажи — обычное явление.
  • Игрок должен планировать развитие персонажа (-жей). Этот элемент отражает стратегический аспект создания и развития персонажа, а также сочетания навыков в группе.
  • Основным способом решения проблем, взаимодействия с игровым миром и преодоления препятствий является тактическое применение навыков/способностей персонажа/группы персонажей (навыки самого игрока вторичны). Если это условие не выполняется, то скорее всего, перед нами один из видов боевика, в котором решающее значение имеют навыки игрока, а не персонажа.

Исследование

Описывает способы перемещения персонажа по игровому миру, всё, что он может найти, увидеть, с чем он может взаимодействовать. Например, игровые области, предметы и иные объекты.

Необходимые элементы:

  • Ваш персонаж может взаимодействовать с игровым миром и находить новые игровые области.
  • Ваш персонаж может находить предметы и хранить их в инвентаре. Теоретически возможно создать компьютерную ролевую игру без инвентаря, но в таком случае получится пример довольно специфической и редкой для жанра игры.
  • Ваш персонаж может находить источники информации. Компьютерная ролевая игра без поиска информации невозможна в принципе.

Важные элементы:

  • В игре есть персонажи. Этот элемент отнесён к важным потому, что первые бродилки зачастую не имели других персонажей, кроме того, которым управлял игрок.
  • Вы можете выбрать свой путь (хотя бы из нескольких вариантов). Существуют линейные, «рельсовые» CRPG с практически полностью отсутствующим исследованием мира, такие как The Banner Saga.
  • Персонаж может воздействовать на игровой мир (опускать рычаги, нажимать кнопки, открывать сундуки). Трудно найти компьютерную ролевую игру без возможности воздействовать на игровой мир, но и такое возможно.
  • Игровой мир воздействует на персонажа (-жей) (погода, ловушки, отравленные места). Не все компьютерные ролевые игры воздействуют на персонажей при помощи определённых состояний игрового мира.
  • Существуют изначально недоступные области игрового мира, в которые можно попасть, лишь улучшив навыки персонажа, выполнив задание или решив головоломку (открыть замок, преодолеть препятствие, починить мост, развеять магию и так далее). Исследование игрового мира также должно зависеть от навыков.

Сюжет

Включает в себя все элементы повествования, такие как игровой мир, его историю, персонажей, диалоги, задания, описания, сюжетные линии и способы взаимодействия этих компонентов.

Необходимые элементы:

  • Ваш персонаж может получать информацию из информационных источников (намёки, цели, задания, навыки, заклинания, обучение). Этот элемент тесно связан с третьим необходимым элементом категории Исследование. После того, как источник информации найден, её необходимо получить.
  • Ваш персонаж может выполнять задания (существует по крайней мере одно сюжетное задание). Существуют ли ролевые игры без заданий? Нет, иначе это будет «песочница» или симулятор.
  • Ваш персонаж продвигается по цепочке связанных событий и играет в них свою роль. В той или иной степени внутриигровые события должны позволять персонажу выполнить действия, характерные для его роли. Иначе выбор роли теряет смысл.

Важные элементы:

  • Сюжет зависит от ваших решений, действий персонажей и характеристик/способностей/навыков. Это необходимое условие настольных ролевых игр. К сожалению, в компьютерных играх встречается не всегда.
  • Персонаж может взаимодействовать с источниками информации (например, разговаривать с персонажами). Диалоги и другие способы взаимодействия характерны для многих современных компьютерных ролевых игр, однако в древних бродилках этот элемент отсутствовал.
  • В процессе взаимодействия персонаж может сделать выбор. Этот элемент должен быть в компьютерных ролевых играх, однако не всегда есть.
  • Хотя бы некоторые из этих выборов должны иметь последствия. Этот элемент должен быть в компьютерных ролевых играх, однако не всегда есть.
  • Продвижение по сюжету требует от игрока обдумывания (моральные дилеммы, головоломки). Игрок должен использовать мозг для продвижения по сюжету. Тем не менее, существуют чистые «песочницы» и бездумные hack’n’slash.

Боевая система

Объясняет влияние ролевой системы, исследований и сюжета на результаты сражения (или, более обобщённо, на результат разрешения конфликта).

Важные элементы:

  • Эффективность в сражении зависит от характеристик и навыков персонажа (количество повреждений, шанс попадания, возможность использования определённых видов оружия и так далее). Боевая система, не связанная с характеристиками и навыками персонажа, является верным признаком боевика, полагающегося исключительно на навыки игрока.
  • В сражениях присутствует элемент случайности (броски внутриигровых кубиков). Практически во всех компьютерных ролевых играх присутствуют броски виртуальных кубиков и вероятностные функции.
  • Сражения должны иметь некоторую сложность (необходимость подготовки, использование тактики и элементов окружения).

Пояснения

  • Если игра подходит под категории Ролевая система и Исследование, но не имеет Сюжета, то это бродилка или «зачистка подземелий».
  • Если игра подходит под категории Исследование и Сюжет, но не имеет Ролевой системы, то это приключенческая игра, стратегия или боевик.
  • Если игра подходит под категории Ролевая система и Сюжет, но в ней нет Исследования, то это симулятор или линейная компьютерная ролевая игра.

Заключение

Подход с использованием контрольного списка с ролевыми элементами прост в применении и хорошо себя зарекомендовал. Если вы не согласны с одним из требований, вы можете не обращать на него внимание, перенести из важных в необходимые или наоборот в соответствии со своими пристрастиями.

Надеюсь, что этот список вдохновит вас на обсуждение элементов игрового процесса компьютерных ролевых игр, ведь это нужно, важно и просто интересно!


Источник: RPG Watch
Перевод: core-rpg.ru