Классификация CRPG от RPG Watch
Одним из самых обсуждаемых вопросов на форумах, посвящённых компьютерных ролевым играм, является «Что такое компьютерная ролевая игра?». По всей Сети можно найти множество различных мнений и ответов на этот вопрос. Кто-то скажет, что на этот вопрос никогда не найдётся однозначного ответа, другие же попросят перестать насиловать труп.
Около года назад мы начали обсуждение с целью установить основополагающие элементы жанра компьютерных ролевых игр. К нам присоединились другие люди и в течение этого года мы создали список, позволяющий оценить, является ли компьютерная игра ролевой, или же нет. Эта статья демонстрирует наш подход к ответу на главный вопрос и результаты исследования.
Простая формулировка «CRPG — это компьютерная игра, в которой вы отыгрываете роль игрового персонажа» ставит перед нами следующие вопросы:
- Каковы элементы описания персонажа (повторяющиеся структуры) в компьютерной ролевой игре?
- Какие из этих элементов необходимы, важны, а какие необязательны?
- Какие элементы выделяют CRPG среди других жанров, таких как стратегии, приключенческие игры, боевики и симуляторы?
- Есть ли у компьютерных ролевых игр сходства с настольными?
После продолжительного мозгового штурма мы решили разделить все элементы CPRG на четыре основных категории:
- Ролевая система. Описывает способы создания, изменения и развития персонажей, повышающие их эффективность в игре.
- Исследование. Описывает способы перемещения персонажа по игровому миру, всё, что он может найти, увидеть, с чем он может взаимодействовать. Например, игровые области, предметы и иные объекты.
- Сюжет. Включает в себя все элементы повествования, такие как игровой мир, его историю, персонажей, диалоги, задания, описания, сюжетные линии и способы взаимодействия этих компонентов.
- Боевая система (необязательно). Объясняет влияние ролевой системы, исследований и сюжета на результаты сражения (или, более обобщённо, на результат разрешения конфликта).
Мы сошлись на том, что столпами жанра компьютерных ролевых игр являются развитие персонажа, исследование и сюжет, в то время как сражения часто присутствуют, но не являются обязательными.
Чтобы отразить тот факт, что жанр компьютерных ролевых игр постоянно менялся — от первых бродилок до современных сюжетных игр — при этом далеко не все элементы присутствовали во всех поджанрах, для каждой из четырёх основных категорий был введён второй уровень классификации.
Список был разделён группы: необходимые («должны быть») элементы и важные («могут быть») элементы. Таким образом, мы получаем возможность выстроить очень гибкую систему, охватывающую все виды компьютерных ролевых игр, включая смешанные (Deus Ex, Spellforce, XCom и так далее).
Основные проблемы, возникающие при попытке классификации компьютерных ролевых игр:
- Многие игры других жанров включают в себя элементы ролевых игр для повышения продаж.
- Жанр компьютерных ролевых игр непрерывно менялся (и будет меняться в будущем).
- Компьютерные ролевые игры содержат элементы других жанров. Например, нет чётких границ с приключенческими играми, боевиками и стратегиями.
- Как и в других случаях, вопрос разделения элементов на необходимые и важные зависит от того, кого вы спрашиваете. Иначе говоря, наша классификация является отражением субъективных мнений группы людей, привлечённых к процессу её создания.
После долгих обсуждений, изучения книжных и интернет-исследований, а также тестирования на множестве игр мы пришли к общему мнению. Вот что у нас получилось.
Анализ CRPG (версия 1.00)
Ниже представлены три основные категории (ролевая система, исследование и сюжет), степень присутствия которых в игре необходимо оценить для того, чтобы признать её Компьютерной Ролевой Игрой (или CRPG). Любая предполагаемая компьютерная ролевая игра должна содержать все три основных категории и все входящие в неё необходимые элементы для получения звания примитивной ролевой игры. Все эти категории должны предлагать некоторую форму развития от начала игры и до её конца.
Итак, у нас есть следующие варианты развития событий, отражающие всё разнообразие игр в жанре:
- Если хоть один необходимый элемент отсутствует — игра не является ролевой.
- Если присутствуют все необходимые элементы — это примитивная компьютерная ролевая игра.
- Если присутствуют все необходимые элементы и часть важных — это ролевая игра, поджанр которой нуждается в дополнительной оценке.
- Если присутствуют все необходимые и важные элементы — перед нами полноценная компьютерная ролевая игра.
Ролевая система
Описывает способы создания, изменения и развития персонажей, улучшающие их эффективность в игре.
Необходимые элементы:
- Вы управляете одним (воплощение, аватар) или несколькими (группа, партия) уникальными персонажами (не безликими болванчиками). Это необходимое условие для всех ролевых игр. В отличие от чистых стратегий, ваши персонажи уникальны и имеют имя.
- Вы постепенно улучшаете характеристики и/или навыки (посредством внутриигровых значений, чаще всего очков опыта, получаемых за выполнение заданий, исследование мира, диалоги, сражения и так далее).
- В процессе прохождения происходят проверки характеристик и/или способностей/навыков.
- Персонажи могут улучшать свои характеристики и/или способности/навыки при помощи элементов снаряжения. Теоретически возможно создать компьютерную ролевую игру без снаряжения, но я пока не видел ни одной. Отсутствие элементов снаряжения может служить опознавательным знаком приключенческих игр, зачастую использующих инвентарь исключительно для предметов, которые применяются при решении головоломок.
Важные элементы:
- Вы можете создавать своих персонажей. В современных компьютерных ролевых играх предустановленные разработчиками персонажи — обычное явление.
- Игрок должен планировать развитие персонажа (-жей). Этот элемент отражает стратегический аспект создания и развития персонажа, а также сочетания навыков в группе.
- Основным способом решения проблем, взаимодействия с игровым миром и преодоления препятствий является тактическое применение навыков/способностей персонажа/группы персонажей (навыки самого игрока вторичны). Если это условие не выполняется, то скорее всего, перед нами один из видов боевика, в котором решающее значение имеют навыки игрока, а не персонажа.
Исследование
Описывает способы перемещения персонажа по игровому миру, всё, что он может найти, увидеть, с чем он может взаимодействовать. Например, игровые области, предметы и иные объекты.
Необходимые элементы:
- Ваш персонаж может взаимодействовать с игровым миром и находить новые игровые области.
- Ваш персонаж может находить предметы и хранить их в инвентаре. Теоретически возможно создать компьютерную ролевую игру без инвентаря, но в таком случае получится пример довольно специфической и редкой для жанра игры.
- Ваш персонаж может находить источники информации. Компьютерная ролевая игра без поиска информации невозможна в принципе.
Важные элементы:
- В игре есть персонажи. Этот элемент отнесён к важным потому, что первые бродилки зачастую не имели других персонажей, кроме того, которым управлял игрок.
- Вы можете выбрать свой путь (хотя бы из нескольких вариантов). Существуют линейные, «рельсовые» CRPG с практически полностью отсутствующим исследованием мира, такие как The Banner Saga.
- Персонаж может воздействовать на игровой мир (опускать рычаги, нажимать кнопки, открывать сундуки). Трудно найти компьютерную ролевую игру без возможности воздействовать на игровой мир, но и такое возможно.
- Игровой мир воздействует на персонажа (-жей) (погода, ловушки, отравленные места). Не все компьютерные ролевые игры воздействуют на персонажей при помощи определённых состояний игрового мира.
- Существуют изначально недоступные области игрового мира, в которые можно попасть, лишь улучшив навыки персонажа, выполнив задание или решив головоломку (открыть замок, преодолеть препятствие, починить мост, развеять магию и так далее). Исследование игрового мира также должно зависеть от навыков.
Сюжет
Включает в себя все элементы повествования, такие как игровой мир, его историю, персонажей, диалоги, задания, описания, сюжетные линии и способы взаимодействия этих компонентов.
Необходимые элементы:
- Ваш персонаж может получать информацию из информационных источников (намёки, цели, задания, навыки, заклинания, обучение). Этот элемент тесно связан с третьим необходимым элементом категории Исследование. После того, как источник информации найден, её необходимо получить.
- Ваш персонаж может выполнять задания (существует по крайней мере одно сюжетное задание). Существуют ли ролевые игры без заданий? Нет, иначе это будет «песочница» или симулятор.
- Ваш персонаж продвигается по цепочке связанных событий и играет в них свою роль. В той или иной степени внутриигровые события должны позволять персонажу выполнить действия, характерные для его роли. Иначе выбор роли теряет смысл.
Важные элементы:
- Сюжет зависит от ваших решений, действий персонажей и характеристик/способностей/навыков. Это необходимое условие настольных ролевых игр. К сожалению, в компьютерных играх встречается не всегда.
- Персонаж может взаимодействовать с источниками информации (например, разговаривать с персонажами). Диалоги и другие способы взаимодействия характерны для многих современных компьютерных ролевых игр, однако в древних бродилках этот элемент отсутствовал.
- В процессе взаимодействия персонаж может сделать выбор. Этот элемент должен быть в компьютерных ролевых играх, однако не всегда есть.
- Хотя бы некоторые из этих выборов должны иметь последствия. Этот элемент должен быть в компьютерных ролевых играх, однако не всегда есть.
- Продвижение по сюжету требует от игрока обдумывания (моральные дилеммы, головоломки). Игрок должен использовать мозг для продвижения по сюжету. Тем не менее, существуют чистые «песочницы» и бездумные hack’n’slash.
Боевая система
Объясняет влияние ролевой системы, исследований и сюжета на результаты сражения (или, более обобщённо, на результат разрешения конфликта).
Важные элементы:
- Эффективность в сражении зависит от характеристик и навыков персонажа (количество повреждений, шанс попадания, возможность использования определённых видов оружия и так далее). Боевая система, не связанная с характеристиками и навыками персонажа, является верным признаком боевика, полагающегося исключительно на навыки игрока.
- В сражениях присутствует элемент случайности (броски внутриигровых кубиков). Практически во всех компьютерных ролевых играх присутствуют броски виртуальных кубиков и вероятностные функции.
- Сражения должны иметь некоторую сложность (необходимость подготовки, использование тактики и элементов окружения).
Пояснения
- Если игра подходит под категории Ролевая система и Исследование, но не имеет Сюжета, то это бродилка или «зачистка подземелий».
- Если игра подходит под категории Исследование и Сюжет, но не имеет Ролевой системы, то это приключенческая игра, стратегия или боевик.
- Если игра подходит под категории Ролевая система и Сюжет, но в ней нет Исследования, то это симулятор или линейная компьютерная ролевая игра.
Заключение
Подход с использованием контрольного списка с ролевыми элементами прост в применении и хорошо себя зарекомендовал. Если вы не согласны с одним из требований, вы можете не обращать на него внимание, перенести из важных в необходимые или наоборот в соответствии со своими пристрастиями.
Надеюсь, что этот список вдохновит вас на обсуждение элементов игрового процесса компьютерных ролевых игр, ведь это нужно, важно и просто интересно!
Источник: RPG Watch
Перевод: core-rpg.ru