23 April 2025, 02:26

Author Topic: Первые впечатления от Eldritch Horror

Unseen

  • Icebreaker
  • *****
  • Posts: 7719
    • RPG diary
Публикую по следам этой ветки


Первые впечатления от Eldritch Horror


Вместо вступления

Увы, у меня не получится сравнить Eldritch Horror и Arkham Horror просто потому, что в Arkham я не играл да и не сильно хотелось из-за его феерической длительности. Но в целом Eldritch Horror можно охарактеризовать как немного упрощенную и убыстренную версию Arkham.



О чем?

Лавкрафтовские Древние — всякие кошмарные и могущественные гады из потусторонних миров — пытаются уничтожить наш мир. Группка героев (максимум 8 человек), обладающих тайным знанием, противостоит драматической напасти. Герои перемещаются по карте мира, улучшают свои навыки, «обрастают» полезными предметами и союзниками, сражаются с монстрами и, главное, пытаются выполнить три ключевых миссии по спасению планеты от нашествия древнего зла.



Правила

Fantasy Flight Games решила разбить правила на две мини-книжки — первая, собственно, сами правила, а вторая — всякие уточнения и пояснения к ним, выстроенные в алфавитном порядке. Смысл подобного разделения вот в чем: правила (первая книжка) объясняют только основы и не перегружают разными нюансами. А если по ходу игры возникают вопросы — а они возникают — надо смотреть уже «справочник» (вторую книжку).

Мне такой подход понравился. FFG печально известна своими мутными рулбуками, в которых между строк обязательно спрятаны критические детали. Ты эти нюансы, конечно, пропускаешь (как бы внимательно не читал и не перечитывал), и нередко первые 2-3 партии в итоге оказываются вроде как «холостыми». Потому что выясняется, что это ты делал не так, то — забыл, там — неверно подсчитал и т.д. А разделение позволило сделать основную книжку правил более понятной, лаконичной и логичной. Шанс пропустить важную мелочь уменьшается.

Да и механика, в общем, не особо сложная. Игра идет раундами, каждый из которых разбит на три фазы. Сначала действуют персонажи — перемещаются по карте, покупают предметы, меняются предметами между собой и т.д. Вторая фаза — герои сражаются с монстрами (если находятся с ними на одной клетке) и вскрывают/решают карты локаций-событий (encounter cards), если на клетке монстров нет. Третья фаза — вскрывается карта мифов (mythos card), которая гарантированно обеспечивает новые неприятности. На поле появляются порталы, из порталов лезут монстры, срабатывают негативные эффекты разных карт и т.д.



Кстати, правила получилось сделать относительно краткими еще и потому, что сами карты дают по ходу партии нужные инструкции. И все нюансы спрятаны именно в текстах карт.

Игроки выигрывают, если решают (одну за другой) три загадки, связанные с Древним — для этого надо выполнять специфические условия (добыть улики, убить особо сложного монстра и пр.). Сделать это надо до того, как маркер судьбы (doom token) в результате всякие недобрых случаев доберется до нулевого значения. Если это все-таки случилось — Древний вываливается из своего мира в наш. Иногда это сразу означает проигрыш, но как правило у игроков есть слабый шанс превозмочь Древнего в финальной битве.

Игроки проигрывают, если убиты все герои, закончилась колода мифов, сработали некоторые особенно паскудные эффекты карт мифов, ну или просто мир сожрал Древний.

Подробности можно узнать в правилах: Rulebook и Reference Guide.



Компоненты

Про качество компонентов ничего говорить не буду — качество у FFG всегда отменное. Отмечу другое. Во-первых, я ожидал увидеть на картах повторно использованный арт из старых игр серии Arkham Files, но увидел свежие картинки. Это приятно. Второй момент — компонентов много, но не критически много. По крайней мере, после Descent — большая коробка которого под завязку набита ВСЕМ — Eldritch Horror совершенно не пугает. Впрочем, свободное место на столе все равно стоит выделить с запасом. Поле очень большое, да и карточки персонажей с предметами надо где-то разместить.

Что меня неприятно удивило — в комплекте почему-то всего 4 кубика, в то время как разные тесты нередко просят кидать по 5 и больше кубов (коллективный разум подсчитал, что оптимальное число кубиков в базе составляло бы 8 штук). Если такая экономия задумана как попытка подтолкнуть к покупкам Arkham Horror Dice Set — то это страшное жлобство.



Атмосферность

Она ниже, чем мне хотелось бы. Какого-то погружения в зловещую мистерию я не почувствовал, хотя я честно читал все flavor-тексты. А пересказ партии не превращается на словах в увлекательный триллер, как это постоянно случалось с Last Night on Earth.

Тем не менее, все события игры специфически «лавкрафтовские». Например, героев регулярно охватывает неописуемый ужас при виде (голосом Лавкрафта) существ, внешний вид которых не может представиться даже в самом ужасном кошмаре. Конечно, злобным роем роются всякие культисты, проводятся ужасные ритуалы, вступают в дело представители тайных орденов, обнаруживаются загадочные руины и могущественные артефакты и происходят прочие полагающиеся в таких историях вещи.

Иногда события плохо вяжутся между собой. Иногда случаются какие-то абсурдные/смешные ситуации. Но, по крайней мере, никогда не нарушается общая выдержанная тематичность.



Общие впечатления от механики

Eldritch Horror — игра про кризис-менеджмент. Ситуация на поле ухудшается с каждым ходом, успеть во все нужные места невозможно, приходится постоянно выбирать среди нескольких вариантов действий «меньшее зло». Если не сравнивать Eldritch и Arkham Horror, то Eldritch вполне можно сравнить с Pandemic. Там герои мечутся по миру, уничтожая вирусы и собирая компоненты для вакциин. В Eldritch персонажи тоже шастают по карте, убивают монстров и закрывают порталы, из которых они лезут.

Только Eldritch , понятно, сложнее — у героев больше абилок, результат большинства действий не гарантирован (потому что проверяется броском кубиков), значительно больше рандома.

Выход карт и кубики, конечно, могут здорово подпортить впечатления играющим на результат аналитикам. Например, нашей в пробной партии с Денисом один монстр средней паршивости сумел убить двух героев-вояк подряд. Гада жгли керосином, стреляли по нему и применяли прочие полезные модификаторы. Но нет — кубики все равно показывали промахи. А еще монстр после этих отчаянных схваток регенерировал здоровье (сработала карта мифов). В итоге мы решили его больше не трогать вовсе.

Так что сильное влияние рандома и удачи точно понравится не всем.

А вот что все (и я) однозначно хвалят — те самые загадки (mystery card), условия которых надо выполнить для победы над Древним. Эти карты, по сути, работают как глобальные миссии. Никогда в Eldritch не случается такого, что в игре как бы нечего делать — когда ситуация на поле относительно спокойная, и ты как-то даже немного растерянно «прожигаешь» раунд на неважную возню. Загадки постоянно направляют в нужную сторону и даже определяют тактику. Можешь решить загадку? Иди решай. Нет? Ищи способы выполнить условия карты.

Еще очень понравились двусторонние карты. Например, вы применяете заклинание. На лицевой стороне написано как оно работает. Читаете, бросаете кубики, а потом переворачиваете карту и смотрите на эффект в зависимости от выпавшего результата (может сработать, может нет, а может и в самого героя бабахнуть). Или, скажем, герой влазит в долги — получает Debt condition. В определенный момент игра может попросить перевернуть карту долга и прочитать, что произошло — за героем могут явиться вышибалы кредиторов (проверяем силу) или какой-то таинственный тип предложит забыть долг в обмен на проклятье… Причем правила игры запрещают заранее читать эффекты на обратной стороне карт, сохраняя, тем самым, интригу (у однотипных карт разные эффекты на обратной стороне).

Время партии показалось мне удовлетворительным. Партия на двоих заняла два с половиной часа, включая сетап и (что важнее) постоянные сверки с правилами. Если уже знаешь нюансы, то партия на двоих легко будет укладываться в лимит двух часов. По ощущениям — как раз нормально (не сильно долго, не скучно). Партия с тремя персонажами — займет приблизительно три часа.

Кстати, по отзывам Eldritch Horror больше подходит для игры небольшими группами. Если число участников переваливает за пять (рекомендованный комьюнити минимум для борьбы с Ктулху — самым сложным Древним), длительность партии увеличивается катастрофически, растягиваясь на целый день. Хотя, сразу после релиза было расхожее мнение, что играть небольшим нечетным числом персонажей невыгодно. Все из-за того, что некоторые эффекты/условия берут за расчет половину игроков с округлением в бОльшую сторону. Но сейчас это мнение опровергнуто. Дело скорее не в числе персонажей на поле, а в том какие герои выбраны — одни лучше работают в паре, другие проявляют себе только в группе из четырех-пяти героев.

А вообще, я очень советую проверить вот этот документ, в котором фаны с официального форума аккумулируют статистику завершенных игр. Она показывает, например, что игроки выигрывают в половине случаев в основном за счет решения загадок (вероятность одолеть Древнего в финальной битве мизерная). При этом победа чаще всего одерживается из последних сил — до пробуждения Древнего остается 1-2 шага маркера судьбы.



Некоторые мысли в завершение

Первые впечатления — понравилось. Симпатично. Есть настроение «лавкрафтовского» приключения. Механика в целом несложная (в частности, если не смущает постоянное чтение карт). Вменяемая длительность. Игру, кстати, очень хочется разложить в соло-варианте (на BGG почти в каждом ревью Eldritch Horror попадается заметка, что-де «Играл N раз, при этом примерно треть партий — соло»). Влияние рандома существенное, ну и ладно — все подобные игры-приключения построены на америтрешевой механике, везде жалуются на удачу.

К слову, вспомнилось, что отзывы о Eldritch Horror шли по нехарактерной схеме. Первые ревью игру сильно ругали, хотя обычно с настолками FFG случается наоборот — дорвавшиеся до новинки фаны хвалят ее по чем зря. Но постепенно тон обзоров становился все более позитивным. Если сейчас проверить BGG, то последние ревью — хвалебные. Очень довольны те, кто когда-то попробовал Arkham, но разочаровался его тяжеловесностью. Edlritch оказался отличной облегченной альтернативой.

Что смущает — относительно мало encounter-карт. Эффект новизны длиться будет недолго. Знаю, что сейчас фаны пробуют написать приложение для iOS/Android, которое генерировало бы encounter-события на лету, исходя из того, в какой локации находится герой. Если получится и заработает как планируют — будет круто (во-первых, реиграбельность; во-вторых, сразу несколько стопок карт можно убрать со стола).

Еще по отзывам знаю, что Eldritch поставил в затруднительное положение некоторых владельцев Arkham Horror. Эти игры вроде и отличаются по механике, но в целом довольно схожи, и поэтому получается так, что более свежий и логичный Eldritch как бы замещает своего предшественника. Держать обе игры в коллекции большого смысла нет (если только вы не давний и убежденный фанат Arkham). В пользу Arkham пока говорят дополнения, но с выходом неизбежных экспаншенов для Eldritch это преимущество исчезнет. Вот и получается, что для нефаната Arkham новинка вытесняет старую игру.

P.S. «Мир Хобби» сообщал, что если все пойдет как надо, то русская локализация игры может появиться в марте или апреле. Впрочем, сроки, как это нередко случается, могут существенно сдвинуться.

via craydays.com
Никогда не приписывайте злому умыслу то, что вполне можно объяснить глупостью. Бритва Хэнлона.