27 December 2024, 15:14

Author Topic: Fable 3

RPG diary

  • Sysop-In-A-Box
  • ***
  • Posts: 2000
    • RPG diary
Fable 3
« Topic Start: 07 October 2013, 10:00 »

Fable 3

Серия Fable всегда стояла особняком среди ролевых игр, выделяясь из общей массы своим особым — в чем-то новаторским — подходом ко многим аспектам геймдизайна. В первую очередь это конечно выражается в концепции проекта, рассчитанного на более казуальную аудиторию нежели среднестатистический образ поклонника жанра RPG. Тем не менее, играть в первую часть было интересно и увлекательно, чему немало способствовала умело подчеркнутая атмосфера сказочности происходящего. Ореол сказки в полной мере присущ и третьей части. Вот только ориентация на “казуалов” в Fable 3 достигла своего апогея, превратив игру в развлечение для скучающих домохозяек.

На легкость восприятия игры работает не только фирменный визуальный стиль и особая атмосфера, но и — к сожалению для поклонников жанра — максимальное упрощение всего и вся. В полном соответствии с навязчивыми идеями Питера Мулине, новая часть серии доступна пониманию самой, что ни на есть, широкой аудитории. Вместо того чтобы бросать игроку вызов, Fable 3 всячески облегчает ему жизнь: не знаешь куда идти — следуй за светящейся линией; нужны деньги — в стране стабильный спрос на физический труд; требуется завоевать расположение окружающих — к твоим услугам набор эмоциональных ужимок, заменяющих диалоги; лень бегать между локациями — телепортируйся в любую точку карты откуда угодно и когда угодно. Все очень наглядно и комфортно. Комфорт в Fable 3 вообще играет важную роль, учитывая сколько времени — по крайней мере на начальном этапе игры — отнимает такая нудная рутина как например, завязывание дружеских отношений с окружающими или зарабатывание денег. В такие моменты процесс прохождения живо напоминает «фарминг» в какой-нибудь MMORPG и до безобразия скучен и монотонен.

Развеять однообразность происходящего помогают побочные задания. Чтобы узнать, кому нужна помощь, достаточно взглянуть на карту мира, где отмечены лица заинтересованные в услугах героя. Другой способ найти себе занятие — это подружиться с каким-нибудь NPC и получить задание от него. Набор поручений лежит в привычном диапазоне: от банальных “найди-принеси-передай-проведи” до весьма оригинальных и продолжительных. Некоторые, простые на первый взгляд квесты, внезапно оказываются многоступенчаты, и любая незначительная просьба в итоге может перерасти в цепочку заданий, связанных единым сюжетом и персонажами. В таких случаях игрок получает специальное уведомление и рекомендацию почаще заглядывать в журнал.

Практически все квесты Fable 3 — как и вся игра в целом — пронизаны юмором, и порой весьма специфичным. Грань между тонким подтруниванием, стебом или откровенной клоунадой довольно четкая. Взять хотя бы квест, где протагонист принимает непосредственное участие в настольной ролевой игре, отыгрывая роль спасителя принцессы. Игровая сессия выглядит вполне аутентично: борьба с дисбалансом и манчкинством, комментарии ведущего, обсуждение структуры приключения и дизайна «подземелья» — все на месте, включая вырезанные из картона фигурки персонажей. С другой стороны, имеем задания вроде «одень костюм цыпленка и собери разбежавшихся по городу кур», или «отыщи 50 оживших фигурок садовых гномов». Соседство в одной игре столь разных по духу и смыслу поручений выглядит довольно странно. Впрочем, желание разработчиков охватить самую широкую аудиторию, многое объясняет.

В частности, сразу становится понятно, почему персонаж практически бессмертен, может безостановочно кастовать заклинания и обладает бесконечным запасом боеприпасов. Бои в Fable 3 далеко не редкость — с ними связано выполнение большинства квестов; и какими бы трудными они не казались, игрок всегда выходит из них победителем. Смерть персонажа условна, здоровье восстанавливается автоматически, а заклинания бьющие по площадям гарантируют расправу над любым количеством врагов и сводят на нет необходимость в других видах атак. Боевая система Fable 3 в целом вполне стандартна для большинства Action/RPG: обычная и сильная/особая атаки, непробиваемый блок и перекаты. Комбо-ударов нет, но есть «фаталити», во время которых герой моментально и довольно красочно расправляется с противником. Больший интерес вызывает использование магии. Творить заклинания можно только при помощи специальных магических перчаток, представляющих различные стихии. Пока герой умеет обращаться с одной перчаткой, ничего выдающегося ждать не стоит, хотя в большинстве ситуаций и одной перчатки вполне достаточно. Но стоит приобрести навык одновременного использования двух перчаток, как мы тут же получаем возможность комбинировать различные заклинания. Так, скажем, надев герою перчатки огня и воздуха, можно будет направлять на врагов огненный смерч или создать вокруг себя огненный шторм. И вот тут уж магия выходит на первый план, оставляя позади и мечи с молотами, и ружья с пистолетами.

Ролевая система игры полностью соответствует задаче, которую поставил перед собой Мулине. У героя всего три атрибута, растущих автоматически, в зависимости от частоты использования связанных с ними типов атак: ближний бой повышает физическую силу, дистанционные атаки увеличивают ловкость, а магия влияет на силу воли. А вот развитием навыков приходится заниматься самостоятельно. Для их получения или улучшения персонажа следует отправить на так называемый «Путь Славы», который выглядит как дорога со стоящими вдоль нее сундуками. В каждом сундуке находится соответствующий навык, и чтобы его открыть необходимо заплатить определенное количество очков опыта. Стоит отметить, что содержимое сундуков порой вызывает недоумение. Наряду с новыми заклинаниями, повышением урона от атак или мастерства в разных видах ремесел, в них встречается и откровенная ерунда, вроде возможности менять персонажу прическу. Тратить накопленные очки опыта на подобные глупости кажется сущим безумством, но... вспоминаем про концепцию игры и тихо радуемся за поклонников The Sims.

На фоне стремления к тотальному упрощению и излишней визуализации проекта несколько иронично выглядит тот факт, что интерфейс игры оказался крайне неудобен. Как основной экран игры, на котором не отображается статус здоровья персонажа. Так и торговый интерфейс — для покупки в магазине требуется прямое взаимодействие с витриной, на которой лежит искомый товар. А список заданий можно увидеть только на глобальной карте мира. Но максимум неудобства достигнут в экране экипировки — чтобы увидеть персонажа необходимо вообще совершить целый ряд утомительных действий: вначале переместиться в штаб-квартиру; потом зайти в соответствующую комнату (будь то оружейная, примерочная или что-то еще), а будучи в комнате подойти к нужному стеллажу или манекену... И только тогда наконец-то получить возможность просмотреть или сменить экипировку. Интуитивно понятный интерфейс? Возможно и так, но с точки зрения юзабилити — чистый ад. Чем же так не угодило проверенное годами, традиционное меню, обращаться с которым гораздо быстрее и проще?

Сказка для взрослых

Самое необычное в Fable 3 то, что за всей кажущейся беззаботностью игры, скрывается достаточно серьезный сюжет. Он затрагивает совсем не детские вопросы, и проблемы, которые стоят перед протагонистом, часто вынуждают игрока делать непростой выбор, что резко контрастирует с общей атмосферой беспечности и сказочности происходящего.

Местом действия игры как и прежде является Альбион. Со времени окончания второй части прошло 50 лет, и за это время сказочный мир вступил в эпоху промышленной революции, что изменило его привычный облик. Признаки наступившего прогресса видны повсюду: крупные города, заводы, паровые машины, огнестрельное оружие и суровый капитализм, породивший нищету и безработицу.
Предыдущий король — главный герой второй части Fable — умер и теперь страной правит его старший сын по имени Логан. Игроку же достается роль его младшего брата (либо сестры), ведущего беззаботную жизнь в стенах дворца. За время своего правления Логан постепенно превратился в настоящего тирана, и его жесткая политика привела к появлению, пока еще робких, протестов среди населения. Начало игры знакомит нас с проявлением народных волнений и скорого суда короля, не желающего идти на уступки и велящего казнить митингующих. Возмущенный принц пытается вмешаться, и Логан ставит перед ним выбор — либо он казнит недовольных, либо отпустит, но взамен велит убить близкого протагонисту человека. Такая вот сказка.

Непростой выбор ставит окончательную точку в отношениях героя и его старшего брата, и он, по совету своего наставника, решает свергнуть тирана для чего бежит из дворца и отправляется на поиски союзников. Схема подготовки к революции достаточно типична. Вначале находим недовольных, потом выполняем их поручения и завоевываем доверие. Договоренность о поддержке скрепляется не только устно, но и письменно. От принца требуют подписать бумагу, обязывающую его после восхождения на престол выполнить все условия соглашения. И это не пустая формальность. Захват власти лишь половина дела. После того как Логан будет низложен выяснится, что все его действия были направлены на сбор средств для подготовки сильной армии, необходимой в грядущей войне с силами тьмы, грозящими уничтожить весь Альбион. Теперь вся ответственность ложится на нового короля, и уже ему придется решать — придерживаться соглашений с союзниками и тем самым поставить королевство под угрозу исчезновения, или же продолжить политику брата и накопить достаточно сил для решающей битвы.

Впрочем, есть и другой вариант. Получить средства на войну и при этом не нарушать договоренности можно за счет дохода от коммерческой недвижимости. Именно поэтому в начале игры приходится тратить время не на выполнение поручений, но на усердную работу пекарем, кузнецом или бардом, а все заработанные этими ремеслами деньги пускать на покупку домов и магазинов. Как говорится «готовь сани летом».

Казнить нельзя помиловать

Fable 3 оставляет после себя крайне противоречивые чувства. С одной стороны, прекрасная атмосфера викторианской эпохи (почти стимпанк), необычное развитие сюжета и пачка забавных квестов в придачу. С другой, куча раздражающих условностей, упрощений и ненужных элементов геймплея, напрочь убивающих желание играть.

В Lionhead пытались сделать игру для всех, но благое намерение победило здравый смысл и обернулось не лучшим образом. На мой взгляд, Fable 3 может доставить удовольствие очень узкому кругу лиц. Например, истинным поклонникам серии, ценителям необычных игр или людям малознакомым с играми вообще. Остальные, скорее всего, смогут пройти Fable 3 разве что из спортивного интереса. Других причин тратить время на очередную сказку от Мулине я не вижу.


Опубликовано: 22.07.2011
Автор: Unseen