Блог Ярослава Сингаевского: Подписка наносит ответный удар
Интересная тенденция в новостях — готовящиеся к выходу большие MMORPG как одна гребут против free-2-play тренда и объявляют о необходимости ежемесячной подписки.
Сначала этим удивила WildStar — симпатичный, забавный футуристический клон WoW от NCSoft. Правда, сразу поспешили предупредить, что подписку разрешено продлевать и за внутриигровую валюту. Прямо как в EVE Online с ее PLEX — дорогущими предметами, прибавляющими 30 дней активности на ваш аккаунт.
Буквально на следующий же день после новостей о платной WildStar стало известно, что и The Elder Scrolls Online потребует свои 15 баксов в месяц. Альтернативных способов оплаты не предусмотрено. Или пока не предусмотрено. “Ставить тут и там ворота с турникетами — неправильно. Один небольшой ежемесячный платеж даст вам доступ ко всему контенту без всяких ограничений” — говорит пресс-релиз.
Несколько дней спустя выяснилось, что в TES Online вдобавок к подписке будут микроплатежи.
На фоне таких объявлений вспомнилось, что перезапущенная онлайновая Final Fantasy тоже не отказалась от подписки.
Прямо заговор.
Игроки, что показательно, массово против. Я не поленился почитать обсуждения озвученных новостей на разных площадках. Общая суть комментариев примерно такова:
- Подписка it’s so 2004
- Подписка в TES Online?.. Я тут вспомнил, что хотел посмотреть новые моды для Skyrim
- 15 баксов в месяц — слишком дорого. Урежьте ценник в 2-3 раза, пожалуйста. Я плачу за Netflix $7.99, какого черта игра долна стоить дороже?
- Почему я вообще должен платить за игру, если я в нее (по каким-то причинам) не играю? И не надо мне рассказывать про нищебродство и переводить стоимость подписки в чашки кофе из Старбакс. Мне не тяжело потратить 15 баксов, я не понимаю зачем мне АБСТРАКТНО платить за игру. Лучше платить за реальную сиюминутную потребность в игре (самая важная перемена в психологии геймеров, по-моему — прим.)
- Короче. Поиграю, когда проект переведут на free-2-play модель. Это точно случится. Ставлю на 6/9/12 месяцев с момента запуска
И это говорит core-аудитория, между прочим (казуалы давно живут в условно-бесплатно мире).
В разговорах часто вспоминают Guild Wars 2, которая просит денег только за коробку и прекрасно себя чувствует. Обновления контента выходят каждый две недели. Оборот необязательных микроплатежей за всякий fancy stuff пока настолько хорош, что ArenaNet даже отложила выход экспаншена. Мол, и без него денег достаточно.
Но пример Guild Wars 2, честно сказать, не совсем правильный. Guild Wars еще с первой части воспитала у своей аудитории специфический культ шмотничества — на чем и держится монетизация (костяк аудитории Guild Wars 2 перешел из первой части).
Если говорить о толковой большой F2P MMORPG, лучше прицелиться на ставший бесплатным RIFT. Ни разу не слышал, чтобы кто-то ругал его модель. Все только хвалят. Поэтому неудивительны встречные вопросы о необходимости подписки в новых играх. Зачем она, если можно не нагло, а аккуратно построить pay walls и завлечь в свой луна-парк еще больше народа.
Мне интересно, чем руководствуются издатели, решаясь вернуть подписку. Планируют, что проект соберет достаточную платящую базу, которая и будет тянуть его вперед? У Star Wars: The Old Republic этого не получилось, например. А фанов Star Wars явно больше, чем фанов той же The Elder Scrolls. К тому же, 40% людей, ушедших из The Old Republic, в качестве причины ухода выбрали «Необходимость ежемесячной платы».
Может издатели подсчитали, что все-таки выгоднее снять какие-никакие сливки, включив подписку, а потом дождаться неизбежного спада интереса и перевести все в один клик на free-2-play? Может быть… Но такой подход мне тоже кажется лицемерным. Хотя бы потому, что заплатившие и за коробку, и за подписку будут выгребать обязательные стартовые баги. А те, кто придут на F2P контента увидят больше, багов — меньше, и общий баланс к тому моменту, вероятнее, станет лучше.
Эта попытка повернуть MMORPG к истокам кажется мне какой-то нелепой авантюрой, которая рано или поздно закончится переводом на условно-бесплатные рельсы. Время сейчас такое. Единственно верный вариант поведения при запуске очередной вкусной MMORPG — чуть-чуть подождать — как никогда актуален.
Logged
Никогда не приписывайте злому умыслу то, что вполне можно объяснить глупостью. Бритва Хэнлона.