Утянуто из блога Ярослава Сингаевского с gameplay.itc.ua
Страх и ненависть к free-2-play
Вы, конечно, знаете, что free-2-play — это наше утвердившееся уже даже будущее, а почти что настоящее. Нравится оно вам или нет.
И всем давно очевидно, что бесплатность таких игр — совершенно условная. Да, саму игру выдают за просто так. Но потом вас активно попытаются раскрутить на мелкие внутриигровые покупки — шапки, пушки, тачки, броню или какие-нибудь батарейки, без которых придется полчаса ждать перезарядки важного для геймплея девайса.
Базовый принцип устройства free-2-play прост — игру можно пройти (или можно бесконечно играть в нее), не платя ничего, но в таком случае придется испытывать разные неудобства. Ждать каких-то событий, гриндить ресурсы и прочее. Хотите комфорта? Хотите все и сейчас? Открывайте кошелек.
И вроде бы даже есть в этом своя специфическая справедливость — за удобства надо платить. Но, конечно, в алчном предвкушении баланс часто устанавливают такой, что без микроплатежей free-2-play игра быстро превращается в сеанс добровольного мазохизма.
Еще хуже, когда free-2-play оказывается на поверку банальным pay-2-win. Причем нередко это становится очевидно сразу же после того, как игра провела вас за ручку через неотключаемый туториал и показала общий расклад и цены.
И ты такой: “Да ну на хер!”
Поэтому free-2-play не любят. И справедливо, конечно.
С другой стороны, показательная не любовь к free-2-play стала настолько стереотипной, шаблонной, что игрокам проще сразу впасть в религиозную истерию и начать выть на счет микро-платежей, чем попытаться хоть немного разобраться в механике.
Вот недавний пример с Real Racing 3 очень показательный.
Real Racing — если кто не знает — это такой пафосный аркадный автосим на мобильных платформах. Там реалистичная картинка, лицензированные машины и треки, тюнинг, длинная и подробная карьера и прочие атрибуты большой и важной игры. Первые две части Real Racing произвезли локальный фурор, поэтому третью ждали как второго пришествия.
ЕА решила, что будет отдавать Real Racing 3 бесплатно — согласно всем последним трендам. При этом вот какая штука: машины в игре пеориодически требуют технического обслуживания — им надо поменять масло, подрегулировать тормоза и прочее (иначе будет ехать хуже, чем может). Все эти манипуляции занимают реальное время. Но можно сделать ускоренную перемотку за специальные монетки (которые, понятно, покупаются за настоящие деньги).
Ой что началось!..
Тут еще, надо сказать, на вентилятор вбросили журналисты, которые играли в дорелизный «новозеландский» билд, где таймеры сервиса были настроены иначе (сейчас все происходит быстрее). Но и игроки хороши. Вместо того, чтобы проверить Real Racing 3 практикой, они — увидев те самые таймеры — исступленно бьются лбом о стены, проклиная ЕА, все ее руководство и мам всего руководства.
Примечание: кстати, в игре можно ничего не ждать, а просто изменить время на вашем телефоне/планшете — и вуаля, все готово.
Правда же вот какова — Real Racing 3 нормальная совершенно игра. После покупки второй машины (для этого надо покататься минут 30), проблема с ожиданием сразу становится куда менее актуальной. Пока одна тачка стоит в мастерской, нарезаешь круги на другой. А когда автопарк разрастается, то становится совсем хорошо… Покупка крутых тачек за реальные деньги? Так ничто не мешает вам накопить нужную сумму обычным гриндом. В том же Gran Turismo это воспринимается как должное.
Другой свежий пример неуместной истории — The Banner Saga: Factions. Красивейшная пошаговая тактика с морозным духом Скайрима. То ли летом, то ли осенью должны выкатить сюжетную кампанию, а пока у нас есть бесплатная PvP-часть. Собираете команду вояк и сражаетесь на арене с отрядами других игроков.
Первое, что я сделал, после того как The Banner Saga провела меня через неотключаемый туториал — конечно же пошел в магазин. И увидел, что там за деньги можно покупать т.н. Renown — это такой ресурс, который требуется для покупки и прокачки юнитов.
“Да ну на хер!” — подумал я.
А потом все-таки зашел на стимовский форум и не поленился прочитать пост, поясняющий особенности устройства местной free-2-play схемы.
И оказалось, что все тут, в принципе, честно. Да, можно накупить renown и с ходу прокачать свой отряд. Но прокачка самым непосредственным образом связана с рангом игрока — и этот ранг Factions учитывает при матчмейкинге. Т.е. платящие прокачанные игроки будут играть с такими же платящими прокачанными игроками. ИЛИ — будут играть с теми, кто не платил, а просто по ходу докачался до соответствующего ранга. Естественно, такие люди игру знают и понимают намного лучше — и проходятся по платящим уверенным паровым катком, что (судя по тем же форумам) доставляет особое, ни с чем не сравнимое удовольствие.
Так о чем я — не спешите заранее хоронить такие бесплатные игры. Среди них, конечно, полно всяческой жадной ерунды, но и (надо же) достойные вещи тоже встречаются. И, думаю, будут встречаться все чаще.
И вроде бы даже есть в этом своя специфическая справедливость — за удобства надо платить. Но, конечно, в алчном предвкушении баланс часто устанавливают такой, что без микроплатежей free-2-play игра быстро превращается в сеанс добровольного мазохизма.В этом предложении я узнал SWTOR!