Ну иногда можно догадаться. Например в демке ситуация: NPC заразился скверной. Его жена, по совместительству член отряда, и ГГ решают что делать. NPC говорит жене "килл ми", жена колеблется, у ГГ следующие варианты ответов:
1. "веточка" - это твой муж, и только тебе решать его судьбу
2. "маска" - если тебе тяжело, это могу сделать я
3. "наковальня" - чтобы не решила давай быстрые, у нас мало времени.
Первый вариант ответа +15 к дружбе с этим персом, третий -15. Но в целом конечно иногда не знаешь, куда заведет разговор. Типа надо прочувствовать ситуацию и вести себя соответственно... ну или так как хочется. ИМХО наиболее здравые фразы те что под "маской". Это если судить с точки зрения здравого смысла и практичности. На деле же чтобы получать плюшки придется заниматься экспромтом. Плохо то, что иногда диалоги длятся очень долго и проходят между боями. Т.е. если делать save\load с целью выявить наиболее лучший вариант ответа, то потом придется долго и нудно проходить по новой одни и те же куски. Это вроде так же как в МЕ 2 было.
Хотя вот что интересно. Плохое отношение напарников... тоже дает бонусы!
Например, та самая жена NCP - файтер. Если она дружит с ГГ у нее одни бонусы (не помню какие), если соперничает, то получает +10% к настороженности. Так что надо заранее смотреть какие у кого бонусы жирнее и исходя из этого строить отношения.