23 April 2024, 10:34
Обзор Deus Ex: Human Divided

Author Topic: Deus Ex: Human Divided

RPG diary

  • Sysop-In-A-Box
  • ***
  • Posts: 1967
    • RPG diary
Deus Ex: Human Divided
« Topic Start: 28 November 2016, 20:22 »

Deus Ex: Human Divided

Вышедший в 2011 году Deus Ex: Human Revolution, стал шикарным подарком всем поклонникам вселенной Deus Ex, к тому времени давно отчаявшимся когда-нибудь увидеть новую игру из едва наметившейся серии. И без того немалый интерес к приквелу еще больше подогревал тот нюанс, что разработчики старались воссоздать в нем все отличительные черты Deus Ex образца 2000-2003 годов, немало в этом преуспев: Human Revolution получился очень в духе оригинальной дилогии, во многом благодаря чему был довольно тепло принят как критиками, так и обычными игроками (включая вечно недовольных, постоянно ноющих олдфагов). Казалось, разработчики хорошо понимают, что делают (и что нужно делать дальше), и теперь медиафраншизу ждет настоящий ренессанс.




We (never) asked for this

И вот, спустя пять лет, выходит Mankind Divided, глядя на который сложно поверить в то, что перед тобой новая игра, а не масштабный аддон к предыдущей. Кроме полагающихся в таких случаях изменений общего характера (чуть улучшенная графика, смена декораций, новый сюжет, персонажи и т.д.) и скромного числа не принципиальных нововведений, Mankind Divided построен на тех же принципах и работает по тем же правилам, что и его предшественник, повторяя Human Revolution чуть менее, чем полностью. В принципе, ситуация вполне типична для большинства сиквелов. Вопрос в другом: так ли это плохо (и если да, то насколько и в сравнении с чем)? Лично мне затруднительно дать однозначный, прямой ответ на подобный вопрос.

С одной стороны, ответ: "Нет, не плохо" — прозвучит как признание в том, что тебя устраивает застой в развитии серии, и ты готов снова и снова тратить деньги и время на фактически ту же самую игру, какой она была пять (и более) лет назад. Да, Mankind Divided выглядит все еще притягательно и способен неплохо развлечь. Но сколь бы увлекателен ни был геймплей, многократное повторение одного и того же гасит удовольствие. И проблема здесь не только и не столько в каких-то отдельных, часто повторяющихся элементах игрового процесса (вроде опостылевшего взлома компьютеров, коих хватило бы на три игры).




Суть в том, что Mankind Divided почти нечего предложить искушенному игроку. Пусть в игру добавили новое снаряжение (частично взамен старого) и импланты, ввели новые типы противников и расширили список интерактивных объектов игрового окружения — всего этого оказалось недостаточно, чтобы заметно разнообразить игру. За очень редким исключением игроку предлагаются те же что и всегда способы решения задач, а также ставший привычным набор ключевых возможностей Адама вкупе с алгоритмами действий, доведенными почти до автоматизма в прошлых играх серии (из-за чего прохождение игры обрело оттенок механической рутины).

Впрочем, тому что игровой процесс Mankind Divided не претерпел существенных изменений как минимум со времен Human Revolution, гораздо легче найти оправдание (да и надо ли?), чем объяснить вторичность сюжетной части игры. Взявшись писать новую историю, авторы ничуть не постеснялись вплести в нее множество ситуаций, событий, персонажей и квестов, перекликающихся с прошлыми играми серии. Все эти проникновения на секретные базы, борьба с террористами, вмешательство в полицейские расследования, разборки с бандитами, противостояние иллюминатам и т.д. и т.п. уже не раз можно было видеть ранее.

Иногда сходство с прежними играми едва уловимо, но местами доходит едва ли не до прямого цитирования. Как, например, в случае с главным антагонистом игры. Любой, кто помнит первый Deus Ex без труда заметит его поразительное сходство с Гюнтером Германом — начиная с внешности персонажа и заканчивая изящным способом его ликвидации. Что это: своеобразная "пасхалка" или признак творческого кризиса? Но это полбеды. Хуже, когда встречаешь повторяющиеся или сильно похожие друг на друга сценарии заданий, сосуществующие внутри одной игры. В этом плане наиболее показателен пример с ограблением банка "Пэлисейд": при определенных обстоятельствах это доведется сделать дважды.




Между тем, вторичность сюжетной линии не единственное, что вызывает претензии. Взять вот, к примеру, мотивацию Адама. В Human Revolution героем вначале двигала месть, затем желание докопаться до истины; поиски Меган опять же. А что в Mankind Divided? В Mankind Divided протагонист, будучи оперативником спецподразделения Интерпола, большую часть времени... просто делает свою работу. Одновременно с этим он вроде как пытается выйти на след иллюминатов, но об этом вспоминают эпизодически, толком не объяснив, зачем ему это надо и чего он пытается добиться в конечном итоге. Уничтожить организацию подчистую? Помешать им менять мир на свое усмотрение? Но если вспомнить первую часть то становится очевидно, что этот маленький крестовый ждет фиаско, если только разработчики не задались целью переписать историю вселенной Deus Ex.

И вообще, с точки зрения нарратива, сделать Адама главным героем игры было весьма спорным решением. Волевым решением сценаристы взяли за отправную точку игры тот вариант финала Human Revolution, при котором Дженсен взрывает "Панхею" и при этом погибает сам. Казалось бы, на этом все, в его истории поставлена жирная точка. Можно двигаться дальше, выбрав в качестве главного героя кого-нибудь другого. Но нет, разработчики решили, что будет практичнее воскресить Адама. А ведь насколько мог бы преобразиться геймплей, доведись поиграть каким-нибудь обычным, зависимым от нейропозина "аугом" или же ординарным человеком вовсе без каких-либо имплантов. Самое интересное, что замени Дженсена кем-то другим, не пришлось бы даже сильно переписывать сюжет, достаточно было просто внести ряд незначительных правок. Всеж таки связь между событиями Human Revolution и Mankind Divided держится не столько на персоне Дженсена, сколько на результатах его действий (точнее, на той их версии, которую взяли за основу сценаристы).




Некоторое замешательство вызывает вступительная часть игры. События Human Revolution и Mankind Divided разделяет два года, однако вместо внятного пролога, объясняющего что происходило в этом время с главным героем, сценарий без лишних слов и долгих объяснений забрасывает персонажа в самую гущу событий: игрок обнаруживает Адама на борту летящего "кэрриера", где он в составе отряда спецназа проходит краткий инструктаж перед самым началом выполнения важной миссии в Дубаи. Как и почему он тут оказался? Что происходит? Кто все эти люди!? Чуть позже ситуация повторяется вновь. Игроку мимоходом представляют одного из ключевых персонажей сюжета, давая понять, что их с Дженсеном связывает общая история. Но где подробности? Кем является этот персонаж? Как давно они с Адамом работают сообща? Что задумали? Вопросов тут больше чем ответов, причем люди прошедшие Human Revolution будут пребывать в таком же неведении как и новички.

Немного пролить свет на происходящее призван опциональный 10-минутный(!) видеоролик с кратким пересказом ключевых моментов Human Revolution, плавно переходящих в лишенную подробностей вводную к Mankind Divided. Просмотр видео будет полезен новичкам для получения базовых знаний о мире Deus Ex, необходимых для лучшего понимания контекста игры, однако же, он все равно не раскроет всех деталей прошлого и толком не объяснит все нюансы происходящего с героями здесь и сейчас. Для этого придется собирать информацию по крупицам на протяжении почти всей игры, с тем чтобы в самом ее финале обнаружить общую незавершенность повествования. История обрывается буквально на полуслове, оставляя сюжетную линию незавершенной. Фактически, вместо нормальной концовки получился такой себе клиффхэнгер, намекающий на неизбежный выход то ли продолжения, то ли сюжетного DLC.

К слову, о DLC. Скорость появления первых "Историй Дженсена" (так называются дополнения с новыми квестами) дает повод подозревать студию (или издателя) в нехорошей практике вырезать куски из готовой игры, чтобы продавать их позже под видом мини-аддонов. Во всяком случае, первая же "история Дженсена", вошедшая в состав расширенной версии игры, проливает свет на кое-какие нюансы основного сюжета.




Возвращаясь к первоначальному вопросу. Сказать: "Да, плохо!" — значит слукавить. Думаю я не сильно погрешу против истины, сказав что серия Deus Ex вообще, и Human Revolution в частности, привлекает игроков не сюжетами, густо пропитанными духом разнообразных конспирологических теорий, изобилующих всевозможными тайными организациями и двойными агентами; и не сеттингом, погружающим игроков в дивный мир, где огромная куча людей, будучи хорошо осведомлённой о негативных последствиях аугментации (отторжение имплантов, ведущее к зависимости от нейропозина), вопреки всякой логике все равно добровольно отрезает себе части тела, заменяя их биомеханикой.

Core-аудитория ценит Deus Ex в первую очередь за потрясающе вариативный геймплей, сравнительно широкую свободу действий, локации-"песочницы" и естественную мотивацию к скрупулезному исследованию игрового окружения. А поскольку Mankind Divided в этом отношении, как минимум, ничем не уступает предшественникам, кажется несправедливым попрекать разработчиков использованием проверенных временем решений в области геймдизайна и старых игровых механик, раз уж они наделяют игру всеми нужными качествами. В конце концов, разве кто-то реально ожидал от новой части Deus Ex чего-то кардинального иного? Вряд ли.

Тем более что некоторые, не самые лучшие или же просто требующие переосмысления элементы Mankind Divided, достались игре по наследству, являясь неизменными атрибутами каждой части серии, начиная с первой. И оказаться от этого наследия нелегко. Не из-за сантиментов или боязни спровоцировать волну критики от фанатов Deus Ex (без чего гарантированно не обошлось бы), но сугубо из практических соображений: зачем чинить то, что худо-бедно работает и — пока еще — стабильно радует игроков? Особенно, если не знаешь наверняка, как сделать лучше. Возможно, именно по этой причине Eidos Montreal не стали ничего менять в корне, сосредоточив усилия в работе над улучшением отдельных аспектов игры.




На мой взгляд, их усилия не пропали втуне. При очевидном сходстве с Human Revolution, у Mankind Divided все же есть ряд достоинств, выгодно отличающих игру от прошлых частей.

Начать, пожалуй, стоит с места действия игры (большей ее части) — Праги. Признаться, выбор одного из городов Восточной Европы в качестве ключевой локации-хаба, вначале показался мне не лучшей идеей, поскольку в этом отношении я заложник стереотипов и жанр киберпанка у меня прочно ассоциируется с мегаполисами Северной Америки, странами Азии или, в крайнем случае, с Западной Европой (на самом деле, только с Германией). Тем не менее, у дизайнеров получилось создать вполне убедительный образ города недалекого уже будущего, органично совместившего исторические достопримечательности и архитектуру старого города, с явлениями нового времени, вроде чересчур абстрактных скульптур, ультрасовременных строений из стекла и бетона или причудливой уличной рекламы, похожей на художественные инсталляции.

Размеры города тоже впечатляют (по меркам серии). Он поделен на пять районов, каждый из которых по обыкновению напичкан кучей интересных мест и непривычно просторен. Причем границы локаций расширили не только в горизонтальной плоскости, но также в вертикальной. Часть доступных Адаму "маршрутов" пролегает как под землей, так и высоко над поверхностью: через балконы, карнизы, кондиционеры, крыши. Правда, заниматься паркуром в Mankind Divided неудобно, это все таки не Mirror’s Edge; тем не менее, чем больше у игрока возможностей, тем лучше.




Далее — новые импланты. Ворох экспериментальных аугментаций неизвестного происхождения, порядком расширил и без того немалый арсенал возможностей Адама. Хотя, тут не обошлось без ложки дегтя. Многие  "железки" дублируют функционал существующих образцов снаряжения, тем самым не сильно влияя на геймплей и делая невыгодной трату "праксис" на свою покупку и последующее развитие. На мой взгляд, единственной реально полезной аугментацией заслуживающей внимания является удаленный взлом. С его помощью можно с незаметно саботировать работу охранных систем или (де)активировать разного рода объекты игрового окружения.

Кстати о гаджетах. Порадовало появление в игре "мультитула": универсальной электронной отмычки для удобного и быстрого взлома компьютеров и электронных замков, идею которой разработчики очевидно подсмотрели в первом Deus Ex. Достаточный запас таких отмычек позволяет здорово сэкономить на приобретении соответствующих имплантов и перестать терять время на мини-игры.

Другой приятной неожиданностью стал крафтинг и прокачка оружия. Обе "фичи" реализованы довольно незамысловато и не обеспечивают нужды игрока на 100%, но все равно крайне полезны. Впечатление портят только две вещи: невозможность разобрать ненужные предметы на компоненты для создания предметов нужных; а также универсальность найденного хлама: его можно использовать как для создания всяких полезных штук, так и для улучшение характеристик оружия, в связи с чем образуется некоторый дефицит столь полезного ресурса.




Напоследок о, пожалуй, самом "вкусном", что есть в Mankind Divided — второстепенных квестах. Их общее количество увы невелико, зато в отличие от сюжетных миссий, более всего напоминающих боевые вылазки, побочные задания чаще связаны с неспешной работой детектива: поиском улик, добычей и анализом информации, общению с другими персонажами. Благодаря этому сторонние квесты получились действительно интересными, разнообразными и запоминающимися (вроде выслеживание серийного убийцы "аугов" или противостояние лидеру культа "дауншифтеров").

Особняком среди опциональных заданий стоит сюжетная арка, посвященная новым имплантам Адама, установленным без его ведома в промежутке между событиями Mankind Divided. К огромному сожалению, полноценное расследование не состоялось: создав вначале неплохую интригу, на определенном этапе разработчики "слились", не доведя историю до ее логического завершения и оставив без ответа ряд важных вопросов. Вполне возможно, они планируют вернуться к этой теме в каком-нибудь DLC (но скорее всего нет) или в полноценном продолжении игры.




Будучи большим поклонником Deus Ex (и вообще всех похожих по духу и концепции игр), с сожалением должен признать, что Mankind Divided неплохо подходит на роль первой, ознакомительной игры по вселенной Deus Ex, однако в рамках серии проект не может предложить почти ничего нового, вызывая справедливое разочарование у искушенных игроков, как отсутствием уникального игрового опыта, так и малым количеством по-настоящему оригинального контента.

И вот ведь какая странная штука: выход Human Revolution по сути ознаменовал собой перезапуск серии, тем самым развязав сценаристам руки, обеспечив широкой свободой творчества. Однако по какой-то причине они не воспользовались по полной представившейся возможностью, продолжив с маниакальным упорством цепляться за прошлое, раз за разом возвращаясь к избитым темам и паразитируя на идеях 15-летней давности.

В этой связи легко ощутить грустную иронию, если вспомнить подзаголовок игры про невозможность остановить прогресс. Ведь прогресс — это то, чего Mankind Divided практически лишен. Попытка дословно воспроизвести оригинальный Deus Ex имела смысл в Human Revolution — игре, проложившей мост между далеким прошлым серии и ее настоящим; соединившей два разных поколения игроков в одну общую аудиторию. Но продолжать двигаться в этом направлении, значит вести серию в тупик.

Автор: Unseen