19 April 2024, 09:11

Author Topic: Of Orcs and Men

RPG diary

  • Sysop-In-A-Box
  • ***
  • Posts: 1966
    • RPG diary
Of Orcs and Men
« Topic Start: 07 October 2013, 13:14 »

Of Orcs and Men

До самого выхода Of Orcs and Men оставался настоящей «темной лошадкой». На протяжении всего цикла разработки творческий тандем Cyanide Studio и Spiders упорно хранил в тайне любые подробности касающиеся их нового проекта: за все время нам показали лишь пару трейлеров, никак не прояснявших на что будет похожа игра. Маниакальная завеса таинственности настораживала. Особенно если вспомнить о том, что всего несколько месяцев назад Cyanide Studio выпустили Game Of Thrones RPG, а незадолго до этого еще три игры. Секрет такой плодовитости, равно как и причины молчания, стали понятны сразу после релиза игры: Of Orcs and Men чуть ли не дословно цитирует Game Of Thrones RPG.

Выбор Game Of Thrones как образца для подражания выглядит странным только отчасти. С одной стороны, игра конечно неоднозначная, если не сказать хуже. С другой, благодаря Джорджу Мартину у нее имеются свои сильные стороны — игровой мир, сюжет и персонажи. Судя по всему, именно эти аспекты «Игры престолов» послужили плагиаторам основной точкой опоры. По крайней мере, сценарию и главным героям в Of Orcs and Men уделено заметно больше внимания нежели всему остальному. Правда, в этот раз у разработчиков не было на руках готового литературного произведения, откуда можно черпать вдохновение, а за спиной не стоял известный писатель в качестве консультанта-контролера. Создавать всю «начинку» предстояло самостоятельно, полагаясь исключительно на собственные таланты. К сожалению, даже объединенных усилий двух студий оказалось недостаточно для достойной реализации задуманного.



Взять к примеру сеттинг. Понятно, что в силу объективных причин ожидать от него уровня исполнения сопоставимого с Game Of Thrones не приходилось. Однако по глубине проработки и вниманию к деталям Of Orcs and Men также уступает многим играм средней руки. По большому счету, вместо готовой вселенной в игре есть только схематичный набросок: у здешнего мира нет ни истории, ни детального описания, ни названия. Вдобавок, в отличие от условного средневековья действие Of Orcs and Men разворачивается в декорациях классического фэнтези, что по умолчанию сводит на нет попытки придать правдоподобность происходящему.

Сюжет тоже не блещет. Рассказываемая французами история нарочито линейна и во многом предсказуема. От нее все время ждешь какой-то интриги, но единственный «неожиданный» поворот случается ближе к финалу и позаимствован прямиком из все той же «Игры престолов». Кажущаяся вариативность прохождения обманчива. Концовка в игре всего одна, а редкая возможность принять «ключевое» решение в лучшем случае ведет к побочному квесту, никак не влияя на общий ход событий. Другими словами, про реиграбельность можно смело забыть.



Тем не менее, не все так плохо — есть у Of Orcs and Men свои, пусть немногочисленные, достоинства. К таковым, в первую очередь, относится сознательный уход разработчиков от устоявшихся канонов жанра. В центре сюжета лежит традиционное противостояние «порядка» и «хаоса», но показанное с неожиданной стороны — «добро» и «зло» в нем поменялись местами. Роль агрессоров отведена людям, в то время как их неизменные враги орки, выступают в качестве угнетаемого народа борющегося за свою свободу и земли.

Вкратце суть конфликта такова. Человеческая Империя постепенно расширяется, захватывая все новые и новые территории. Двигаясь с севера на юг люди добрались до земель, принадлежащих племенам орков, что привело к кровопролитной войне. Перевес был на стороне людей, так что орков постигла незавидная участь. Те, кто не погиб в бою, попали в рабство, а остатки племен отступили дальше на юг. Победители взяли короткий таймаут и с помощью новоиспеченных рабов быстро возвели огромную Стену (знакомо правда?), надежно защищавшую границы новых владений от проникновения. Таким образом, оставшиеся по ту сторону орки оказались в затруднительном положении. Идти на открытый штурм они не могут, но и бездействовать нельзя — новый виток войны неизбежен, а преимущество явно не на их стороне. Поэтому, не без помощи стороннего вмешательства, у вождей племен созрел дерзкий план: отправить лучших бойцов убить императора. Сделать это нужно как можно скорее: люди вот-вот заключат союз с эльфами и гномами, чтобы объединенными силами окончательно решить «орочий вопрос». Встреча с послами состоится на небольшом труднодоступном острове, охраняемом хорошо тренированными, но малочисленными отрядами воительниц — Сестрами Скорби. Более удобный случай для покушения вряд ли представится.



Зеленокожая братва

Подобно Game of Thrones, в игре есть два главных героя. Первый, это опытный боец элитного отряда орков «Кровавые челюсти» по имени Аркаил, более известный под прозвищем «Мясник». У него проблемы с контролем ярости, что осложняет жизнь ему и окружающим, но несмотря на это он остается одним из лучших воинов и первым кандидатом на роль цареубийцы. В сопровождающих у него будет гоблин Стикс, специально нанятый в качестве проводника, готового за солидное вознаграждение провести орка за Стену не привлекая лишнего внимания. Примечательной особенностью Стикса является развитый интеллект и умение говорить, что делает его уникальным феноменом среди собратьев, больше похожих на диких и очень агрессивных зверей, чем на разумных существ.

Глядя на эту колоритную пару невольно напрашивается сравнение с героями «Игры престолов». Увы, оно будет не в пользу зеленокожих. Как и в случае с игровым миром, характеры персонажей Of Orcs and Men выписаны очень поверхностно, отчего выглядят более шаблонно. Прошлого героев, опять-таки, касаются вскользь, не заостряя внимания на подробностях. И если с Аркаилом все более-менее прозрачно, то историю Стикса хотелось бы знать получше — как-никак в ней кроется тайна возникновения «расы» гоблинов.



Манера повествования игры делает приключение Аркаила и Стикса похожим на смесь фильмов в стиле buddy movie и road movie. Движимые общей целью герои все время проводят в дороге, регулярно попадая в неприятности и нигде подолгу не задерживаясь. Изначально отношения между ними складываются не самым лучшим образом. Сказывается разница в характерах и в мотивах поступков: орком руководит долг перед соплеменниками и жажда мести, гоблин просто отрабатывает деньги. Это приводит к постоянным спорам, обмену колкостями и взаимным упрекам. В какой-то момент Аркаил, заподозрив Стикса в предательстве, даже готов учинить над ним кровавую расправу. Однако совместное путешествие и пережитые опасности постепенно сближают персонажей. У них завязывается нечто вроде дружбы, ну или взаимоуважения. Ощущение киношности подкрепляется многочисленными кат-сценами, некстати натыканными чуть-ли не через каждые несколько минут; и словно сделанным под линейку коридорным дизайном локаций, в которых при всем желании невозможно сбиться с курса.



Собственно, отсутствие свободы — хотя бы такой минимальной, как произвольное перемещение между локациями — главный бич игры. Жесткие рамки сценария не допускают лишних вольностей: игрока пинками гонят вперед, не давая свернуть или как-то отвлечься. Временами складывается ощущение, что играешь в такой себе Call of Duty от жанра ролевых игр: короткие пробежки сменяются короткими же остановками на обязательную драку или и/или скриптовую сценку, и так вплоть до перехода к новой локации, где все повторяется по новой. Побочные задания — большая редкость, при этом так или иначе все они завязаны на применение силы. Ни одно поручение не обходится без убийств, обычно же счет виртуальных жертв идет на десятки. Впрочем, сюжетные квесты в этом отношении недалеко ушли от второстепенных: и те и другие в равной мере примитивны и безынтересны.



В остальном, Of Orcs and Men и Game of Thrones практически идентичны. Некоторые отличия разумеется есть, без этого никак, но они не настолько существенны чтобы изменить общую картину. Так, скажем, вместо денег в Of Orcs and Men используются абстрактные очки торговли, коими игрока скупо награждают NPC в «контрольных точках» сюжета. Между тем, тратить «деньги» особо не на что: ассортимент торговцев оставляет желать лучшего — максимум три-четыре предмета в каждой категории товаров. К слову, с боевыми трофеями и просто чужими пожитками дело обстоит гораздо хуже. Скудность экипировки отчасти компенсирует простенькая система улучшения вещей, позволяющая за более чем скромное вознаграждение в разы повысить сразу все характеристики выбранного экземпляра оружия или брони.

Ролевую и боевую системы оставили почти нетронутой: расширили ячейки очередности команд с трех до четырех, поменяли навыки и еще кое-что по мелочи. Например, основной класс персонажа предопределен заранее, дополнительный же дают выбрать строго по сюжету и ни минутой раньше. Приемы теперь привязаны не к классам, а к стилям боя: агрессивный и защитный у Аркаила, и ближние/дальние атаки у Стикса; вспомогательные и уникальные способности вынесены в отдельную общую категорию. Никуда не делись особые таланты героев. Стикс умеет становится едва заметным, превращаясь в идеального разведчика или убийцу, чем полностью копирует бойцового пса Морса из Game of Thrones. Аркаил в свою очередь может играть с врагами в кегли, используя Стикса как снаряд. Попав в гущу врагов Стикс наносит им повреждения и, в случае удачи, оглушает. Кроме того, это единственный способ попасть на иначе недоступные возвышенности облюбованные арбалетчиками. Другой примечательной особенностью Аркаила являются приступы неконтролируемой ярости. Находясь в агрессивном режиме боя, орк постепенно впадает в бешенство. Если вовремя не «спустить пар», у Акарила «срывает крышу» и он начинает лупить всех подряд, включая своего напарника. Управлять им в такие моменты нельзя, но возросшая сила и скорость ударов вкупе с меньшей восприимчивостью к атакам противников стоят того.



1ass

Отдельных недобрых слов заслуживает локализация проекта. Ну что тут сказать... «надмозги» из компании «1С» в очередной раз продемонстрировали наплевательское отношение к чужому творчеству и неуважение к покупателю. Игра пестрит неуместными жаргонизмами, отсебятиной и откровенными расхождениями перевода с оригиналом. Чего только стоит перевод названия Blood Jaw как «кровопийцы». Если включить русские субтитры и внимательно слушать речь персонажей, таких примеров можно насобирать множество даже без больших познаний в английском языке. А потом некоторые еще удивляются, откуда такая нелюбовь к этим горе-локализаторам.

Game of Orcs and Men

В целом Of Orcs and Men можно назвать облегченной версией Game of Thrones. Не в смысле легкости прохождения, а в плане слабой реализации многих элементов геймплея и нераскрытого потенциала идей. К безусловным достоинствам игры можно записать разве что интересную концепцию, и на удивление неплохую графику. В любом случае, в наше непростое время стремление к оригинальности уже само по себе похвально, особенно для небольшой — и не очень талантливой — европейской студии. Пусть результат не превзошел ожиданий (которых никто и не возлагал), но получилось довольно таки сносно.



P. S. Кстати об оригинальных идеях. Помнится, в середине 90-х студия Blizzard работала над рисованным квестом Warcraft Adventures: Lord of the Clans, в котором главным героем был орк, вставший на путь борьбы за возрождение былого величия своего народа. Выглядит знакомо, не так ли? На самом деле обвинять французов в воровсте у Blizzard как-то неловко. Во-первых, игра и без того полна куда более очевидных заимствований. Во-вторых, Blizzard проект отменили, так что формально Cyanide Studio стали своего рода первопроходцами.


Опубликовано: 17.11.2012
Автор: Unseen